Противолодочные самолеты БЕ-12

И прочий транспорт будущего
User avatar
Гоша Хороший
Мистер Привет 2018
Posts: 1853
Joined: 03 Dec 2017 20:31
Location: 3.14ter -> 1qver

Re: Противолодочные самолеты БЕ-12

Post by Гоша Хороший »

Yvsobol wrote: 08 Oct 2021 13:43 Как найти ети лодки под многметровыми льдами?
чисто гипотетическая идея (высосанная из пальца): в самолетах магнитометры. они измеряют магнитное поле земли (напряженность или еще чего-то там). думаю, что это магнитное поле особо не меняется каждый день. самолеты летают каждый день по одним и тем же параллелям и перпендикулярам и "рисуют" изолинии (линии одинаковой напряженности). эти линии должны быть одинаковыми каждый день, но если они искривляются - то под водой может быть ПЛ потому, что ПЛ - это большая железяка и она может искривить магнитное поле. только я не уверен - действительно ли может?

в школе делали опыт с магнитом и железными опилками. "рисовали" картины опилками на листе бумаги. а вот если иголку под листик положить, то картинка менялась.

думаю, тот же принцип и в поиске ПЛ с самолетов. а иначе зачем там магнитометр?
Гоша хороший, а Маша еще лучше
User avatar
Yvsobol
Уже с Приветом
Posts: 81297
Joined: 09 Mar 2003 07:07
Location: RUS:353905-140081-USA:22202

Re: Противолодочные самолеты БЕ-12

Post by Yvsobol »

Ето один из методов и он широко используется. Выше ТС говорил о комплексе различных мер обнаружения ПЛ и магнитометры наравне с радарами, спутниками, разведкой и пр. (щас еще какой то химический метод вроде придумали) рабочие.
Но..все ето никак не будет работать (кроме разведки конечно) для поиска под льдами несколько метров + лодка еще и на глубине под ними. Магнитометры вoбще насколько я помню на самолетах и вертолетах работают когда они максимально низко идут над водой. У метода очень ограничен радиус действия.
То есть в условиях Арктики он абсолютно нерентабелен (ИМХО).

Я не могу найти в интернете какой то серьезной информации какими методами сейчас можно обнаружить подлодки пдо льдами.

Уверен, что я не прав и етот вопрос как то отработан. Но пока я чеких ответов не вижу.
User avatar
kite12
Новичок
Posts: 84
Joined: 31 Jul 2021 22:10

Re: Противолодочные самолеты БЕ-12

Post by kite12 »

Гоша Хороший wrote: 09 Oct 2021 04:05

чисто гипотетическая идея (высосанная из пальца): в самолетах магнитометры. они измеряют магнитное поле земли (напряженность или еще чего-то там). думаю, что это магнитное поле особо не меняется каждый день. самолеты летают каждый день по одним и тем же параллелям и перпендикулярам и "рисуют" изолинии (линии одинаковой напряженности). эти линии должны быть одинаковыми каждый день, но если они искривляются - то под водой может быть ПЛ потому, что ПЛ - это большая железяка и она может искривить магнитное поле. только я не уверен - действительно ли может?

в школе делали опыт с магнитом и железными опилками. "рисовали" картины опилками на листе бумаги. а вот если иголку под листик положить, то картинка менялась.

думаю, тот же принцип и в поиске ПЛ с самолетов. а иначе зачем там магнитометр?
Идея с магнетометрами придумана давно, реализована не только в противолодочной авиации. Широко применяется на тральщиках в поисково-спасательной службе ( АСС) и т д.

Но.. следует понимать,что датчки магнетометров,должны быть как можно дальше вынесены за пределы корпусов кораблей и ЛА.
Поэтому,как правило на кораблях и вертолетах они опускаемые на тросах, а на самолетах,выполнены в виде конусов/штанг

Image

И ещё.. Довольно редки случаи надёжного контакта с лодкой благодаря только лишь магнетометрам. Для надежной работы прибора,самолет должен быть непосредственно над целью. На малой высоте и желательно минимально возможной скоростью. Учитывая то,что магнитометр реагирует на любое скопление металла, можно представить,количество ложных срабатываний..

Image

Модернизированные по компексу Новелла ИЛ-38Н имеют прибор ДМА, который несколько отличается от магнетометра.
Аналогично и на P-8 Посейдоне.
User avatar
kite12
Новичок
Posts: 84
Joined: 31 Jul 2021 22:10

Re: Противолодочные самолеты БЕ-12

Post by kite12 »

Прошу прощения заходящих в тему о перерывах в общении.К сожалению приходится иногда работать.. :D

У меня сохранились зарисовки о моих впечатлениях о районах Севера,где мне доводилось бывать.Не Арктика конечно,но всё же.
Завтра,надеюсь продолжим обсуждение.Думаю,что смогу на какие то вопросы ответить..


На Чукотке первый раз оказался,когда мне было лет 12. Мы тогда жили на Камчатке,отец был зам.командира полка на СУ-9. Родители были заняты до середины июля по работе и чтобы я не валял дурака,они решили отправить меня на "Большую землю" попутным транспортом. АН-12 джанкойского полка возвращался домой,в плане была посадка в Дягелево,где мой рязанский дед,должен был меня встретить.
С Елизово на борт загрузили попутный груз для Анадыря и экипаж с довеском в моём лице,пошёл на Чукотку. Аэропорт Угольный,мне тогда показался ничего себе.Особо мы там время не тратили. Разгрузка,дозаправка,обед и ушли на Якутск.
В Дягилево они конечно же не сели. Не помню причину. По моему по погоде. Сели в Раменском.Меня посадили на электричку и отправили в Рязань своим ходом.

Следующее посещение Чукотки случилось гораздо позже. Я уже несколько лет летал командиром(КК) на АН-12. Имел тогда 2-й класс и считался начальством довольно надёжным пилотягой.
Из 9-й бригады судов обеспечения на Дальний Восток ушла наша Пэ-эмка. Уже не помню зачем? Но суть в том,что перед возвращением на ЧФ,нужно было поменять несколько офицеров (экипаж там был военный) и что то из оборудования. Везли мы кажется дизель-генератор и кучу ящиков.
ПМ зимовала в Бухте Проведения, работала по обеспечению кораблей погранцов и сил флота,которые находились в том районе.
Уже не помню,как мы летели в тот раз до Дальнего Востока. По моему,как обычно через Новосибирск-Красноярск-Хабаровск. На Большом аэродроме долго думали как лететь на Проведения. Анадырь давал ограничения по заправке. Там и так было впритык. Летали Аэрофлот,местные линии да плюс работал полк ПВО. Топливо было лимитировано. Аварийно сажали, но планово с заправкой-нет.
Решили лететь через Якутск. До Проведения,часа четыре. Как раз выработаем топливо. Полоса -укатанная галька с песком. А мы груженные..
Был риск. Погода там меняется быстро. А уйти далеко уже не сможем. Взяли запасными Анадырь.Вторым показали Марково.Но знали,что туда уже по топливу не дотянем.
Повезло. Погода стала хуже,чем та,что была,когда вылетали,но в пределах моего минимума. Нижняя кромка облачности была около 400 метров. Горизонтальная видимость без ограничений. Вышли из облаков,пошли по схеме над бухтой,обошли гору Эмма справа,развернулись над бухтой с одноимённым названием и с курсом 189:градусов,зашли на полосу.
Два километра,было вполне достаточно,но я помнил о галечном покрытии.. Команду на снятии винтов с упора дал чуть позже,когда мы уже твердо катились по полосе.Зарулили на стоянку к погранцам.. Приехали.

Командиром экипажа АН-26 пограничников, был мой однокашник по училищу Сашка..Встретил хлебосольно. Приведённую с собой десятилитровую канистру шлёмки,уговорили довольно быстро. Мы стояли в Проведении дня четыре. Сказочно красивые места. Рыбалка.. Я ловил гольца на Камчатке. Там он был немного мельче. Чукотский голец,красавец и очень вкусный. Ловил по рецепту из камчатского детства. Ложку красной икры бросал в кипящую воду. Получившуюся массу твердых шарообразных икринок брал с собой на рыбалку. Леска с грузилом и двумя крючками,поплавок и длинное удилище.
На каждый крючек по шарику-икринке. Бросаешь вверх по течению. Проводка на стремнине. К концу проводки поплавка нет. Вытаскиваешь потяжелевшую снасть, голец пойман.
Кету и чавычу не ловили.Нам загрузили на борт пару бочек засоленной красной рыбы. Были и трёхлитровые закатанные банки с икрой,сетки вяленной корюшки,связки копчённых спинок красной рыбы.
Когда прилетели домой,от борта несло,как от рыболовного сейнера.Полковые находили нас по запаху. Приходили,получали в подарок "хвост" и благодарно убегали с добычей пить пиво.
Экипаж же от вида и запаха рыбного, уже тошнило.

Приходилось бывать на Дальнем Востоке потом. Но такой красоты и рыбалки как в Проведении,больше не было.

[
phpBB [video]


Другой тип правда,но схема захода та же.
Проход над бухтой Проведения,до буты Эмма,правым разворотом на полосу с курсом 189 градусов.
User avatar
Гоша Хороший
Мистер Привет 2018
Posts: 1853
Joined: 03 Dec 2017 20:31
Location: 3.14ter -> 1qver

Re: Противолодочные самолеты БЕ-12

Post by Гоша Хороший »

kite12 wrote: 09 Oct 2021 05:25 Идея с магнетометрами придумана давно, реализована не только в противолодочной авиации. Широко применяется на тральщиках в поисково-спасательной службе ( АСС) и т д.
думаю, она и в геологии/гео-развеке применяется. наверное, так нашли курскуя магнитную аномалию по абсолютным значениям магнитного поля. но аномалия никуда не движется. поэтому эти значения каждый день одни и те же.
kite12 wrote: 09 Oct 2021 05:25 Но.. следует понимать,что датчки магнетометров,должны быть как можно дальше вынесены за пределы корпусов кораблей и ЛА.
Поэтому,как правило на кораблях и вертолетах они опускаемые на тросах, а на самолетах,выполнены в виде конусов/штанг
если делать измерения в одинаковых условиях (одна и та же высота, один и тот же маршрут, один и тот же датчик в одном и том же месте), то резултьаты (относительные) должны быть одни и те же вчера и сегодня. если они разные - значит под водой что-то шевелится. визуально можно увидеть, что на поверхности воды и принять это к рассмотрению
Гоша хороший, а Маша еще лучше
User avatar
kite12
Новичок
Posts: 84
Joined: 31 Jul 2021 22:10

Re: Противолодочные самолеты БЕ-12

Post by kite12 »

Я наверно повторюсь,если скажу,что период моей службы на "северах",был мало связан с ПЛО. Тогда мне приходилось тащить тяжёлую лямку по организации работы смешанного полка.
Тем не менее,мне часто приходилось общаться с ребятами из 24 полка (Кипелово). Первый командир этого полка,Виктор Павлович Потапов,был нашим командующим авиации ВМФ.
С командным составом противолодочных полков,мы часто встречались на сборах,военных советах или на совещаниях.
Безусловно,возможно, на что то,я не обратил внимание,но я не помню тогда,что была организована боевая служба противолодочников в ледовых районах.
Как правило поиск ПЛ осуществлялся в районах,свободных от льда.

Контроль за перемещением подводных лодок друг друга СССР и США осуществляли
1.Путём прокладки подводных кабелей,информирующих о прохождении ПЛ
2.Развёртыванием в наиболее важных с оперативной точки зрения,опорных информационных систем
3.Прокладкой распределительных волоконно-оптических систем с гидррфонами.
4.Оборудованием береговых(или ледовых,под легендой метео или научных станций) пунктов сбора и анализа информации
5.Осуществляя патрулирование по схемам,самолётами системы ДРЛО.


Освоение подводными лодками противостоящих стран Арктики,осуществлялся ещё со времён дизельных лодок.Но их заходы под лёд были короткими и локальными. Первой лодкой ,прошедшей подо льдом в районе СП,была атомная Наутилус,кажись в 58 году.
С тех пор,ежегодно ледовую Арктику осваивают атомоходы. С одной стороны,чисто с практической точки зрения,для перегона атомоходов с на ТОФ. С другой стороны-практика и тренировка.

Стрельба ракетами,находясь подо льдом,на сегодня невозможна. Даже в условиях полыньи пуск ракеты под водой чреват.
Требуется пробить лёд и всплыв произвести цикл подготовки и пуск.
В СССР,впервые рядом с полюсом стреляли в 84-м.

На мой взгляд,на сегодня,опасения из-за возможности пуска ракет,всплыв,пробив лёд,так остро не стоит. Во-первых,дальность баллистических ракет,стоящих на ПЛАРБах,позволяет стрелять ими от причала в базах. Во вторых мероприятия по поиску полыньи или относительно тонкого льда,довольно долги по времени.Да и гарантии на то,что условия всплытия будут,нет.
Плюс время на цикл подготовки,дают возможность самолётам системы АВАКС,засечь лодку.
Кроме того,высока вероятность застрять при всплытии,пробивая лёд.
По сообщениям Российских же СМИ,случай обнаружения трёх лодок НАТО ( двух американских,Харвард и Коннектикут пляс одна британская) самолётами ТУ-142,в 2018 году,был связан как раз с тем,что лодки при всплытии застряли и выпиливались из льда пару дней.
Существуют и ютюбовсий ролики на эту тему...

В любом случае,тема эта довольно интересная,не беспорная. Но в интернете,описания технических вопросов ПЛО в Арктике,почти нет.

Можно найти материал в специализированной переодике.
Кое что пишут в "Морском сборнике".Есть интересные статьи в номерах ЗВО. Есть книги,написанные по этому вопросу. Я у себя нашёл книжку,преподавателя кафедры ПП, академии ВМФ, Комарова. Как раз по этой теме
Last edited by kite12 on 10 Oct 2021 04:33, edited 1 time in total.
User avatar
kite12
Новичок
Posts: 84
Joined: 31 Jul 2021 22:10

Re: Противолодочные самолеты БЕ-12

Post by kite12 »

Del
User avatar
kite12
Новичок
Posts: 84
Joined: 31 Jul 2021 22:10

Re: Противолодочные самолеты БЕ-12

Post by kite12 »

Давайте назовём 5 основных функций вертолётов противолодочных кораблей (фрегатов).
Попробую продолжить тему и попытаюсь ответить на  поставленный мною же вопрос. 

Вертолёт,являющийся частью вооружения корабля,способен выполнять необходимые для боевого предназначения корабля функции которыми являются:

1.Разведка (в том числе ледовая при необходимости) и связь( ретрансляция).
2.Противолодочные мероприятия ,включающие обнаружение ,слежение и при необходимости уничтожение ПЛ.
3. Транспортные работы по доставке на борт людей и различного вида вооружения и имущества для поддержания в повышенных степенях БГ корабля. 
4. Функции по проведению противодиверсионных мероприятий,а также выполнение действий по поисковой и аварийно-спасательный службе.
5.Разминирование водного района или прибрежной зоны.Особенно важно при эскорте конвоев или перед высадкой десанта.

На пункте пять,стоит остановиться подробней. Ибо использование вертолётов для  разминирования,является сегодня приоритетным. А при разминировании мелководья,наверное основным.
При желании интересующихся военной темой вообще,а аспектами военно-морского флота(сил),в частности,мы можем продолжить объёмную тему постановки минных полей и разминирование водной акватории.
Пока,что обсудим узкую тему:роль авиации в разминировании.

Когда то, проходя классы при МТО флота и посещая в составе группы "студентов от ВВС",минно-торпедный арсенал на Инженерной пристани в Севастополе,я обратил внимание на минный трал очень похожий на катер с подводными крыльями, так знакомого всем по фильму " Бриллиантовая рука".
Имеется ввиду катер по 343 "Волга".
Упомянутый трал был естественно без пассажирских кресел,органов управления и винта.Служащие арсенала,в тот день проводили на трале регламентные работы Поэтому мне удалось увидеть,что на нем был смонтирован какой то агрегат,который при ближайшем рассмотрении,оказался очень похож на турбовальный ТВ2-117А от МИ-8.
Судя по тому,что трал хранился с внешней стороны територии части,секретным,изделие, явно не было.

Работать трал должен был так:
Перед предполагаемым боевым тралением,изделие загружалось на палубу тральщика или другого корабля. 
После прибытия в водный район,необходимый для разминирования,после разведки и необходимости работы бесконтактным методом,трал спускался на воду,поднимался вертолёт,запускалась турбина установленная на изделии,вертолётом принимался буксировочный конец и... С определённой скоростью (выхода трала на редан и крылья) производилось траление мин с аккустической и электромагнитной взрывной чувствительностью. Турбина на трале обеспечивала имитацию прохождения корабля..Немного позднее узнал,что марка трала была ВНТ-2 (вертолетный неконтактный трал).

Попытки использовать авиацию для разминирования акватории, в России/СССР, предпринимались давно.Самолётами, с воздуха,находились минные поля,производилось бомбометание для их детонации . Но  совершенствовалось минное дело. Появились якорные мины,которые ставили на определённой глубине. От контактных взрывателей,перешли к более сложным аккустическим, электромагнитным,смешанным. Со срабатыванием под >N+1 проходившим сверху корпусом.
 
Мины стали взрываться под тральщиками.Даже деревянными или пластиковыми. Появились оптические взрыватели. 
 Буксировка тралов за самолётами была неудачной идеей. Хотя попытки такие были. Появившийся в начале 50-х годов вертолёт ВМФ КА-15,был очень ненадёжным и слабым по мощности двигателя. Даже противолодочную задачу КА-15 выполнял с трудом. Низкая грузоподъёмность (350 кг) и малый боевой радиус,не позволяли вертолёту нести запас буёв и торпеду с бомбами. Да и времени для надёжного контакта,у лодки не было. 
 Лишь с появлением КА-25,появилась возможность ,выполнять все перечисленные задачи. 
Впервые боевое траление с применением вертолётов ,в СССР было осуществлено при разминировании Суэцкого канала в 1974 году.Сама операция разминирования,может быть обсуждена в теме об истории.Здесь же упомяну только о военно-технической стороне вопроса.
Буксировать тралы планировали тремя типами вертолетов: КА-25 ( тремя модификациями),МИ-8 и МИ-14. Наиболее эффективно себя показали КА-25бшз и МИ-8бт.
Применяли два вида тралов:контактный ВКТ-1 и шнуровой заряд БШЗ.

Думаю,что именно тогда и там,моряки ВМФ СССР,увидели эффективность работы американских вертолетных неконтактных тралов.Именно по образцу и подобию трала Mk105, был сконструирован ВНТ-2.
Вот так выглядел Mk105 и его буксировка вертолетом.

Image

Image

Тема траления весьма обширна.Постараюсь ответить на вопросы

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”