HappyCat wrote: ↑13 Oct 2020 00:45
Я никогда не воспринимала английскую законодательную и философскую традицию как о жадности и частной собственности. Скорее как о гарантиях свободы. В какой-то степени личная собственность и свобода связаны, так как если у человека нет возможностей для обладания какой-то собственностью на орудия труда и средства защиты себя от окружающей среды и от других людей, то и возможность какой-то автономной деятельности пропадает. Но в этом плане и остальные страны так же это признают. Хотя часто свобода относительно гарантируется не для всех, а только для избранных
. Магна Карта так совсем в моем представлении исключительно о том чтоб ограничить власть короля и получить свободы от королевского произвола. И тоже там получается, что относительную свободу обеспечивает не для всех, а для избранных. Bслед за Британией eto сделали и многие другие страны, в последствии доведя королевскую власть до чиста номинальной.
Когда я начала читать такие тексты, у меня тоже было такое представление об этих концепциях, событиях и людях, которые все это сформулировали; тем более что современные комментаторы этой литературы заинтересованы в том, чтобы они именно так воспринимались. Но чем больше я читала и чем больше я сравнивала англоязычные тексты с греческими или французскими, тем более неоднозначной становилась эта картина.
Одной из версий известной life, liberty and pursuit of happiness, распространенной во время американской войны за независимость, была life, liberty and property или даже estate. Это в общем-то имело смысл в то время, учитывая отношения колонистов с метрополией в то время. И раз уж касаться войны за независимость, я не уверена, случилась бы эта война и последующее отделение, если бы не британская жадность. Если представить, что Британия взимала бы умеренные налоги и не препятствовала торговле США с другими регионами, вполне возможно, что отношения США с Великобританией складывались бы по канадскому или другому похожему сценарию.
Что касается хартий вольностей, то, да, были и другие причины недовольства английских баронов – чужеземные правители, войны, противостояние короны и церкви и т. д. Но во всех этих факторах центральным фактором было нежелание делиться с короной. А мятеж баронов, который вынудил Иоанна Безземельного подписать самую главную хартию, был вызван повышением налогов и других сборов.
Вообще, из того что я могу вспомнить прямо сейчас, большинство мятежей в разные времена в разных странах были связаны с налогообложением. Но моя мысль была о том, что именно в Англии и впоследствии в англоязычных странах потратили массу энергии и чернил, чтобы оправдать достаточно простое нежелание делиться высокими принципами свободы и законности. И чем больше оно культивировалось, тем более заметным оно стало в этих культурах.