"Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Впечатления, размышления.

Moderator: Sw_Lem

User avatar
lexell
Уже с Приветом
Posts: 4824
Joined: 04 Dec 2006 14:28
Location: Australia

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by lexell »

В неблагополучных регионах, районах школьники бритвенные лезвия в перила вставляли. Гвозди под колеса ставили.
Все-таки я придерживаюсь мнения, что концентрация подросткового криминала была в регионах. Не в селах, где все друг друга знали, а в небольших городах, окраинах и пригородах больших городов.

О Татарстане пишут в вики со ссылками в вики. Там большая статья о происходящем в подростковой среде и причинах. Основной причиной была урбанизация Казани и большой приток людей из сельской местности в рабочие районы/микрорайоны. Может быть совпало с выдачей внутренних паспортов жителями сельской местности в 1974г , которая продолжалась до 1981г? Урбанизация коснулось всей страны.


«Каза́нский фено́мен» — собирательное название образовавшихся в 1970-е и 1980-е годы в Казани и ряде городов Татарской АССР многочисленных банд, составленных из малолетних и несовершеннолетних лиц. Подростки из рабочих районов с окраин Казани объединялись в молодёжные банды, которые носили имена, созвучные с названиями районов или улиц, где проживали их члены. Банды начинали вести соперничество за территории в городе, устраивая массовые драки «стенка на стенку» с использованием арматуры и металлических шаров[1], которые нередко заканчивались смертельным исходом[2]. Банды сформировались почти во всех районах Казани: школьники, которые становились свидетелями столкновений этих группировок, загорались желанием им подражать, чтобы укрепить своё влияние среди сверстников, и воспринимали стычки как нечто обыденное[3]. Одной из предпосылок возникновения «казанского феномена» считается деятельность банды «Тяп-ляп»[4][5].
Казанские молодёжные банды отличались от группировок гопников из других городов наличием определённой иерархии, масштабом своих действий и последствиями стычек. Они нередко выясняли отношения в массовых драках, совершали иные преступления. Большинство уличных банд прекратили своё существование с распадом СССР и коренным общественно-политическим переломом, некоторые из них стали известными в Казани ОПГ[3]. Среди подобных казанских группировок широко известны «Борисково», «Грязь», «Жилка», «Киноплёнка», «Калуга», «Перваки», «Хади Такташ» и другие[6]. В связи с обилием молодёжных банд Казань стала символом подростковой преступности, обретя славу одной из криминальных столиц СССР[7], а время, когда шли многочисленные «войны за асфальт», получило название «асфальтный период»[1].
Казанский феномен описал в своей книге «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» журналист Роберт Гараев (2020 год). В 2023 году на экраны вышел сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», в основе сюжета которого лежали события, также связанные с феноменом.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 ... 0%B5%D0%BD
SpIDer
Уже с Приветом
Posts: 7941
Joined: 30 Nov 2000 10:01
Location: Moscow, Russia - > New York, NY, USA

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by SpIDer »

Grand Canyon wrote: 09 Dec 2023 23:51 Да только мы были обычные школьники и сами ездили по фальшивым проездным (тогда они ещё не были магнитными).
Была коллекция вырезанных буковок "Е" разных цветов? :great:
null
Уже с Приветом
Posts: 3007
Joined: 09 Jul 2001 09:01

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by null »

кроме Казани ещё были т.н. "моталки" из Набережных Челнов
столкнулись как-то с ними вечером в центре Москвы, когда разобрались что мы "свои" (не москвичи) нам было предложено мотаться вместе :mrgreen:
Grand Canyon
Уже с Приветом
Posts: 6642
Joined: 10 May 2013 05:00
Location: TX

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by Grand Canyon »

SpIDer wrote: 10 Dec 2023 01:12 Была коллекция вырезанных буковок "Е" разных цветов? :great:
Всех подробностей не помню, но уже тогда где-то сканировали проездной на цветном сканере и печатали аж на цветном лазерном принтере. И получалось нормально. У нас дома был только ч/б лазерный принтер.
zVlad
Уже с Приветом
Posts: 16208
Joined: 30 Apr 2003 16:43

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by zVlad »

Мои детство и юность прошли в конце 60х начале 70х. В районе Челябинска при металлургическом завод который начали строит в 1942 году.
Население состояло из эвакуированных с Украины и из окрестных деревень.
Мои родители были тогда яхтсменами и я часто был в яхтклубе. По соседству был спортивно-трудовой лагерь для допризывников, созданный военкоматом района.
Помню как я завидовал старшим загорелым, сильным ребятам идущим строем с песней. Вот думал вырасту и тоже пойду также.
Пионерлагеря у нас были великолепные. В них рвались. Я помню одно лето побывал в четырех сменах и был доволен, счастлив.
В кино отец говорит Марату мол помнишь тебе было плохо в пионерлагере и я тебя забрал оттуда. Это уже 80е. Наш старший помнится тоже не выдержал даже одной смены.
Мне кажется дело в том что по мере ухода из жизни людей прошедших и закаленных революцией, граждаской и Отечественной войной, стройками пятилеток, на их место пришли абсолютно равнодушые люди и заняли посты от которых зависило какими станут дети.

В кино много событий происходило на хоккейных коробках. Наверное так и было в Казани. В Челябинске, в теже времена, коробки были залиты и почишены. На них тренировались команды, проводились чемпионаты районов и горола. Ребятам некогда и не интересно было "мотаться". Но это таки началось и у нас ближе к 90м.
Сначала мы потеряли молодежь. А в след за ними страну.

Фильм прекрасный. Главное это НАШ фильм.
zVlad
Уже с Приветом
Posts: 16208
Joined: 30 Apr 2003 16:43

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by zVlad »

lexell wrote: 10 Dec 2023 00:44 ....

О Татарстане пишут в вики со ссылками в вики. Там большая статья о происходящем в подростковой среде и причинах. Основной причиной была урбанизация Казани и большой приток людей из сельской местности в рабочие районы/микрорайоны. Может быть совпало с выдачей внутренних паспортов жителями сельской местности в 1974г , которая продолжалась до 1981г? Урбанизация коснулось всей страны.
...
То что написано в Вики о причинах лишь часть правды. Выдача паспортов жителям сельской местности тоже не причина. Никто их в деревнях не держал уже гораздо раньше чем в 1974 году. Кто хотел уехать уезжал, брал справку в сельсовете и получал паспорт в городе. В 1974 года просто стали выдавать паспорта на селе. И это вовсе не было причиной сразу ехать в город. Паспорта в городах не проверяли на улице. Он нужен был чтобы устроиться на работу или учебу.

А вот причины бездействия местных властей это видимо ушло от внимания. Я писал выше как элементарно можно было занять молодежь другим и не дать криминалу (а во главе таких группировок всегда был криминал).
Еще причина думаю была в татарском менталитете. У меня много было друзей татар, я был вхож в их семьи. Жестокость в отношении к детям, женам не чужда им. И в кино это выпукло показано в семье Марата и Айгюль. Но одно дело роль семьи в кочевой ее форме, другое в условиях города когда отец и сын, мать и дочь оказываются оторваными друг от друга. Условия изменились а ментальность осталась.
А вот мать Пальто это отношение к сыну русской матери. Очень показательно и отношение сверсников Айгюль. Я в моей среде никогда про такое не слыша. Опять же Татарстан получается. Все это в копилку причин.

Еще та история связана с заводом КАМАЗ, в Набережных Челнах. Резкий рост числа молодых рабочих в одном месте.
User avatar
lexell
Уже с Приветом
Posts: 4824
Joined: 04 Dec 2006 14:28
Location: Australia

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by lexell »

zVlad wrote: 11 Dec 2023 15:17
lexell wrote: 10 Dec 2023 00:44 ....

О Татарстане пишут в вики со ссылками в вики. Там большая статья о происходящем в подростковой среде и причинах. Основной причиной была урбанизация Казани и большой приток людей из сельской местности в рабочие районы/микрорайоны. Может быть совпало с выдачей внутренних паспортов жителями сельской местности в 1974г , которая продолжалась до 1981г? Урбанизация коснулось всей страны.
...
То что написано в Вики о причинах лишь часть правды. Выдача паспортов жителям сельской местности тоже не причина. Никто их в деревнях не держал уже гораздо раньше чем в 1974 году. Кто хотел уехать уезжал, брал справку в сельсовете и получал паспорт в городе. В 1974 года просто стали выдавать паспорта на селе. И это вовсе не было причиной сразу ехать в город. Паспорта в городах не проверяли на улице. Он нужен был чтобы устроиться на работу или учебу.

А вот причины бездействия местных властей это видимо ушло от внимания. Я писал выше как элементарно можно было занять молодежь другим и не дать криминалу (а во главе таких группировок всегда был криминал).
Еще причина думаю была в татарском менталитете. У меня много было друзей татар, я был вхож в их семьи. Жестокость в отношении к детям, женам не чужда им. И в кино это выпукло показано в семье Марата и Айгюль. Но одно дело роль семьи в кочевой ее форме, другое в условиях города когда отец и сын, мать и дочь оказываются оторваными друг от друга. Условия изменились а ментальность осталась.
А вот мать Пальто это отношение к сыну русской матери. Очень показательно и отношение сверсников Айгюль. Я в моей среде никогда про такое не слыша. Опять же Татарстан получается. Все это в копилку причин.

Еще та история связана с заводом КАМАЗ, в Набережных Челнах. Резкий рост числа молодых рабочих в одном месте.
Вы социолог? Я тоже не социолог.

Социологи пишут, что после выдачи паспортов в сельской местности основной поток миграции пришелся на районные центры и небольшие города областного подчинения. Люди уезжали от тяжелого труда, небольших доходов, отсутствия условий и возможностей на селе в 1970-ые.
В районных центрах и небольших городах в 1970-ые и 1980-ые формировалась подростковая преступность. Позже многие из них вошли в ОПГ в крупных городах страны в 1990-ые.

Замкнутый круг прописка-паспорт существующий в советское время подробно описан.
Прописка была необходимым условием для получения паспорта, а паспорт не давали без прописки. Получение прописки и паспорта было строгой и бюрократизированный процедурой в стране. Особенно в крупных городах.
Выход из положения был. Для многих это поступление на учебу и получение студенческого общежития по месту учебы. После получения образования и распределения оставались в городах как молодые специалисты.
Также существовало ограничение числа людей, переезжающих для постоянного проживания в Москву, Ленинград, столицы республик и другие крупные города с целью предотвращения перенаселения и связанных с этим социальных и экономических проблем.
Другие способы получения прописки – заключение брака, взятки за прописки, блат. Возможно были другие способы.

Отсутствие паспортов в сельской местности, необходимость справки в сельсовете для поездки в командировку в город, наличие социального феномена 'лимита' в крупных городах подтверждают желание людей уехать из сельском местности. Люди эмигрировали из деревни в 1970-1990-ые. Исход из сельской местности произошел за 20 лет.

---
Фильм я не смотрел. У меня знакомый , мигрировавший из Алматы в Австралию, тоже татарин кстати, рассказывал , что у них такое творилось на юге Казахстана в перестроечное время. Наркодельцы всей страны поехали к ним в Чуйскую долину. Дым анаши в тамбурах поездов и неблагополучных районах небольших городов коромыслом. Все это было связано с другими преступлениями, в том числе среди подростков и молодежи.

На Кавказе или где-нибудь на Алтае было по-другому с преступностью? Везде было со своими особенностями. Либо скрывали происходящее, либо не предавали особого значения. С глаз долой, из сердца вон.
zVlad
Уже с Приветом
Posts: 16208
Joined: 30 Apr 2003 16:43

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by zVlad »

lexell wrote: 11 Dec 2023 16:05 ...
Вы социолог? Я тоже не социолог.

...
А пишите как будто социолог.
А я пишу как нормальный человек живший в "стране" и как раз в 70е-90е бывший вполне вменяемым, не младенцем как многие здесь включая возможно и Вас, и достаточно хорошо знавшим деревню, хотя и рос в городе.
Исход населения из деревень, из сельской местности, это естественный процесс развития индустриального уклада. Он в СССР начался задолго до 70х, даже до революции он начался. Связано это было в первую очередь с ростом производительности труда на селе и появлением лишних рук. Одновременно с этим рос спрос на руки в городах где только и могла быть индустрия.
Никто никого в деревнях без надобности не держал. Люди привыкшие к сельскому труду и жизни в селах и имевшие самореализацию в селе никуда и не уезжали. Никаких справок для поездки в командировку из села не требовалось, требовалось только когда человек ехал город насовсем. У моей матери вся семья перехала из деревни в город во время войны. Мать сама, ее мать и два брата. Во время войны.
Я сам отдыхал летом в деревне лет с 12-13, т.е. с 1967-68 годов. В деревню ходил автобус и не один за день и не в одну деревню. Люди ехали туда и обратно полным автобусом. Билеты заранее покупать приходилось.

Что касаемо роста преступности в связи с притоком сельской молодежи в город это миф придуманный Вами, не социологом. Сельская молодежь в большинстве своеи была лучше воспитана в плане соблюдения законов чем городская. Я полгода проучился в ГПТУ где большенство ребят были и сел вокруг Челябинска.

Строгость паспортной прописки сочеталась с предоставлением жилья приезжим. У всех ребят ищ деревень с кем я учился (это был 1970 год) было место в общаге и полное обеспечение одеждой, питанием и карманными расходами. И местом работы по окончанию. Постарше приезжающие на заводы получали место в общежитии, зарплаты выше молодого инженера и перспективы на жилье более радужные (тьфу, блин, слово испоганили) чем у многих других.

Такое как показано в обсуждаемом фильме не было нормой в целом по стране. Скорее было исключением. Это явление даже название имеет по названию города.
Мелкое хулиганство было везде, но именно мелкое, а не организованное как в Казани и Набережных Челнах.
User avatar
mavr
Уже с Приветом
Posts: 6057
Joined: 01 Mar 2004 10:57
Location: Сибирь -> Aotearoa

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by mavr »

lexell wrote: 11 Dec 2023 16:05 Вы социолог? Я тоже не социолог.
Вы еще кроме того и не историк похоже.
Массовая индустриализация с переездом деревни в город прошла намного раньше.
User avatar
Lolla
Уже с Приветом
Posts: 15257
Joined: 15 Aug 2006 14:00
Location: FL

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by Lolla »

Grand Canyon wrote: 09 Dec 2023 16:08
Lolla wrote: 09 Dec 2023 06:46 Мне привью достаточно посмотреть оказалось чтобы понять что не хочу я это смотреть. Непонятная для меня тема но я не помню конца 80 - начала 90х - я еще ребенком была. Помню разговоры про гопников и драки. И помню бандитов в начале 2000х :)
Ничего себе, получается мы оба миллениалы тут?
Мне казалось вы поколения Х, а выходит у нас скорее всего практически одинаковый возраст.
мне 40 но умна не по годам и выгляжу моложе :D шучу конечно
какое блаженство быть совершенством! :)
User avatar
lexell
Уже с Приветом
Posts: 4824
Joined: 04 Dec 2006 14:28
Location: Australia

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by lexell »

mavr wrote: 11 Dec 2023 22:31
lexell wrote: 11 Dec 2023 16:05 Вы социолог? Я тоже не социолог.
Вы еще кроме того и не историк похоже.
Массовая индустриализация с переездом деревни в город прошла намного раньше.
Вы к тому же плохой аналитик. Исход из деревни продолжался до 90-ых. Волн было несколько пои разным причинам. Если в 1960-ом половина 50% населения страны жило в городском местности , то в 1980-ых около 80%
User avatar
lexell
Уже с Приветом
Posts: 4824
Joined: 04 Dec 2006 14:28
Location: Australia

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by lexell »

zVlad wrote: 11 Dec 2023 18:51
lexell wrote: 11 Dec 2023 16:05 ...
Вы социолог? Я тоже не социолог.

...
А пишите как будто социолог.
А я пишу как нормальный человек живший в "стране" и как раз в 70е-90е бывший вполне вменяемым, не младенцем как многие здесь включая возможно и Вас, и достаточно хорошо знавшим деревню, хотя и рос в городе.
Я ссылаюсь на социологов, а не отдельные комментарии помнящие и знающие происходящее в социуме страны.
zVlad
Уже с Приветом
Posts: 16208
Joined: 30 Apr 2003 16:43

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by zVlad »

lexell wrote: 11 Dec 2023 23:37
zVlad wrote: 11 Dec 2023 18:51
lexell wrote: 11 Dec 2023 16:05 ...
Вы социолог? Я тоже не социолог.

...
А пишите как будто социолог.
А я пишу как нормальный человек живший в "стране" и как раз в 70е-90е бывший вполне вменяемым, не младенцем как многие здесь включая возможно и Вас, и достаточно хорошо знавшим деревню, хотя и рос в городе.
Я ссылаюсь на социологов, а не отдельные комментарии помнящие и знающие происходящее в социуме страны.
Интересно у каких социологов вы нарыли это:
....
Замкнутый круг прописка-паспорт существующий в советское время подробно описан.
Прописка была необходимым условием для получения паспорта, а паспорт не давали без прописки. Получение прописки и паспорта было строгой и бюрократизированный процедурой в стране.
User avatar
mavr
Уже с Приветом
Posts: 6057
Joined: 01 Mar 2004 10:57
Location: Сибирь -> Aotearoa

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by mavr »

lexell wrote: 11 Dec 2023 23:14
mavr wrote: 11 Dec 2023 22:31
lexell wrote: 11 Dec 2023 16:05 Вы социолог? Я тоже не социолог.
Вы еще кроме того и не историк похоже.
Массовая индустриализация с переездом деревни в город прошла намного раньше.
Вы к тому же плохой аналитик. Исход из деревни продолжался до 90-ых. Волн было несколько пои разным причинам. Если в 1960-ом половина 50% населения страны жило в городском местности , то в 1980-ых около 80%
Разумеется это всегда было и продолжается далее.
Но ни более крупные волны ранее ни волны в других регионах не приводили к такому криминалу. Поэтому ни паспорта, ни город/деревня к этому отношения не имеет.
Вся эта «аналлитека» не стоит электронов потраченных на ее написание.
User avatar
lexell
Уже с Приветом
Posts: 4824
Joined: 04 Dec 2006 14:28
Location: Australia

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by lexell »

mavr wrote: 14 Dec 2023 05:31
lexell wrote: 11 Dec 2023 23:14
mavr wrote: 11 Dec 2023 22:31
lexell wrote: 11 Dec 2023 16:05 Вы социолог? Я тоже не социолог.
Вы еще кроме того и не историк похоже.
Массовая индустриализация с переездом деревни в город прошла намного раньше.
Вы к тому же плохой аналитик. Исход из деревни продолжался до 90-ых. Волн было несколько пои разным причинам. Если в 1960-ом половина 50% населения страны жило в городском местности , то в 1980-ых около 80%
Разумеется это всегда было и продолжается далее.
Но ни более крупные волны ранее ни волны в других регионах не приводили к такому криминалу. Поэтому ни паспорта, ни город/деревня к этому отношения не имеет.
Вся эта «аналлитека» не стоит электронов потраченных на ее написание.
Волны иммигрантов продолжались , и массовая иммиграция была более массовой после индустриализации 1930. Историю вы не знаете . И если выяснится, что массовая миграция из регионов в крупные центры все-таки сопровождалась всплеском криминала в тех районах куда переезжали внутренние иммигранты из регионов? Пишут что районы с общежитиями в которых жили лимитчики были менее безопасны. Это рабочие районы с общежитиями.
Люди начали уезжать из страны в конце 1970-ых по двум причинам. С одной стороны было разрешено выезжать, с другой – искали лучшей жизни. Это продолжалось до начала 00-ых.
Похожее происходило во внутренней иммиграции людей. С одной стороны люди искали лучшей жизни, с другой – легче было выехать из сельской местности с паспортом.
Могло быть совпадением всплеск криминала в 1980-ых и исход людей из деревни совпадением ? Не уверен. Социологи утверждают , что одной из причин был исход из деревни большего количества людей в 1980-ые.
Похожие процессы происходят с иммигрантами по всему миру. Неквалифицированные социальные группы людей компактно селятся в менее благополучных районах. Очень часто в этих районах можно наблюдать всплеск криминала.
В данном случае электроны головного мозга вас подвели.
User avatar
lexell
Уже с Приветом
Posts: 4824
Joined: 04 Dec 2006 14:28
Location: Australia

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by lexell »

zVlad wrote: 10 Dec 2023 15:42 В Челябинске, в теже времена, коробки были залиты и почишены. На них тренировались команды, проводились чемпионаты районов и горола. Ребятам некогда и не интересно было "мотаться". Но это таки началось и у нас ближе к 90м.
Сначала мы потеряли молодежь. А в след за ними страну.
Потерянная молодежь стала причиной в конце 80-ых ? Ваше поколение и потеряло страну. Затем в 90-ые годы люди вашего поколения обокрали своих родителей обесценив их сбережения приватизировав все что было построено и создано их родителями за бесценок. Теперь это же поколение людей лишает страны своих внуков продолжая пользоваться тем что было создано до них и не ими. Другие находясь в иммиграции, вспоминают минувшие дни, что вместе когда-то продули они.

О подростках в 1975г. Это же самое поколение родившиеся в 50-ые.

Давка в Сокольниках. Погибло 21 человек и много пострадавших , после игры в молодежных сборных СССР и Канады по хоккею. Причина – жевательные резинки. Канадская молодежная сборная начала раздавать бесплатно жвачки не подозревая о последствиях. Основная часть зрителей были подростки. Москвичи знали о произошедшем. Страна не знала. В апреле 2013 года на стадионе появилась мемориальная табличка в память о жертвах трагедии.

Жвачки, джинсы, западная музыка на пластинках возле Мелодии, барахло возле гостиниц в которых останавливались иностранцы пользовалось спросом. Утопическая идеология коммунизма перестала быть привлекательной среди молодежи к тому времени. Джинсы и жвачки победили.


В начале 1975 года канадская хоккейная юношеская команда Barrie Co-op из провинции Онтарио приехала в Советский Союз для проведения товарищеских матчей с советскими юниорами возрастом около семнадцати лет. Всего планировалось проведение пяти матчей: по две игры с юношеской сборной СССР, две с московским «Спартаком» и одна с командой «Крылья Советов». Спонсором поездки являлся мировой лидер по производству жевательной резинки «Wrigley». По условиям контракта канадские игроки получили по пятнадцати килограммовой коробке жевательной резинки этой фирмы, которую они обязаны были бесплатно раздавать. Именно эти подарки сыграли роковую роль в развернувшейся трагедии. Были в составе делегации и представители фирмы-спонсора. По многочисленным свидетельствам, канадцы разбрасывали жвачку чуть ли не во время игры, а потом в рекламных целях фотографировали и снимали на кинокамеру, как толпы московских детей, обезумевших от счастья прикосновения к запретному западному продукту, кидались её собирать[3].

Импортная жвачка была желанным предметом для советских школьников. Дети нередко выпрашивали жевательную резинку у иностранных туристов. Учителя и вожатые боролись со жвачкой, заставляли публично выплёвывать, пугали язвой и гастритом, отчитывали на собраниях и классных часах, вызывали в школу родителей.

Матч 10 марта был третьим в серии, и слухи о добрых канадцах, раздающих вожделенное лакомство, уже облетели московские школы. Именно подростки составляли большую часть зрителей



---

Сейчас достаточно открытых архивов. Если еще в России, то архивы давно открыты в других республиках бывшего СССР.
Grand Canyon
Уже с Приветом
Posts: 6642
Joined: 10 May 2013 05:00
Location: TX

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by Grand Canyon »

Кстати помню в детстве, как раз в нашу школу приехали американские детишки. Какой-то культурный обмен или что-то вроде этого. Интересно, из СССР летали ли в ту сторону какие-то партийные детишки, или этот обмен только в одну сторону? Так или иначе, они приехали всего на пару часов, если не меньше. Начали раздавать какие-то мелкие подарки и прежде всего жевачку. Один я оказался гордый, не шел к ним за подарками и ничего не взял. Но в результате один я и свалил в США в последствии. Интересно бывает складывается жизнь...
Канадол
Уже с Приветом
Posts: 2088
Joined: 22 Dec 2018 09:22

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by Канадол »

lexell wrote: 14 Dec 2023 06:28 Похожие процессы происходят с иммигрантами по всему миру. Неквалифицированные социальные группы людей компактно селятся в менее благополучных районах. Очень часто в этих районах можно наблюдать всплеск криминала.
В данном случае электроны головного мозга вас подвели.
Совершенно верно. Какой досуг был у рабочего человека в позднем СССР? Посмотреть зомбоящик и нажраться. Разумеется, так было не у всех, но у многих, поэтому родительский контроль отсутствовал. У нас в классе были люди из рабочих семей, я практику проходил на заводе и примерно знаю, о чем говорю. В комсомол к тому моменту вера начала испариться, чем было заняться предоставленным самим себе подросткам? Какие у них были перспективы? Пойти работать в Макдо заработать на ништяки было не вариант. Почему это исчезло потом? Потому что стало чем заняться (в основном зарабатыванием денег), а "старички" сторчались/спились/заехали на зону (это я наблюдал лично).

Касательно "нужности" сериала: ну раз дискуссия возникла, кто-то смотрит. Данная тема не хуже и не лучше, чем смотреть про какие-нибудь "банды Нью-Йорка". Как уже сказал, я по этому аспекту СССР ностальгии не испытываю, смотреть не буду.
zVlad
Уже с Приветом
Posts: 16208
Joined: 30 Apr 2003 16:43

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by zVlad »

lexell wrote: 14 Dec 2023 07:00
zVlad wrote: 10 Dec 2023 15:42 В Челябинске, в теже времена, коробки были залиты и почишены. На них тренировались команды, проводились чемпионаты районов и горола. Ребятам некогда и не интересно было "мотаться". Но это таки началось и у нас ближе к 90м.
Сначала мы потеряли молодежь. А в след за ними страну.
Потерянная молодежь стала причиной в конце 80-ых ? Ваше поколение и потеряло страну. Затем в 90-ые годы люди вашего поколения обокрали своих родителей обесценив их сбережения приватизировав все что было построено и создано их родителями за бесценок. Теперь это же поколение людей лишает страны своих внуков продолжая пользоваться тем что было создано до них и не ими.
.....
Гнусная Вы мразь. В игнор.
SpIDer
Уже с Приветом
Posts: 7941
Joined: 30 Nov 2000 10:01
Location: Moscow, Russia - > New York, NY, USA

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by SpIDer »

Отличный текст!
Откуда взялись братки 90-х

Этот вопрос задал мне один читатель в моем бывшем дзен-канале. Я начал отвечать, как часто у меня бывает из ответа получилась целая статья, которую я отложил в долгий ящик. А вот сегодня, разбирая разный виртуальный хлам, скопившийся на дисках, нашёл. Дай, думаю, опубликую. Ибо тема вечная – знаменитое советское человеколюбие и вообще вечно поминаемая «советская безопасность»; причём поминаемая преимущественно теплолюбивыми растениями, которые жались к своим мамочкам, на улицы гулять с «плохими компаниями» не ходили, а представление об окружающем мире формировали больше по советским фильмам киностудии имени Довженко и по рассказам старшей пионервожатой. В общем, тема достаточно старая, но регулярно возникающая то тут, то там. Итак.

Вопрос хороший и поставлен правильно. К сожалению, формат не позволяет ответить развёрнуто. Попробую тезисно. В 70-х годах на студии Беларусьфильм были сняты два трёхсерийных детских телефильма: «Кортик» и «Бронзовая птица». Тогда не было таких слов, как «культовый» и т.п., но для меня и многих детей моего поколения это был именно что культовый фильм. К сожалению, показывали его только на летних каникулах, да и то, кажется, не каждый год. Но не суть. Главный герой фильма, Мишка Поляков – это такой правильный, честный парень, а позднее и лидер одного из первых пионерских отрядов. То есть такая как бы икона правильного пионера для советских детей брежневской поры. Всё хорошо. Но вот только исполнитель главной роли, Сергей Шевкуненко, в начале 90-х стал не просто бандитом, а лидером ОПГ и его в итоге даже убили (вместе с матерью). Вот, так сказать, символ этого процесса – от правильного героя в бандиты. Почему так?

Мой ответ такой. В любом обществе есть люди, скажем так, мирные, а есть те, кто готов рисковать и «заходить за флажки». Шевкуненко был как раз из таких. И всё воспитание в сущности заключается в том, чтобы заставить этих людей рисковать с пользой для общества, а не ему во вред. Вот для этого и тиражируются образы положительных героев, учат человеколюбию и т.д. Но в условиях, когда положительные герои перестают вызывать положительные чувства, симпатию начинают вызывать отрицательные герои.

Вот, скажем, знаменитый и любимый в своё время подростками (и мною в том числе в детстве) фильм «Пираты XX века». Кто-то его смотрел, и ему нравился герой в исполнении Николая Ерёменко. Но ведь кому-то нравился как раз капитан пиратского судна и, особенно, пират Салех, который весь из себя крутой, знает каратэ и т.д. Или, скажем, фильм «17 мгновений весны». Любимый миллионами фильм. А кто-нибудь вообще замечал, что Мюллер в этом фильме не менее симпатичен, чем Штирлиц. А секретарь Гитлера Борман так вообще, по сути, показан сугубо положительным – в рамках пространства этой истории – героем. Именно у Бормана ищет помощи Штирлиц в критических обстоятельствах и, естественно, зрителю становится симпатичен человек, который помогает Штирлицу. Да ещё играть Бормана взяли любимого многими советскими людьми Юрия Визбора. Случайно это или нет, но Мюллер по факту стал точно таким же любимым героем советских людей, что и Штирлиц. Куча советских анекдотов – про Штирлица и Мюллера. Случайно ли образы Мюллера и Бормана были сняты такими или специально – вопрос отдельный (и где-то даже конспирологический). Но факт есть факт.

То есть получается, что во многих советских фильмах образы положительных героев блекнут и оттесняются образами отрицательных героев, которые в глазах зрителя становятся как бы положительным примером для подражания. Конечно, Штирлиц ещё переигрывал Мюллера. А старший механик Сергей Сергеевич «Дед» (Еремёнко) переигрывал Салеха (Нигматулин). Но за счёт чего? А за счёт того, что они по своей яростной жестокости им ничуть не уступают. Штирлиц, когда ему было нужно, совершено спокойно застрелил провокатора Клауса – причём это было почти в самом начале фильма, что сразу настраивало зрителя на то, что Штирлиц не просто какой-то там «интеллигент-аналитик», а когда надо может пристрелить без всяких сантиментов. «Дед» тоже побеждает Салеха самым обычным способом – избивает, а потом прикрывается им как щитом, в результате чего Салех гибнет. Это герои симпатичные для мальчишек – они положительные, но и сильные.

А сколько было в советских фильмах всякого скучного положительного мусора, который не вызывал ни капли симпатии? Когда и как случилось, что весь советский Агитпроп, который учил добру, стал вызывать отторжение у молодёжи? А тогда, когда молодёжь поняла фальшь этих агиток. Когда великий русский режиссёр Василий Шукшин показывает, как вор-рецидивист Егор Прокудин («Калина красная») решает порвать с прошлым и стать честным человеком – в это веришь. Прокудин – сильный человек, и Шукшин гениально показывает, как тяжело ему даётся «перековка». Но когда быть правильными и добрыми подростков начинает учить какой-нибудь инструктор райкома, карьерист, который со школьной скамьи только делал карьеру и получает зарплату только за то, чтобы болтать правильные лозунги – ему не веришь. Наоборот, у подростков возникает внутренний протест – хочется быть как раз меньше всего похожим на тот идеал, который тебе преподносит неприятный человек.

И этот процесс возник не «вдруг» в 1991 году. Любой рабочий район, даже в Москве, не говоря уже про другие города СССР, был наполнен дворовой «шпаной» как тогда говорили. И там были разные подростки – и тупые олигофрены и очень умные, вроде Сергея Шевкуненко. И 70-е – 80-е шло формирование нового мировоззрения части советской молодёжи, основанного на полном отрицании тех ценностей, которые навязывал коммунистический агитпроп. Строго говоря, уже к началу 80-х все эти бандиты существовали. Может до поры далеко не все из них готовы были идти по пути самого кровавого бандитизма, но то, что в их среде не было уже никакого добра и человеколюбия – это факт.

Кстати, в конце 70-х – начале 80-х всё чаще в советской прессе стали появляться статьи о немотивированной жестокости в среде молодёжи. Ну повешенные или заживо сожженные кошки – это, можно сказать, хрестоматийные газетные истории («Литературная газета» любила такое печатать). Пресловутый буллинг – издевательства над «белой вороной» в школе – не в 90-е появился. В качестве примера можно вспомнить фильм Ролана Быкова «Чучело». Сегодня можно сделать морду кирпичом и заявить, что это чистая чернуха, не имевшая под собой никакой почвы, словом, как всегда «поклёп на СССР». На самом деле талантливый режиссёр раньше других почувствовал, что в детской среде идут процессы, скажем так, страшноватые. Быкова, видимо, вообще интересовала тема пограничного состояния ребёнка и подростка – вот он добрый и милый, а вот он уже страшноватый монстрик. Его первый фильм («Семь нянек») – про подростка-уголовника. Самый знаменитый и, как принято говорить, светлый «Внимание, черепаха!», вроде бы про доброту, свойственную наивному детству. Но вспомним, что в основе сюжета – желание двух детишек подложить черепаху под гусеницу танка. Просто чтобы посмотреть – выдержит или не выдержит. Ну а «Чучело» 1983 года – тут уже не только Ролан Быков видел «тенденцию».

Могу вспомнить и собственную школу. В 1974 году с Арбата мы переехали в рабочий район Москвы (это был период массового расселения арбатских переулков). И после немецкой спецшколы в Большом Афанасьевском переулке я пошёл в самую обычную среднюю школу, в которой большая часть школьников была детьми из рабочих семей (рядом были два очень крупных завода). Попал я в класс Б, а в классе А по какой-то непонятной причине концентрировали самых отпетых хулиганов. Из класса А потом 4 или 5 человек сели, причём первую ходку сделали ещё по малолетке. А двое стали конкретными рецидивистами, которые с зоны возвращались «только помыться». Наш класс Б был вроде более благополучным – только один мой бывший одноклассник попал на зону (за избиение в пьяном виде сотрудника милиции; напарником у него был, кстати, парень из класса А). Но в нашем мирном Б тоже бывали случаи.

Однажды – было это в классе 5 или 6, точнее не помню – к нам пришёл новый ученик, причём не 1 сентября, а немного позднее. Был он долговязым, у него были очки и – что самое печальное – одна нога была у него в гипсе. Звали его Игорь. Наша классная (парторг школы, кстати) собрала всех мальчишек класса и сделала строгое предупреждение: «Не дай бог его кто-нибудь хоть пальцем тронет». Она знала с каким контингентом работает и поэтому, с её точки зрения, поступала правильно, делая это строгое предупреждение. Но сделала она это зря. Сложно сказать, что было бы с Игорем, не защити его классная, но после её предупреждения жизнь его превратилась в ад. Пока у него был гипс, его ещё не особо трогали. Но когда гипс сняли, уж ничто не могло остановить «правильных советских пионеров». Дошло до того, что Игорь стал носить с собой огромный заточенный гвоздь для самозащиты. Но это ему помогало слабо. Он стал травимым изгоем. Постепенно как-то рассосалось. К тому же оказалось, что Игорь здорово рисует и травля закончилась.

Но вообще район был ещё тот. Ещё до середины 70-х драки стенка на стенку с кольями были вполне обычным явлением. На их разгон приезжали по несколько милицейских машин. Ближе к Олимпиаде милиция кое-как с особо буйными справилась. Но всё равно по вечерам надо было знать, куда лучше не ходить. Перешёл в другой «район» – можно нарваться. Когда я стал играть в рок-группе и сочинять вирши («тексты песен»), то в одном моём тексте были такие слова: «Я знаю цвет ночи в квартале для рабочих». Считаю эту строчку самой своей удачной, поскольку она воплотила в себе всё. Ну и так, для общей характеристики нашего района. Даже статистика первого состава нашей группы наводит на размышление: одного гитариста убили (правда не в Москве, а летом, когда он гостил в деревне), а первый бас-гитарист сел за кражу (сесть за воровство по малолетке – это вообще была типовая история). И никто не удивлялся. Для нашего район это было в порядке вещей.

Однако ничего необычного в нашем районе не было. Любой рабочий район Москвы и других городов СССР, в конце 70-х – начале 80-х был точно таким же. «Шпана», драки, мелкое воровство и грабежи на улицах. Пресловутый Виктор Фёдорович Янукович ведь не в американской глубинке шапки с прохожих срывал, а в СССР. И ничего такого экстраординарного в его поведении не было. Или, скажем, когда я служил в ЗабВО, у нас было много ребят из Кузбасса, которые до армии уже работали шахтёрами. Некоторые были фиксатыми. Не потому, что работа в шахте – а потому что вечерние гулянки после шахты. С их слов, вечерами на улицах шахтёрских городов Кузбасса (Анжерка – Анжеро-Судженск, Ленинск-Кузнецкий и др.) почти единственным развлечением молодёжи были драки. Причём дрались жестоко, с убийствами.

Ну а дедовщина в Советской армии? Ведь это была жестокость возведённая в принцип. Это было не просто «припахивание молодых» – ну, типа, когда старослужащий вместо себя заставляет молодого мыть пол. Это детский сад. Настоящая дедовщина 80-х – это тотальный казарменный террор. Ночью в казарме старослужащие планомерно и систематически издевались и избивали молодых. И по поводу, и без повода. Знаете что такое поза «умирающий индеец»? Это когда молодого заставляют стоять полулёжа на боку, придерживая своё тело одной рукой. Такой как бы прямоугольный треугольник из человеческого тела. А когда обессиливший молодой падает, стоящие рядом старослужащие его избивают ногами и снова заставляют стоять. Это не в тюрьме. Это в Советской армии. Бывали конечно и уставные части, где ничего такого не было. Но больше было именно таких, где офицеры ночью вообще предпочитали не ходить в казарму.

Любой, кто служил, может вспомнить кучу таких вариантов. «Школа жизни», «кто не был, тот будет, кто был – не забудет». Вы думаете это про защиту Родины? Нет, это вот про это самое. Конечно, и я сам был «молодым» получал вместе со своим призывом от «старых». А потом, став старослужащим, сам участвовал в этом казарменном терроре. Помню первый раз, когда я ударил молодого, который отказался выполнить мой приказ – у меня было такое чувство, словно это не я, а меня ударили. А потом, ничего, попривык. Привык избивать людей, которые не могут тебе ответить. Как к этому привыкали и все остальные. «Первый год тебя; второй год – ты». Так это изящно формулировалось. Гордиться тут нечем. Одна общая гнусность. Откуда бралась эта жестокость? Ведь в советских фильмах такого не показывали. Посмотрите советскую телепередачу «Служу Советскому Союзу» – смех один. Сплошные показы игры в Зарницу, ничего общего с реальной советской армией не имеющие.

Поэтому мне смешно сегодня читать умиляющиеся рассуждения о том, какой читающей и доброй была советская молодёжь. А вот в 90-е… уууу! «Я очень хорошо знаю нашу молодёжь. Я регулярно смотрю телевизор» – как гордо заявила Агнесса Ивановна из фильма «Курьер». Юмор этой сцены сегодня непонятен. А тогда он был понятен любому. Советское телевидение и реальная молодёжь – существовали в параллельных вселенных.

Так что «братки 90-х» появились не на пустом месте. Питательная среда для них была сформирована ещё в 70-х. И именно коммунисты, своей фальшивой приторной и притворной говорильней про добро и человеколюбие, сформировали поколение тех, кто ненавидел само слово «гуманизм». Дело оставалось только за малым – дать этим молодёжным группам идею, что бить морды друг другу надо не просто так, а за бабло. И понеслось.
https://germanych.livejournal.com/369133.html
User avatar
okop
Уже с Приветом
Posts: 3147
Joined: 02 Oct 2006 19:24

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by okop »

Когда-то работал с коллегой-ветераном и тот рассказывал удивительные вещи про 50-е годы. В то время были т.н. "бригадмильцы" - прообраз более поздних дружинников. Бригадмильцы внешне ничем не отличались от шпаны, также ходили с кастетами и пр. Они боролись со шпаной физически - стенка на стенку. Затем, в 60-х годах всё это прекратили.

Что касается дедовщины в армии, то у каждого свой жизненный опыт. В одной из рот той части, где служил я, было 5-6 сельских парубка, которые пытались изобразить дедушек, но с ними было быстро покончено. Отправились кто на 2 года в дисбат, кто на 3-4 года в лагеря. Всё решилось наличием в этой роте организованного человека, который повёл за собой всех остальных. Я много позже пересёкся с ним, когда он уже был проректором по науке в одном из московских университетов.
zVlad
Уже с Приветом
Posts: 16208
Joined: 30 Apr 2003 16:43

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by zVlad »

okop wrote: 17 Dec 2023 05:33 ....

Что касается дедовщины в армии, то у каждого свой жизненный опыт. В одной из рот той части, где служил я, было 5-6 сельских парубка, которые пытались изобразить дедушек, но с ними было быстро покончено. Отправились кто на 2 года в дисбат, кто на 3-4 года в лагеря. Всё решилось наличием в этой роте организованного человека, который повёл за собой всех остальных. Я много позже пересёкся с ним, когда он уже был проректором по науке в одном из московских университетов.
Дедовщина в армии началась с переходом с 3х летней службы на двух. До этого ее не было. А было это где-то в 60--е.
User avatar
geek7
Уже с Приветом
Posts: 20318
Joined: 01 Dec 2003 23:16
Location: Russia->USA

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by geek7 »

null wrote: 08 Dec 2023 17:12
ReactoR wrote: 08 Dec 2023 11:44 Да, 90е была жопа, как то не хочется переживать заново.
Согласен,
сериал для нового поколения сделан
сериал показывал 80е и исторические экскурсы, как эти банды ещё больше жестили в 70е и до того жестили и в 2019м https://www.business-gazeta.ru/article/445098
В 90е появилась надежда и начала воплощатся, до 2022го её всё сильнее душили.... но может ещё не додушили: https://t.me/

Предупреждение за ссылки не по теме
Говори что думаешь, думай что говоришь!
Маразм крепчал и скрепы гнулись
User avatar
sasha_z
Уже с Приветом
Posts: 3050
Joined: 03 Mar 2007 05:07
Location: usa

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by sasha_z »

geek7 wrote: 23 Dec 2023 04:22 В 90е появилась надежда и начала воплощатся, до 2022го её всё сильнее душили.... но может ещё не додушили:...
Ой, а у меня к вам вопрос. Ответьте (по чесноку только - не в реале ж) - как вы относитесь к террористическим актам, совершенными украинцами на территории России? Я имею в виду Дугину, Прилепина, Татарского. Очень интересно именно ваше мнение.
User avatar
ReactoR
Уже с Приветом
Posts: 12417
Joined: 25 Mar 2004 02:31
Location: 🌫⛆☔♚☔⛆🌫

Re: "Слово пацана" кто-нибудь смотрит?

Post by ReactoR »

Похоже гик пишет с Марса. В 90е появилась не надежда, а малиновые пиджаки. Все как в США, решала рулили
Мир это Выхухоль.

Return to “О жизни”