Килькин wrote:Slava V wrote:Килькин wrote:Slava V wrote:ну смотря какой вывод
например, вот такой "при полном отсутствии доказательств наличия бога, не нужно строить глупых иллюзий насчет божественной помощи"? Вполне себе здравый вывод, не правда ли?
Это не вывод, а рассуждение. Здравое житейское рассуждение.
а в чем принципиальная разница?
"Если бог до сих пор ничем себя не проявил, то его не существует и нечего заниматься всей этой религиозной дребеденью" - тоже здравое житейское рассуждение, не правда ли?
Неправда. Это лезвие Оккамы - всего навсего удобное допущение, чтобы нам было удобнее выстраивать наши богонезависимые структурки. Силлогизм. Он ничего не говорит про существование бога, он принимает отсутствие бога как рабочую гипотезу.
Совершенно верно. В этом то и суть, и этого никто не скрывает. Кроме того, мы тут упоминали атеизм, но много ли атеистов мы видели? Например, в СССР преподавали диалектический материализм, который, строго говоря атеизмом не является. Хотя, для тех, кому изучение философии давалось с трудом - можно было использовать понятие атеизм. Это проще и выражается двумя словами - Бога нет. Диамат несколько сложнее, конечно же. Например, я на Привете много раз уже приводил пример. У меня в ВУЗ-е тоже сложилось впечатление, что стандартная установка диа-мат-а - атеизм. В то же время, мы проходили и кучу идеалистических учений. Не увидев, как можно опровергнуть солипсизм (идеалистическая модель) - я поделился своими сомнениями с преподавателем (мне повезло - он был настоящий профессор философии). Я достаточно удивился, когда преподаватель сказал мне, конечно же, последовательного солипсиста опровергнуть нельзя, об этом даже дедушка Ленини писал, посмотри том такой-то, работа такая-то. Я не поленился, пошел в библиотеку и проверил - да, действительно... Все это было в каждой библиотеке СССР (собрание сочинений ВИЛ).
Понимая, что нельзя доказать существование или отсутствие Бога, диамат не является и агностицизмом, поскольку, предполагается существование объективной реальности и эту реальность можно познавать научным методом.