Slava V wrote:и мне очень не нравится позиция РПЦ в этой дискуссии - заявить что будет преподаваться культура и под этим соусом протащить в школы насильное проповедование идеологии
Позиция РПЦ как раз очень осторожная, потому что вовлечено множество сторон. Естественно ее позиция сильна в силу православного большинства населения. Поэтому по праву сильного она подняла вопрос о ведении такого культурологического гуманитарного предмета в школе. Не нужно изобретать велосипед, практика известна.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=112165
Система культов и религиозного образования в Бельгии
В Бельгии государством официально признаны 6 религиозных культов: католицизм, протестантизм[7], англиканство, православие, иудаизм и ислам. Также официально признанным является, так называемый, "лaиcитe", то есть нерелигиозное философское течение или, попросту говоря, атеизм[8]. Критериями для официального признания культа являются следующие положения:
- существование в стране на протяжении довольно долгого периода времени (несколько десятилетий, как минимум);
- значительная численность последователей (не менее нескольких десятков тысяч верующих, исходя из общей численности страны в 10 миллионов человек);
- социальная полезность обществу (то есть, не являться деструктивной сектой[9] и не противопоставлять свою деятельность общепризнанным нормам морали);
- и, наконец, наличие хорошо организованной структуры с единым представительным органом (главы культа или же координационного совета). Последнее вовсе не подразумевает наличие единого доктринального или иерархического авторитета внутри культа, а необходимо лишь для представительства в диалоге с государственными властями[10].
На основе этих критериев и в результате серьезной проверки религия и нерелигиозное течение могут быть признаны государством, после соответствующего предложения Министерства юстиции, в компетенции которого находятся данные вопросы. Впрочем, в соответствии со статьей 21-й Конституции Бельгии, ни данное министерство, ни какой-либо другой государственный орган не имеют права вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных культов. Единственно возможным контролем является внешний контроль за исполнением административных и финансовых обязательств религиозных общин, так как священнослужители[11] получают зарплату и пенсию от государства на основании статьи 181 Конституции. Данное министерство осуществляет также надзор за соблюдением гарантиий государства: предоставления религиозным культам доступа к средствам массовой информации (ТВ и радио), права совершения капеланского служения в больницах и тюрьмах и финансирования преподавания "религиозных уроков" в школах. Религии и течения, не признанные государством (как, к примеру, буддизм или дохалкидонскиe церкви), не имеют таких привилегий, но их свободное существование гарантировано статьей 19-й Конституции Бельгии и статьей 9-й Европейской конвенции прав человека[12].
Как мы уже отметили выше, статья 24-я Конституции и Федеральный закон страны от 29.05.1959 гoда ("Школьный пакт") предписывают школам предоставлять ученикам выбор между одной из признанных религий (или же "светской моралью") для обязательного изучения в рамках школьной программы по 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения в школе – с 6 до 18 лет. В силу данного норматива в сетку обязательной школьной программы включены уроки по изучению основ католицизма, протестантизма, англиканства, православия, иудаизма, ислама и "светской морали". Выбор представляется родителям, которые должны записать своего ребенка на урок той или иной религии в начале учебного года. Эта свобода выбора не ограничена ни конфессиональной принадлежностью родителей или ученика (то есть ученик вовсе не обязан исповедовать выбранную для изучения религию[13]), ни численностью пожелавших изучать данный предмет учеников (даже если один единственный ученик во всей школе изъявит желание изучать какую-либо религию такое право будет ему предоставлено). Безусловно, процентное соотношение между количеством учеников, изучающих ту или иную религию, сильно разнится: от более чем 50 % изучающих основы католицизма до 1 %, изучающих православие, что отражает в среднем общую статистику религиозных убеждений населения страны[14]. Составление программ уроков и педагогическая инспекция вверены представительным органам самих религий.
Как и по всем остальным обязательным предметам, ученики сдают по урокам религии экзамен, и по итогам обучения ставится отметка в аттестат. Единственное отличие от остальных предметов заключается в том, что ученик не может быть оставлен на второй год, имея неудовлетворительную оценку только по oсновaм религии.
Мир это Выхухоль.