viewtopic.php?p=7120393#p7120104
"за приверженность к «старой вере»" - это про Морозову.
В 1672 году в Муроме по царскому указу сожгли старообрядца старца Трофима, «который Троицы Сергиева монастыря крестьян учил к церкви божии не ходить и у священников не благославлятца и сам в церковь божию не ходил»
Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России, 1654-1684 гг. - М., 1990. – С. 77, 83 (с ссылкой на РГАДА. Ф 210. Приказной стол. Д. 433. Л. 209-212, 231-232)
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/_ ... ie-011.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-004.jpg
В 1675 году 14 человек (7 мужчин и 7 женщин) по царскому указу были сожжены в Хлынове (Вятка) за то, что они «восточной апостольской церкви не повинуются». Изначально осужденных было в два раза больше, но «из тех раскольников с пытки чернец да 12 человек женского полу от церковного роскола престали и к церкви божии приходят», ещё два хлыновских старовера не выжержали пыток и умерли до казни.
Выпись Новгородского приказа из отписок вятского воеводы А. П. Нарышкина о раскольниках, пойманных в Вятском уезде, 1675 г. // Народная культура Урала в период феодализма. – Свердловск, 1990. – С. 78-82 (с ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 450. Л. 144-148 об.)
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-025.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-015.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-016.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-020.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-024.jpg
1676-м годом датируется первое сожжение в Сибири. Сибирский летописный свод (официальная редакция свода, составленная в 1685-89 гг.) так описывает начало казней: «февраля в 19 день пришёл государской указ к боярину и воеводам к Петру Михайловичу Салтыкову с товарищи о церковных раскольщиках, которые объявятся в расколах, и тех людей велено расспрашивать и приводить трикратно. И буде не повинятся, и велено зжечь и пепел их развеять, чтоб и костей их не осталось. А которые объявятся в молодых летах, и тех людей поневоле приводить и бить, и наказание им чинить, и буде не обратятся велено потому же жечь. И февраля в 28 день сожжены в струбе поп Степан, да дьякон Феодот, да старец Никон». Таким образом, по указу Алексея Михайловича сожжению подлежали все нераскаявшиеся раскольники.
ПСРЛ. Т. 36. – С. 211
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-017.jpg
О взятии Соловецкого монастыря в 1676 году воеводой Мещериновым.
Из донесения воеводы: «их, воров, рубили и вешали»
ААЭ. Т. IV. – СПб., 1836. – С. 292
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-028.jpg
Двинской летописец: «чернцов и бельцов, многих казнил смертью и за ребра вешал»
ПСРЛ. Т. 33. – С. 220
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-051.jpg
Челобитная Феоктиста: «перевешал, а многих чернцов, волоча за монастырь на губу, заморозил».
В начале лета 1676 года, когда в монастырь прибыл новый настоятель, Мещеринов подал ему роспись только о 14 уцелевших чернцах-сидельцах.
С. Денисов. История об отцах и страдальцах Соловецких. – М., 2002. – С. 212 (комментарий)
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-052.jpg
Под 1683 годом о сожжении тобольскими властями нескольких раскольников, не пожелавших умирать во время Утяцкого самосожжения, сообщает сибирский летописный свод
ПСРЛ. Т. 36. – С. 219
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/_ ... ie-011.jpg
В 1683 году в Дмитрове сожжен старовер Яков Калачник
В. Румянцева. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. – М., 1986. - С. 231 (с ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1395. Л. 235)
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-038.jpg
22 октября 1683 г. в Клину был сожжен староверческий учитель Варлаам, приговор ему вынесла боярская дума в Москве. Варлаам тоже не выдал ни одного единоверца, отражая вопросы следователей простым приемом – ссылаясь только на уже казненных. «Раскольников он Варлаам никого не знает. А которые де раскольники в Новгородском уезде были, и те де ныне четырнадцать человек в Великом Новгороде сожжены». «А купил он де те книги [изъятые при обыске] у новгородцев посадских людей у Васьки Рукавишникова да у Васьки же Андреева, которые ныне в Великом Новгороде за раскол сожжены». «Список [экземпляр «богомерзких писем многого злохуления на Святую апостольскую восточную Церковь и на святые божественные тайны»] отдал чернцу Илинарху, который сожжен на Луках Великих; а тетрадь в полдесть, в которой писаны непристойные лица, дал ему тот же чернец Илинарх». Ни одного имени живого старообрядца следователи от Варлаама не добились, заодно и для потомков сохранились некоторые имена сожженных.
В. Румянцева. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. – М., 1986. – С. 237-238 (с ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 1947. Л. 3-29 об.)
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/_ ... henie1.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-041.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-042.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-046.jpg
В конце 1683 года в Пскове сожгли старовера Ивана Меркурьева
ЧОИДР. – 1882. – кн. 3. – С. 15-18
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-011.jpg
29 января 1684 года была сожжена Мавра Григорьева. «В роспросе она сказала в церковь де божию она молится не идёт и тремя первыми персти во образ святые Троицы отца и сына и святого Духа знамение честного креста на себе не полагает для того что де её отец духовной бывшеи протопоп Аввакум которои прежде служил на Москве у церкви Казанской богородицы и после де того он в ссылки в Пустозёрском остроге казнен и он де Аввакум еи Маврутке в церковь ходить и тремя персты знамения на честного креста на себя полагать не велел». «И она Маврутка пытана, а на пытке в три стряски двадцать пять ударов дано, а о пытке она говорила те ж свои прежние речи тремя де первыми персты во образ святые Троицы креститися и в церковь божию и к отцам духовным ходить исповедываться не будет, а про мужа своего Мартынка Васильева и про Проньку Левушникова сказала, что де она не ведает куда они из Колского острога в прошлом в 191-м году сошли». «Маврутку за её богохульные слова велел казнить смертью зжечь в струбе». Интересно, что та же Маврутка при жизни встречалась и с другим казненным староверческим священником: «Да после де его Аввакума была она на духу с мужем своим Мартынком у священника Полиекта которого в Боровски сожгли с четырнадцатью человеки».
Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России: 1654-1684 гг. - М., 1990. – С. 90, 91, 93, 95
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/_ ... ie-005.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/_ ... ie-007.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/_ ... ie-003.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-010.jpg
8 апреля 1684 года тюменский воевода Н. Колобов запросил начальство, что ему делать с арестованным раскольником. 6 октября 1684 года последовал ответ, который Колобов процитировал так: «а в отписке твоей [начальника Колобова], господине, написано: Велеть бы раскольщика Демку Степанова с письмом отослать на Тюмени в Преображенский монастырь к архимандриту Никифору; а как его Демку архимандрит Никифор ко мне [Колобову] в сьезжую избу пришлет к градскому суду, и того раскольщика Демку велеть у него принять с письмом же, и допросить по трикратному вопросу и буде он не покорится, и по указу великих государей и по грамотам, велеть его Демку сжечь и пепел развеять». Староверу посчастливилось умереть в тюрьме до получения ответа (видимо, тюремный режим был достаточно суров), тело его, не сочтенное достойным христианского погребения, было «вывезено из города в лес и брошено на пустые места». Из документа ясен порядок следствия: воевода мог осудить старовера только после того, как представитель духовной власти пришлёт его ко «градскому суду».
Дополнения к актам историческим. Т. 10. – СПб., 1867. - С. 13
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/_ ... ie-005.jpg
В августе 1684 года в Каргополе был сожжён Авраамий Леонтьев «за раскол и противность против церкви Божии»
Старообрядчество в России (XVII - XX века) Вып. 3. - М., 2004. – С. 108 (с ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1395. Л. 384)
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-022.jpg
От 18 ноября 1684 года сохранилась царская грамота новгородскому митрополиту Корнилию. Митрополита извещали о том, что раскольник Федор Михайлов приговорен к сожжению (осуществление приговора возлагалось на светскую власть, воеводу), а ещё два раскольника после наказания кнутом будут отосланы к митрополиту
Акты исторические. Т. 5. 1676-1700. - Спб., 1842. – С. 191
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/I ... ie-006.jpg
Первая из 12 статей от 7 апреля 1685 года
«Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцем духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в домы свои священников со святынею и с церковною потребою не пускают, и меж Христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они там научены, и сколь давно, и на кого станут говорить, и тех оговорных людей имать и роспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святей церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять»
ААЭ. Т. 4. – СПб., 1836. – С. 420-421
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/_ ... ie-009.jpg
«Патриарх настоятельно рекомендовал архиереям пользоваться указными статьями правительства "яко веслами, ими же удобно есть прогнать беззаконное волнение"»
http://www.sedmitza.ru/index.html?did=5106
Посол германского императора при московском дворе сообщает в письме от 13 мая 1685 года:
https://books.google.ru/books?id=HT5QAAAAcAAJ&pg=PA295
Notandum, quod nuper orta fuerit hic quaedam secta ab ipso schismate schismatica, quae brevi tempore multum profecerat, sed ea uti illicita damnata, et nonaginta personae tam spirituales quam saeculares proxime ante festa paschalia igne crematae sunt
Следует отметить, что недавно возникла здесь некая секта - в самой схизме схизма, которая в короткое время много преуспела, но к ней применили незаконное осуждение, и девяносто лиц, как духовных, так и светских, непосредственно перед Пасхальными праздниками сожжены огнём
(Пасха в 1685 году пришлась на 7 апреля - день подписания 12 статей)
Царская грамота о сожжении крестьян Перфилия Осипова, Геннадия Исакова и некоего Трошки (4 декабря 1685 года). Перфилия (Першку) - за пропаганду самосожжения, Стряпчий вологодского архиепископа арестовал трех крестьян-староверов и доставил светским властям, с обвинением, что «они стоят в церковной противности упорно». На следствии выяснилось, что один из обвиняемых – Перфилий (Першка) Осипов - занимался пропагандой самосожжения, по его проповеди в вологодской деревне Сычевой самосожглось 55 крестьян. Двое обвиняемых оказались виновны только в том, что «новоисправных книг не приемлют, и крестнаго знамения тремя первыми персты на себя полагать, и отца духовного принять и исповедаться и святых тайн причастится». Воевода доложил в Москву. Царский указ повелевал сжечь в срубе Осипова, даже если он изъявит раскаяние, за проповедь самосожжения. Двух других староверов «велели привести к казни, и у казни допросить дважды, святой церкви они повинуются ли, и отца духовного приемлют ли, и исповедаться, и святых тайн причастится хотят ли. А буде, они учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и их за такую ересь про трикратному у казни, буде не покорятся, сжечь в срубе и пепел развеять». Вологодская летопись свидетельствует о том, что староверы не покорились и были сожжены вместе с Осиповым: «крестьянин, Першуткою звали, и того сожгли по указу Великих государей на Вологде в струбе с иными капидоны [т. е. раскольниками так называемого капитонского толка]».
В. Перевалов. А. Безгородов. Старообрядцы в вологодском уезде во второй половине 17 века (неизвестный эпизод из ранней истории старообрядчества) // Старообрядчество: История. Культура. Современность. - М., 2000. - С. 70-75 (Со ссылкой на РГАДА. Ф. 1455. Оп. 4. Д. 435. Л. 1-2 об.)
ПСРЛ. – Т. 37. – С. 186