vovap wrote:Ну вот, четыре страници ни о чем
Уважаемый vovap!
Позволю себе не согласиться с Вами. Данный опрос касается жизненно важного и имеющего весьма длинную и непростую историю в России вопроса, одно время называвшегося спором "западников" и "славянофилов".
И неважно, что в вопросе отсутсвуют точные формулировки понятий "западного" и "особого российского" пути - опрашиваемые интуитивно прекрасно понимают, о чем идёт речь, и этого вполне достаточно.
Множество выдающихся мыслителей и практиков-революционеров высказывались и, к глубочайшему сожалению, зачастую ломая очень много "дров", ну а фактически - человеческих судеб, действовали по этому вопросу, что позволяет считать его крайне важным и существенным для нашей страны.
Боле того, абсолютно правы shiharry и другие высказывавшиеся в данном топике по поводу того, что неправильно примитивизировать вопрос и сводить его к противопоставлению советской ("коммунистической") модели, имевшей место в СССР, и капиталистической модели свободного рынка, частной собственности и демократического политического механизма. Действительно, коммунистические теории были созданы на Западе, и наши коммунисты фактически насильно насаждали на почве России внешние, "западные" идеи.
Не секрет, что и Ленин, и его подельники рассматривали Россию как "отсталую" страну, в которую уж отнюдь не первой должна была прийти социальная революция. Насаждали точно так же, как современные "либералы" типа Гайдара и Чубайса, борясь с "отсталой", "косной" массой народа, не считаясь с жертвами и потерями. Просто социалистические и коммунистические воззрения - это, так сказать, воплощение не самого реального сегодняшнего Запада, а мечты о будущем, лучшем, более справедливом Западе же.
К сожалению, бОльшая часть аудитории Привета относится, видимо, к подобным "западникам", причем стихийным и не осознающим даже сути и смысла своих мнений и воззрений. Между тем, вопрос ведь гораздо глубже, чем может казаться.
Могу отослать интересующихся, например, к работе Н.Н.Алексеева "Русский народ и государство". Хочу привести оттуда одну цитатку:
"западная жизнь выработала очень совершенную технику исполнения отрицательных обязанностей, воздержания от посягательств на чужое, и условных обязанностей, основанных на договоре и из него вытекающих. Неприкосновенность и точность обязательств суть основные гражданские добродетели западного мира - добродетели отнюдь не плохие, создающие устойчивость повседневной жизни и экономического быта. Но
в то же время западная жизнь породила великий собственнический эгоизм среднего обывателя, вытекающее из культа собственности вещепоклонство, формализм в представлении о своих обязанностях, интересующийся только "внешней правдой" человеческих отношений, а не "правдой внутренней", не их нравственным содержанием. Поэтому, скажем, евразийский человек представляется западному беспорядочным и с "душой нараспашку", а западный представляется нам черствым и формальным. Не нужно забывать, что
технически западные добродетели удобнее, но морально широкая душа "нараспашку" имеет больше возможностей, чем формально замкнутая душа Запада. Это не значит, что мы "лучше", но
в то же время величайший грех совершают те, кто думает, что наше призвание заключается в угасании всего своего и в культе средних западных добродетелей. В добродетелях этих нужно дать себе отчет, понять их, но не превращать в окончательный идеал, который своим воплощением имеет столь известный нам тип западной квартирной хозяйки. Воспевание этого идеала, которому ныне многие предаются, поистине является надругательством над нашей культурой и ее ценностями".
Любите людей.
King Regards,
Andrey