ЗАЧЕМ ПАПА РИМСКИЙ ВСПОМНИЛ ПРАВОСЛАВНОГО ИМПЕРАТОРА?
Мануил II Палеолог с семейством. Труды Дионисия Ареопагита. Париж, Лувр
12 сентября в Регенсбургском университете папа Римский Бенедикт XVI выступил с лекцией, посвященной историческому исследованию исламского экстремизма и джихада. При этом он процитировал высказывание православного византийского императора Мануила II Палеолога: «Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал».
Перед тем как привести эти слова, папа дважды оговорился, что это всего лишь цитата.
Но это его не спасло.
Сразу же, будто повинуясь взмаху невидимой дирижерской палочки, раздался хор возмущений и угроз со стороны мусульман.
Сомалийский шейх Абубакар Хассан Малин призвал мусульман всего мира «выследить и убить» папу Бенедикта XVI. «Кто бы ни оскорблял нашего пророка Мухаммеда, тот должен быть убит на месте ближайшим мусульманином», – сказал шейх Малин, видный религиозный деятель в столице Сомали. «Мы обращаемся ко всем исламским общинам мира с просьбой отомстить пустому критикану, называющему себя папой Римским», – добавил он.
Иракская сунитская организация «Совет моджахедов шуры», убившая ранее сотрудников российского посольства в Багдаде, призвала объявить джихад западным странам из-за регенсбургской речи папы Римского. «Мы предупреждаем поклоняющегося кресту: ты и Запад будете разбиты, как это произошло в Ираке, Афганистане и Чечне. Мы сломаем крест и выльем вино. С помощью Всевышнего мы завоюем Рим. Мы перережем им горло, а их деньги и дети станут трофеем моджахедов», – говорится в заявлении, опубликованном на одном из мусульманских интернет-сайтов.
Иракская группа «Армия Муджахидина» в аналогичном сообщении заявила: «Мы клянемся, что мы уничтожим их крест в сердце Рима… и что их Ватикан будет поражен и папа Римский будет его оплакивать».
Еще одна иракская группировка, «Ансар ас-Сунна», предупредила христиан: «Наши мечи будут грозить вам, пока вы не вернетесь в лоно ислама – истинной веры».
«Аль-Каида» тоже не осталась в стороне: «Мы говорим слуге креста: жди своего поражения… Мы говорим неверным и тиранам: ждите того, что сокрушит вас. Мы продолжаем наш джихад. Мы не остановимся до тех пор, пока знамя единости не пролетит по всему миру. Мы разобьем крест… у вас не будет другого выбора кроме как принять ислам или умереть».
Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи обвинил папу Римского Бенедикта XVI в участии в антиисламском крестовом походе.
«Это новый крестовый поход против арабов и мусульманского мира», – заявил представитель «Хамаса» Исмаил Радван.
Премьер-министр Палестинской автономии Исмаил Хания также осудил высказывания понтифика, и потребовал «прекратить посягательства на ислам».
Официальный представитель МИД Пакистана Тасним Аслам, комментируя выступление папы Римского Бенедикта XVI, заявил: «Всякий, кто высказывается оскорбительно в адрес религии ислама, провоцирует насилие». «Зачем было приводить обидную цитату из какого-то императора, который жил сотни лет назад? Какое она имеет значение сейчас, когда мы пытаемся преодолеть разделяющие нас противоречия, призываем к диалогу и взаимопониманию между религиями?», – подчеркнул он.
Совет муфтиев России также присоединился к этому хору, заявив, что папа должен извиниться: «Мы считаем, что извинения из уст самого папы Бенедикта ХVI смогут способствовать снятию напряженности и предотвратят возможный пожар вполне обоснованного негодования». «История человечества не знает более достойного примера, чем пророческая миссия Мухаммеда – с этим соглашаются все серьезные исследователи ислама, независимо от религиозной принадлежности», – считают авторы документа.
К сожалению, одними лишь заявлениями мусульмане не ограничились.
16 сентября в городе Наблус на Западном берегу реки Иордан подверглись нападениям англиканская и православная церкви. В здания приходов были брошены зажигательные бомбы. Ответственность за диверсии взяла на себя группировка «Львы монотеизма». По словам ее представителей, нападения были осуществлены в знак протеста против высказываний папы Римского Бенедикта ХVI.
За день до этого в здание молодежного центра православной церкви в городе Газа была брошена граната. Взрывом повредило дверь и выбило стекла в здании центра. Почему-то свою злобу на высказывания главы Римско-Католической Церкви мусульмане излили на православных. По милости Божией, в этих нападениях никто не пострадал.
17 сентября папа Римский выступил с официальными разъяснениями. «Я глубоко сожалею о реакции в некоторых странах на некоторые фрагменты моего обращения, сделанного в университете Регенсбурга, которые были сочтены оскорбительными для чувств мусульман, – сказал Бенедикт XVI. – Это на самом деле цитата из средневекового текста, которая никоим образом не отражает моего личного мнения. Я надеюсь, это умиротворит сердца и прояснит истинное значение моего обращения, которое в целом было и есть приглашение к открытому и искреннему диалогу с взаимным уважением».
Однако, выражая сожаления о реакции мусульман, Бенедикт XVI воздержался от формальных извинений, которых от него требовал ряд политиков и религиозных деятелей в исламских странах. И это не могло уйти от внимания «обиженной» стороны.
Так, Малайзия в качестве председателя Организации исламская конференция (ОИК) заявила, что не удовлетворена словами Бенедикта XVI, в которых он выразил сожаление. «Мусульмане почувствовали себя угнетенными, и высказывания папы, согласно которым он сожалеет о яростной реакции, неадекватны для успокоения гнева», – сказал министр иностранных дел Малайзии Сейед Хамид Албар.
В тот же день мусульмане перешли к убийствам – в качестве возмездия за речь понтифика убили итальянскую монахиню в детской больнице в Сомали. 65-летней сестре Леонелле Сгорбати четыре раза выстрелили в спину два мужчины у входа в больницу в Могадишо. Ее телохранитель тоже был убит. Шейх Мухтар Робоу заявил о «высокой вероятности» того, что убийство сестры Леонеллы в больнице, которой руководят австрийцы, является «местью за высказывания папы об исламе».
В Пакистане с умопомрачительной оперативностью был созван съезд мусульманских религиозных деятелей, а котором приняли участие около тысячи (!) духовных лиц, потребовавших «отставки» папы Римского. В заявлении, принятом по итогам однодневного (!) собрания, говорится, что Бенедикт XVI «должен быть немедленно смещен за разжигание войны и ненависти между представителями различных религий».
20 сентября старший сын ливийского диктатора Муамара Каддафи призвал папу Римского Бенедикта XVI немедленно принять ислам. «Будь у этого человека достаточно благоразумия, он не согласился бы ни минуты оставаться на своем посту и немедленно принял бы ислам», – сказал Мухаммед Каддафи. «Мы говорим папе: нам все равно, извиняешься ты или нет, ибо извинения ничего не меняют», – добавил он.
25 сентября папа Римский Бенедикт XVI встретился с представителями мусульманских общин Ирана, Ирака, Египта, Марокко и Турции, а также индонезийскими дипломатами, и в ходе состоявшейся беседы 79-летний понтифик выразил «полное и глубокое уважение всем мусульманам».
И, однако же, снова не извинился за то, что процитировал императора Мануила II Палеолога!
***
Султан Баязет.
Здесь, пожалуй, уместно напомнить, что цитата из православного императора Мануила II, которая вызвала в мире такое повышенное внимание, была произнесена самим Мануилом не в «письме», как по неграмотности объявили некоторые новостные сайты, а в публичном диспуте с мусульманским богословом.
Диспут проходил в Анкаре в 1391 году, где будущий император находился как заложник султана Баязида.
При этом Мануил, который жил в мусульманском окружении как пленник, не побоялся говорить прямо то, что думает, и даже речи не было о том, чтобы за это приносить какие-то извинения.
Разумеется, и в то время мусульмане были преисполнены жаждой «сломать крест… перерезать христианам горло, а их деньги и детей сделать трофеем моджахедов», в чем Мануил успел уже убедиться воочию, и он вполне понимал, что эта жажда нисколько не связана с теми или иными словами христиан или извинениями.
А в таком случае – отчего бы не сказать правду? И Мануил говорил то, что думал. И победил в диспуте.
Что с ним случилось дальше?
Через пару месяцев после диспута Мануил бежал из ставки султана в Константинополь. Годом спустя женился на Елене Драгаш, дочери сербского князя. И затем вместе с женой он был коронован Константинопольским патриархом Антонием IV.
Под давлением Баязида Мануил согласился выделить в Константинополе квартал для турецких торговцев, которым управлял мусульманский судья (кади). Однако Мануилу удалось восстановить контроль над Фессалониками и частью Македонии. Тогда султан завоевал Болгарию, приступил к столице империи и держал самую продолжительную в истории Константинополя осаду с 1394 по 1402 год.
За помощью против турков Мануил обращался к Римскому папе, правителям Венгрии, Франции, Венеции, Англии, Арагона, Московского княжества и даже к Тамерлану. Откликнулся венгерский король Сигизмунд: он отправился в поход против турок, который закончился полным поражением венгров 25 сентября 1396 года в сражении у Никополя. В 1399 году французский полководец Букико прорвал турецкую блокаду Константинополя и прибыл к осажденным с 1200 воинами. С 1400 по 1403 год Мануил объезжал европейские столицы, пытаясь убедить королей составить союз против турок.
Однако помощь пришла совсем с неожиданной стороны – от Тамерлана, чей опустошительный набег на Русь за несколько лет до этого был остановлен чудом Владимирской иконы Богородицы. В 1402 году, потерпев сокрушительное поражение от монголов, турки вынуждены были вернуть византийцам Фессалоники, Халкидики, Афон и ряд островов, а сын Баязида Сулейман поклялся стать вассалом императора. Это было последним политическим успехом Византийской империи.
В 1413 году Мануил помог следующему султану Мехмету I (1413–1421) в войне с его братом Мусой, благодаря чему Мехмет поддерживал мир с Византией во все время своего правления. В 1421 году Мануил посадил на трон своего сына Иоанна VIII, а сам ушел в монастырь Перивлептос, где принял постриг с именем Матфей. Из-за недальновидных политических шагов Иоанна VIII султан Мурад II (1421–1451) в 1422 году предпринял осаду Константинополя, к счастью, неудачную.
21 июля 1425 года после продолжительной болезни Мануил-Матфей умер и был похоронен в монастырской церкви Вседержителя.
Стойкость, смелость, честность и верность истине не погубили Мануила II Палеолога, но, напротив, помогли стать последним ярким императором Византии.
***
Возможно, сходным путем решил следовать и Бенедикт XVI. Выбор автора цитаты вряд ли произведен случайно. Мысль, озвученная Мануилом, – общее место в произведениях византийской антимусульманской полемики. К тому же, латинское богословие знает свою традицию полемики с исламом, и обратиться к этому наследию для папы Римского было бы вполне естественно.
Но примечательно, что избран был император, глава государства, в то время сколлапсировавшего от великой некогда империи до границ одного города. Однако и сам папа Римский ныне является главой крошечного государства Ватикан – обломка былого могущественного Римского престола.
Из византийских императоров не только Мануил прославился участием в богословской полемике с исламом, также в этой связи прославился его дед – Иоанн VI Кантакузин, который считал свои многотомные опровержения ислама главным делом своей жизни. Но был выбран император, живший в эпоху тотального натиска ислама, и здесь логика выбора очевидна.
***
Разумеется, понтифик знал, что делал, и знал, какая реакция за этим последует. Он сознательно решился на такой шаг.
Его предшественник Иоанн-Павел II был известен как очень большой друг мира сего, потакавший всем модам и интеллектуальным увлечениям западной его части. Казалось, Иоанн-Павел II всюду хотел быть первым. Стал он и первым папой Римским, посетившим действующую мечеть, стал и первым папой Римским, публично целовавшим Коран.
Безусловно, Римско-Католическая Церковь является еретической организацией, но, глядя со стороны, нельзя не отметить, что для нее стало весьма здоровым событием появление после Кароля Войтылы на папском престоле человека, который все-таки помнит, что «дружба с миром есть вражда против Бога».
Бенедикт XVI дал ясно понять, что целовать Коран Римский папа больше не будет, а также и то, что он, вообще-то, не обязан этого делать. Равно как и не обязан искажать историческую правду в угоду современным политкорректным установкам.
Один мой друг, православный индеанист, рассказал однажды, как постепенно в США менялись установки на изображение коренного населения. Если сначала об индейцах писали, как правило, больше в негативном контексте (и, кстати, не без оснований), то затем стали преобладать положительные оценки. Наступил момент, когда плохо об индейцах уже говорить было нельзя – только хорошо. А еще поколение спустя об индейцах уже нельзя было говорить даже хорошо – но лишь восторженно.
Не секрет, что в последнее время такие же установки становятся принятыми и в отношении мусульман, во многом благодаря усилиям последних. Мусульмане активно используют принципы демократически-общечеловеческого мировоззрения, дабы усилить свое влияние на Западе и обеспечить легитимность своей экспансии. При этом, паразитируя на нем, сами они вовсе не спешат разделять эти ценности и это мировоззрение.
И вот к этой проблеме Римский папа решил привлечь внимание. И сделал это так хорошо, как только мог.
Если во время карикатурного скандала можно было оправдывать мусульман тем, что, все-таки, нехорошо смеяться над чужими святынями, и даже во время французских погромов находилось немало тех, кто оправдывал погромщиков их, якобы, нелегкими социальными условиями, то после лекции Бенедикта XVI все стало кристально ясно.
Произошло отделение истины ото лжи. Фраза папы Римского в один вечер сорвала покров туманных речей и перетолкований с тех нездоровых мировоззренческих тенденций, которые пустили метастазы в умах многих европейцев. Ответ мусульман, уже отрепетированный на карикатурном скандале, теперь предстал во всей гротескной неприглядности.
И кое-кого это отрезвило. Например, бывший премьер Испании Хосе Мариа Аснар, комментируя требование некоторых мусульманских лидеров извинений от папы Римского за его выступление, заявил: «Западный мир не должен извиняться». Он назвал абсурдной ситуацию, когда «западные страны всегда должны приносить извинения, а мусульманский мир – никогда».
И в самом деле: почему папа Римский должен извиняться за то, что процитировал византийского императора, а мусульмане, призвавшие убить главу всех католиков, перерезать глотки христианам, уничтожить кресты и поработить их детей, не должны извиняться?
Почему папа Римский должен извиняться за произнесенные им слова, а мусульмане не считают нужным извиняться за нападения на храмы и убийства?
На основании чего это теперь считается «вполне обоснованным негодованием»?
Почему это папа Римский должен переходить в ислам, а не Мухаммед Каддафи – в христианство?
Окрыленные успехами влияния на Запад посредством «демократических инструментов» мусульмане, кажется, утратили чувство реальности. Ибо своими обещаниями убить папу Римского и «сломать крест в сердце Рима», равно как и нападениями на храмы и убийствами христиан они как нельзя лучше подтвердили актуальность высказывания византийского императора XV века.
И если, как утверждают возмущенные мусульмане, «история не знает более достойного примера, чем пророческая миссия Мухаммеда», то отчего же его последователи демонстрируют столь недостойное и неадекватное поведение?
Пик этой неадекватности – в заявлении пакистанского съезда, потребовавшего «отставки папы Римского». От чего его собирается «отставить» тысяча мусульманских «духовных лиц»? От Римско-Католической Церкви? От руководства государством Ватикан? И у кого они это требуют? У ООН? Но по убеждениям католиков папа подотчетен только Богу, наместником Которого он является. Или они требуют у Аллаха? Или у самого папы Римского?
Малайзия, недавно под угрозой тюремного заключения запретившая на своей территории проповедь христианства, не имеет никакого морального права предъявлять какие бы то ни было претензии к Римскому папе, покуда в странах, где доминирует католицизм, не приняты подобные же законы в отношении ислама.
Ведь мусульманам, чтобы опровергнуть слова папы Римского, нужно было бы просто провести акцию «год без терактов», а потом сделать ее ежегодной. Вот тогда можно было бы делать поправки к цитации из Мануила II. А так они ее только подтвердили.
Среди мусульман, безусловно, есть самые разные люди: и добрые, и злые, и мирные, и враждебные. Но вот слышно в последнее время в основном лишь представителей вполне определенного умонастроения. Вполне понятно, почему именно экстремисты начинают приобретать вес – потому как их слова, увы, подтверждаются делами: ведь они обещают убить во славу ислама неверного, и убивают его, а слова тех, кто повторяет, как заклинание, «ислам – религия любви и мира», так словами и остаются. В человеческой истории всегда и везде больше прислушивались к словам тех, у кого они подкреплены делом.
Поступок папы Римского обнажил перед западным обществом подлинный лик того, кто использует для себя демократические ценности как волк – овечью шкуру.
Вполне возможно, этот поступок запоздал, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. И, по крайней мере, некоторой части европейцев он помог открыть глаза на реальное положение вещей.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу выразил сожаление, что европейские лидеры так вяло высказываются в поддержку папы в возникшем конфликте. «Мы должны защищать свои ценности… Я разочарован тем, что нашлось немного европейских лидеров, заявивших, что у папы есть естественное право выражать свои взгляды. Проблема не в высказываниях папы, а в реакции экстремистов».
В ответ на мусульманские выступления по поводу фальсифицированных ими же карикатур, когда последователи «религии мира» от своего «безмерного огорчения» перешли к кровопролитию, спровоцировал ответное движение, когда антимусульманские карикатуры вслед за датской «Юлландс-постен» и норвежским «Магазинет», были напечатаны в более чем 140 изданиях в 56 странах.
Стихийное движение «за право не целовать Коран» приобрело тогда многих сторонников среди европейцев, а теперь же оно получило и благословение папы Римского.
На чьей стороне в данном случае православные? Разумеется, не на той, которая громит православные храмы и жаждет сломать кресты. Разумеется, на стороне правды, мужества и свободы. На стороне православного христианина Мануила II Палеолога, последнего достойного императора Византии.
---------
МУСУЛЬМАНСКАЯ ИММИГРАЦИЯ В ЕВРОПУ КАК ВЫЗОВ ХРИСТИАНСКОМУ МИРУ
Одна из русских сказок начинается так: постучалась лиса к зайцу в дом, мол, зайчик, мерзну, можно мне хоть хвостик у тебя в хатке погреть? Зайчик сжалился, разрешил. Просунула лиса хвост в избу и говорит: «Зайчик, лапки мерзнут, пусти, можно я хотя бы в сенях возле дверей погреюсь». Пустил заяц лису в сени. Вошла она, и говорит: «Зайчик, проголодалась я, пусти меня за стол». Пустил ее заяц за стол, накормил. А гостья и говорит: «Пошел вон отсюда, я здесь живу».
Эту сказку сейчас в России вспоминают многие, когда речь заходит о мусульманской иммиграции. Собственно, разные фазы этой истории мы и видим сейчас в цивилизованном мире. В Европе он уже вошел в решающую фазу, когда прошлой осенью толпы арабов вопили на улицах коренным жителям Дании и Франции: «Убирайтесь отсюда, это наша земля!» Что касается России, то здесь пока еще стадия перехода от сеней к столу. Недавние скандальные требования мусульман сделать вице-президентом мусульманина и убрать из национального символа – герба России – изображение креста являются как раз такими провокациями, рассчитанными на проверку того, насколько далеко готова отступать российская власть и российское общество.
Массовые беспорядки в Париже в 2005 году.
Разумеется, ни русский герб никто не изменит, ни законодательство под мусульман менять не будет. По крайней мере, пока. Поэтому события, подобные французским, пока что в России маловероятны. Но в Европе, задавленной удавкой политкорректности, положение дальше будет только обостряться. Мой друг из Франции написал мне, что их правительство по результатам осенне-зимних погромов решило платить деньги арабам и алжирцам, полагая, что их выходки продиктованы бедностью.
Во Франции есть алжирцы-христиане, есть и православные арабы. Но, что интересно, ни те, ни другие не принимали участие в погромах. Это известно доподлинно. Все погромщики – мусульмане, которые признавались, что громят машины неверных, а автомобили с мусульманской символикой не трогают. Еще один интересный факт: в европейских странах множество иммигрантов-филиппинцев, китайцев, славян. Почему же не слышно о славянских или китайских погромах? Ведь проблемы с бедностью у них те же самые.
Даже французские националисты боятся признать, что проблема – не в иммиграции вообще, а именно в мусульманской иммиграции, что причина именно в религиозной идеологии. Славянин или китаец приезжает в Европу, чтобы честно работать и кормить семью. Мусульмане приезжают для того, чтобы распространить господство ислама на весь мир. В самой идеологии ислама заложено деление мира на «дар-аль-ислам» – землю ислама, где действуют законы шариата, и «дар-аль-харб» – землю войны, всю остальную территорию, которую необходимо подчинить мусульманской власти. Алжирцы, калечащие французских полицейских, турки, убивающие немецких женщин, марроканцы, режущие голландских режиссеров, арабы, взрывающие пассажиров английской подземки, – все они выполняют категорический императив насильственного распространения ислама, заложенный в самих источниках этой религии – в Коране и в Сунне.
Чтобы не быть голословным, напомним следующий хадис из Сунны, свидетельствующий, что Мухаммед сказал: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед Его Слуга и Его Посланник, они не повернутся в направлении нашей киблы (направление для молитвы) и не будут молиться как мы. Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность, кроме того, что причитается от них». То есть, здесь прямое утверждение необходимости войны против всех не-мусульман. Также и в Коране говорится: «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение» (Коран 4.74). Мухаммеду самому было приказано: «О Пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!» (Коран 8.65)
Это факт, от которого никуда не деться. Можно закрывать на это глаза, как и делают сейчас многие в Европе, Америке, России, но такой подход нисколько не способствует решению реальной проблемы исламского давления. Это факт, который объясняет то, почему всюду, где поселяются мусульмане, начинаются конфликты между ними и местным населением. Не важно – Африка ли это, Индия, Китай, Европа, Америка, Австралия…
Проблема в том, что удавка политкорректности, которую на себя набросили страны Запада, мешает увидеть суть явления, а, увидев, иметь мужество назвать вещи своими именами, признать, что искать причину нужно в идеологии, а не в национальности, социальных или исторических предпосылках. В исламе есть ряд изначальных установок, которые препятствуют надежному установлению стабильных отношений мусульман с иноверцами. Это установка на обязательное распространение ислама на все человечество, в том числе и насильственными методами. Это и превозношение «джихада» – войны с неверными за распространение ислама на «дар-аль-харб». Это и запрет на выход из ислама, за что по шариату полагается смертная казнь – безусловно, тоталитарный элемент. Разумеется, не все мусульмане претворяют эти установки в жизнь, многие толкуют их иносказательно, духовно или просто игнорируют. С такими можно жить в мире. Но всегда были, есть и будут те мусульмане, которые воспринимают буквально и исполняют вышеупомянутые заповеди, оставленные Мухаммедом в Коране и Сунне, и ведут агрессивные действия против не-мусульман, в том числе христиан. А в исламе нет какого-то единого авторитетного центра, который мог бы запретить это делать. Такое, к сожалению, невозможно. На муфтия или шейха, осуждающего исламский терроризм, всегда найдется не менее авторитетный муфтий или шейх, благословляющий «джихад против неверных». Поэтому напряженность всегда будет сохраняться. И чем больше будет расти влияние мусульман в обществе, тем меньше будет стабильности.
Если бы Европа увидела и признала корень проблемы, а еще имела бы волю к ее решению, устранить сложности с мусульманами было бы делом месяца. Достаточно лишь издать указ, по которому все мусульмане (именно по религиозному, а не по национальному признаку) должны быть депортированы в страны исламского мира. И все. А пресловутая нехватка рабочих рук легко восполнится выходцами из тех стран и культур, которые не провозглашают необходимости захвата духовной и политической власти во всем мире.
Но это невозможно из-за тоталитарного диктата политкорректности в западном обществе, который, к сожалению, ныне проникает и в страны бывшего социалистического лагеря. Повсеместно насаждаемая ныне политкорректность – это великая беда нашего времени. Она лишает вещи своих имен и дезориентирует человека, погружая в мир миражей и попросту лжи.
Приходит на память случай из области сектоведения. Сайентологов на определенной стадии учат «управлять реальностью». То есть, якобы, как это представишь, так оно и будет. И вот, одна американка-саентологиня в красной кофточке решила пересечь ранчо, где был на выпасе шальной бык. Дама, разумеется, тут же представила, что перед ней не взбешенное животное, а «милая коровка», и вместо того, чтобы спасаться, наоборот, решила погладить животное… Ей посчастливилось остаться в живых. Полгода провалявшись на больничной койке в ожидании, пока срастутся кости и затянутся рваные раны, женщина много думала и поняла кое-что важное. Выйдя из больницы, она порвала с саентологией. Надо ли объяснять – почему?
Вот и политкорректность пытается создать такую же иллюзорную виртуальность в головах тех, кто в нее верует, запрещая слова «черное» и «белое», заставляя врага называть другом, заставляя на пустой желудок бесконечно повторять «халва, халва», хотя, по восточной притче, слаще от этого не станет. При этом насаждается представление, будто бы между понятиями «вежливость» и «политкорректность» нужно ставить знак тождества. Это неверно. Это разные понятия. Вежливость существовала задолго до политкорректности.
Политкорректность – это целый комплекс специфических мировоззренческих установок, сформировавшийся во второй половине ХХ века. Люди разных рас, национальностей и религий уживались между собой и до политкорректности. И эра политкорректности de facto не принесла на земной шар ни мира, ни спокойствия. Как раз напротив. Подстегнула целый ряд конфликтов, инициированный теми или иными меньшинствами. Когда гомосексуалисты недавно на ступенях Нотр-Дам де Пари избили католического священника за то, что тот возмутился их кощунственными действиями, пародирующими венчание, – это детище той самой политкорректности. Когда во многих городах Франции существуют целые кварталы, куда боятся заглядывать полицейские и другие службы, кварталы, которые управляются «шариатскими судьями» по шариатским законам, – это тоже детище политкорректности. Когда в Англии воспитанники лагерей по подготовке боевиков «аль-каиды» устраивают взрывы, – это тоже детище политкорректности. В неполиткорректном мире не возникали даже предпосылки для того, чтобы подобные извращения могли возникнуть. Политкорректность не обеспечивает ни мира, ни всеобщей любви, она лишь провозглашает приоритет меньшинств над ценностями большинства. Отсюда соответствующие детища. И новые конфликты.
А ныне европейцы уже не те, что были тысячу лет назад. Карл Мартелл, король франков, который остановил наступление арабов на Европу, был бы очень удивлен образом жизни и образом мысли своих потомков. Испанский король Педро I, в честь блистательной победы которого на гербе Арагона появились отрубленные головы мавров, вряд ли понял бы своих потомков, изменяющих герб ради того, чтобы «восстановить климат доверия между мусульманами и христианами». Европейцы Средневековья и нынешние европейцы – это совсем разные люди.
Приходит на память чудовищный случай двухлетней давности, когда девушка-француженка была изнасилована алжирцем, и притом не пыталась ни сопротивляться, ни убежать, поскольку была уверена, что отказать человеку с другим цветом кожи будет неполиткорректно. Более точного образа к тому, что сейчас происходит в Европе, и не подберешь.
* * *
Но теперь отвлечемся от политики и посмотрим на то, что ситуация с мусульманской иммиграцией может значить для нас, как для христиан. Возможно, это прозвучит парадоксально, но один из современных русских священников-миссионеров назвал такое положение уникальным миссионерским шансом. Самое эффективное неполитическое средство для решения проблем с исламом – это христианская миссия.
Об этом мало знают, но православная миссия среди мусульман существовала всегда. Так, например, уже один из ранних сподвижников самого Мухаммеда, Убайдаллах ибн Джахиз, уверовал во Христа и принял крещение. Он был первым, но далеко не последним мусульманином, кто обратился к свету истины. Из истории миссии Констанстинопольской Церкви можно вспомнить, как после возвращения в Х веке Антиохии в состав Византийской империи практически все местное арабо-мусульманское население добровольно перешло в Православие. А в 935 году целое арабское бедуинское племя бану Хабиб числом около 50 тысяч человек перешло к грекам, приняло христианство и стало сражаться против своих прежних единоверцев. Для Русской Церкви миссия среди мусульман традиционна. Уже святитель Михаил Киевский в X веке посылал монаха Марка проповедовать Христа булгарам-мусульманам, в результате чего приняли крещение четыре князя булгарских. Святитель Петр Московский вступал в публичные диспуты с мусульманскими проповедниками и одерживал в них победы. Святитель Макарий Московский крестил последнего хана Казани – Едигера-Мухаммеда и пекся о устроении проповеди Православия среди татар. В результате более чем четырехсотлетней миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди татар образовалась новая этноконфессиональная группа – кряшены, состоящая из православных татар. В настоящее время на территории России их проживает порядка 320 тысяч. К обращенным из ислама народам относятся и гагаузы, и большая часть осетин, и даже часть моздокских кабардинцев.
Мч. Авраамий Болгарский
А некоторые мусульмане, обратившись в христианство, принесли столь великий духовный плод, что впоследствии были прославлены Церковью в лике святых. Например, среди арабов это преподобномученик Христофор Савваит и мученики Абу Тбилисский, Антоний-Равах и Варвар. Из булгар – святой Авраамий Болгарский. Из турок – мученики Омир, Ахмед Писец, и Константин Агарянин. Из албанцев – мученик Иоанн Албанский. Из татар – мученики Петр и Стефан Казанские и преподобный Серапион Кожеозерский, основавший Кожеозерский Богоявленский монастырь на Севере России и воспитавший семь святых для Русской Церкви.
Это не только история. И в наши дни происходит миссия среди мусульман. Возьмем Индонезию. 20 лет назад в Православие обратился первый индонезиец. 15 лет назад, приняв монашество и священническую хиротонию, он вернулся на родину, начал проповедовать и за эти годы обратил 2500 человек, создал несколько приходов, построил храмы, подготовил к рукоположению других индонезийцев – в мусульманской стране возникла Православная Церковь. Другой пример: в 1990-х годах в Грузии в результате миссионерской деятельности большинство грузинских мусульман перешли в Православие, так что даже в один день крестились 5000 мусульман.
Это важный опыт, который нужно взять на вооружение всем православным общинам, находящимся в соседстве с мусульманами. Автору данной статьи известно, что кое-что в этом направлении делается в исламизированных районах Болгарии, а также в Албании. Кое-что делается и в России. Например, вот уже несколько лет в Москве по благословению священноначалия действует православная татарская община, происходят молебны на татарском языке. Наша Церковь активно переводит Библию на казахский язык, языки Дагестана – это все мусульманские народы. Идет деятельность по укреплению Православия среди осетинского народа. Семь лет действует сайт «Православие и ислам». Издаются православные полемические и апологетические книги об исламе. А совсем недавно, впервые после революции, состоялись два публичных религиозных диспута православного священника Даниила Сысоева с русским мусульманином Полосиным.
К сожалению, насколько мне известно, в странах бывшей Югославии, а также в большинстве бывших «мусульманских» республик СССР христианская проповедь иноверцам практически не звучит. Хотя только миссия, с помощью Божией, может сделать оппонентов нашими братьями во Христе. И это будет подлинной, бескровной победой. Религия оказывает колоссальное воздействие на сознание человека, и если уверение было искренним, он действительно перерождается. Так что именно от наших миссионерских усилий зависит то, будем ли мы вскоре жить среди агрессивных чужаков, или среди братьев во Христе.
http://mymac.ru/forum/showflat.php?Cat=&Board=free_toking&Number=377151&page=0&view=collapsed&sb=5&o=&fpart=all
Вот взять всё и поделить...