Технологии посадки на Марс

И прочий транспорт будущего
MaxSt
Уже с Приветом
Posts: 21835
Joined: 11 Apr 1999 09:01
Location: RU

Post by MaxSt »

Выделение трех слов красным цветом - доказательством не является.
War does not determine who is right - only who is left.
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

MaxSt wrote:Выделение трех слов красным цветом - доказательством не является.

Докажите :mrgreen:

ЗЫ: хотя, не напрягайтесь. Пока нету возможности доставить марсианский корабль на орбиту Земли, а не то что на поверхность Марса.

Но, нету возможности != нету технологий. Можно бесконечно уговаривать себя, что нада купить козу, потому как дом невозможно. Останетесь без дома.
MaxSt
Уже с Приветом
Posts: 21835
Joined: 11 Apr 1999 09:01
Location: RU

Post by MaxSt »

Alex555 wrote:Но, нету возможности != нету технологий.


Разумеется из первого не следует второе.

Тем не менее оба утверждения справедливы.
War does not determine who is right - only who is left.
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

Соббсно работа Меннинга и Брауна. Еще не читал, ибо времени требует. Может кому интересно будет
http://smartech.gatech.edu/bitstream/18 ... 6FINAL.pdf
Sergey___K
Уже с Приветом
Posts: 13014
Joined: 10 Jul 2001 09:01
Location: VA

Post by Sergey___K »

По Sc.Ch 10/31 было очень долго и со всех сторон. (Destination Mars кажется). Там уже во всю в аэродинамических трубах обдувают, да это "грибок" макетируют.
http://youtube.com/watch?v=q6dx5y4rLKQ

Что-то в этом роде, только надувное.
Основная проблема, что у них планируется несколько спускаемых модулей на одну миссию, котрорые надо усадить рядом.

Скафандр пока у них 90 кг. Собираются уменьшить вдвое.
User avatar
RobinF
Уже с Приветом
Posts: 3975
Joined: 04 Jun 2002 17:35

Post by RobinF »

А вот объясните такую вещь. Если к спускаемому аппарату приделать крылышки, вроде как у крылатых ракет, и начать чуть-чуть замедляться с первой космической - вроде ж подъемной силы на такой скорости даже в разреженной атмосфере должно хватать, чтобы долго планировать. Почему надо падать обязательно как камень, или спускаться на парашуте, если можно сделать сколько надо кругов вокруг планеты, постепенно замедляясь и снижаясь?
User avatar
ABK
Уже с Приветом
Posts: 1782
Joined: 23 Dec 2005 18:53
Location: Portland, OR

Post by ABK »

Надо не забывать что греться при этом аппарат будет немилосердно, и сколько-нибудь долгое время он не выдержит, крылышки то и отваляться.
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

Здравый смысл тут буксует. Поэтому нужно разьяснение.
Чтобы набрать космическую скорость, нужно закачать в каждый кг массы столько энергии, что ее будет более чем достаточно для испарения этого кг (будь она тепловой а не кинетической).
Чтобы затормозиться с такой скорости, эту энергию нужно "выкачать".
При торможении в атмосфере происходит следущее - воздух сжимается перед аппаратом, тем самым греется и также образуется ударная волна. На нагрев воздуха и создение этой волны уходит львиная доля (~90%) энергии движения. Трение о воздух и переизлучение от плазмы - это то что нагревает сам аппарат.
И эта энергия - скорее функция от времени, чем от скорости. То есть чем быстрее мы затормозим, тем меньшая часть энергии уйдет на нагрев аппарата. Но вырастут перегрузки. Если тормозить медленно, то перегрузки меньше, но расплавимся. Тормозить "блинчиком", то есть на время выходить за пределы атмосферы для остывания тоже не получится. В силу особенностей орбитальной механики - чем ниже орбита, тем выше скорость относительно поверхности и, соотв, атмосферы, чтобы на этой орбите удержаться. Если этой скорости меньше - происходит сваливание еще до остывания. Потом штопор на скорости 3-4 км\сек даст такой удар о плотные слои, что приведет к механическому разрушению.

Дето так в первом приближении.
User avatar
RobinF
Уже с Приветом
Posts: 3975
Joined: 04 Jun 2002 17:35

Post by RobinF »

ABK wrote:Надо не забывать что греться при этом аппарат будет немилосердно, и сколько-нибудь долгое время он не выдержит, крылышки то и отваляться.


Если энергии в набегающем потоке настолько много, что аппарат "немилосердно греется", то для создания подъемной силы больших крылышек не надо. Да и нафига входить настолько низко, чтоб "немилосердно греться", если скорость еще не сброшена? Самолеты не греются немилосердно на 10км, а подъемной силы, чтоб их там держать, уже достаточно. Это ведь связанные вещи - сила набегающего потока и подъемная сила.
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Post by KP580BE51 »

RobinF wrote:
ABK wrote:Надо не забывать что греться при этом аппарат будет немилосердно, и сколько-нибудь долгое время он не выдержит, крылышки то и отваляться.


Если энергии в набегающем потоке настолько много, что аппарат "немилосердно греется", то для создания подъемной силы больших крылышек не надо. Да и нафига входить настолько низко, чтоб "немилосердно греться", если скорость еще не сброшена? Самолеты не греются немилосердно на 10км, а подъемной силы, чтоб их там держать, уже достаточно. Это ведь связанные вещи - сила набегающего потока и подъемная сила.

На это тему уже писали. Так и есть. При крутой траектории, большая часть тепла улетает с плазмой. При пологой она поглощается спускаемым аппаратом.
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Post by KP580BE51 »

Alex555 wrote:Тормозить "блинчиком", то есть на время выходить за пределы атмосферы для остывания тоже не получится.

Я читал что получается.
User avatar
RobinF
Уже с Приветом
Posts: 3975
Joined: 04 Jun 2002 17:35

Post by RobinF »

Alex555 wrote:Здравый смысл тут буксует. Поэтому нужно разьяснение.
Чтобы набрать космическую скорость, нужно закачать в каждый кг массы столько энергии, что ее будет более чем достаточно для испарения этого кг (будь она тепловой а не кинетической).
Чтобы затормозиться с такой скорости, эту энергию нужно "выкачать".
При торможении в атмосфере происходит следущее - воздух сжимается перед аппаратом, тем самым греется и также образуется ударная волна. На нагрев воздуха и создение этой волны уходит львиная доля (~90%) энергии движения. Трение о воздух и переизлучение от плазмы - это то что нагревает сам аппарат.
И эта энергия - скорее функция от времени, чем от скорости. То есть чем быстрее мы затормозим, тем меньшая часть энергии уйдет на нагрев аппарата. Но вырастут перегрузки. Если тормозить медленно, то перегрузки меньше, но расплавимся.


Почему? Излучение тоже зависит от времени. Т.е. если от трения мы принимаем N джоулей в секунду, но успеваем излучить те же N, то не важно, сколько мы будем крутиться в верхних разреженных слоях, пока не излучим все, что надо.
Тут считать надо. Может, для имеющихся материалов (прочность/излучающая способность и т.п.) такая посадка займет месяц.
Однако, для беспилотников на Марс даже посадка длинною в год, ИМХО, имеет смысл, если это позволяет посадить значительно большую полезную массу, например.
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

KP580BE51 wrote:Я читал что получается.

Тогда так бы и делали.
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Post by KP580BE51 »

Alex555 wrote:
KP580BE51 wrote:Я читал что получается.

Тогда так бы и делали.

Не надежно вроде как. Была разработка ПВРД, которая так и должна была летать - немного в атмосфере, потом остыть, потом в атмосферу итд до самой цели.
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

RobinF wrote:Почему? Излучение тоже зависит от времени. Т.е. если от трения мы принимаем N джоулей в секунду, но успеваем излучить те же N, то не важно, сколько мы будем крутиться в верхних разреженных слоях, пока не излучим все, что надо.
Тут считать надо. Может, для имеющихся материалов (прочность/излучающая способность и т.п.) такая посадка займет месяц.
Однако, для беспилотников на Марс даже посадка длинною в год, ИМХО, имеет смысл, если это позволяет посадить значительно большую полезную массу, например.

Чтоб крутиться вокруг планеты НИЖЕ, горизонтальная скорость должна быть ВЫШЕ.
Чтоб было понятнее, вот пример. На высоте геостационара (36000км) спутник облетает Землю за 24 часа. На высоте МКС (400км) - за полтора.
User avatar
Flash-04
Уже с Приветом
Posts: 63430
Joined: 03 Nov 2004 05:31
Location: RU -> Toronto, ON

Post by Flash-04 »

User avatar
RobinF
Уже с Приветом
Posts: 3975
Joined: 04 Jun 2002 17:35

Post by RobinF »

Alex555 wrote:
RobinF wrote:Почему? Излучение тоже зависит от времени. Т.е. если от трения мы принимаем N джоулей в секунду, но успеваем излучить те же N, то не важно, сколько мы будем крутиться в верхних разреженных слоях, пока не излучим все, что надо.
Тут считать надо. Может, для имеющихся материалов (прочность/излучающая способность и т.п.) такая посадка займет месяц.
Однако, для беспилотников на Марс даже посадка длинною в год, ИМХО, имеет смысл, если это позволяет посадить значительно большую полезную массу, например.

Чтоб крутиться вокруг планеты НИЖЕ, горизонтальная скорость должна быть ВЫШЕ.
Чтоб было понятнее, вот пример. На высоте геостационара (36000км) спутник облетает Землю за 24 часа. На высоте МКС (400км) - за полтора.


Ну уменьшается скорость по квадратному корню от радиуса орбиты, ну и что?
Это вообще тут не причем. Оба примера не используют подъемную силу набегающего потока - то, о чем я говорю. Тут речь о скорости, заведомо меньшей первой космической.

Перпендикулярный вопрос. А что, у МКС орбита круговая?
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

При достижимом аэродинамическом качестве подьемная сила в разреженных слоях меньше веса аппарата. Даже на космических скоростях
User avatar
RobinF
Уже с Приветом
Posts: 3975
Joined: 04 Jun 2002 17:35

Post by RobinF »

Alex555 wrote:При достижимом аэродинамическом качестве подьемная сила в разреженных слоях меньше веса аппарата. Даже на космических скоростях


А существенный нагрев от трения уже происходит? Почему? Нагрев растет быстрее, чем квадрат от скорости (как подъемная сила)?
MaxSt
Уже с Приветом
Posts: 21835
Joined: 11 Apr 1999 09:01
Location: RU

Post by MaxSt »

RobinF wrote:вроде ж подъемной силы на такой скорости даже в разреженной атмосфере должно хватать, чтобы долго планировать.


Не хватает. Или крылья должны быть очень большими.

Давление на поверхности Марса как на 35км высоте на Земле. А на большой высоте на Марсе - и подавно...
War does not determine who is right - only who is left.
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

RobinF wrote:
Alex555 wrote:При достижимом аэродинамическом качестве подьемная сила в разреженных слоях меньше веса аппарата. Даже на космических скоростях


А существенный нагрев от трения уже происходит? Почему? Нагрев растет быстрее, чем квадрат от скорости (как подъемная сила)?

Для земной атмосферы и гравитации - да. Хотя тоже от квадрата скорости зависит. Существенный (>1000 градусов) нагрев начинается дето при 5М
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Post by KP580BE51 »

Alex555 wrote:Для земной атмосферы и гравитации - да. Хотя тоже от квадрата скорости зависит. Существенный (>1000 градусов) нагрев начинается дето при 5М

Я поражаюсь. Откуда вы всё это знаете?
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

KP580BE51 wrote:
Alex555 wrote:Для земной атмосферы и гравитации - да. Хотя тоже от квадрата скорости зависит. Существенный (>1000 градусов) нагрев начинается дето при 5М

Я поражаюсь. Откуда вы всё это знаете?

:mrgreen: Просто имею представление о физике, которая за всем этим стоит.
Хороший финансист в любой момент должен знать цену (с точность до порядка) всего на свете - от кило картошки в Мухосраньске до кило гелия-3 на Луне.
Инженер - как и на каких принципах работает тот или иной девайс.
User avatar
Flash-04
Уже с Приветом
Posts: 63430
Joined: 03 Nov 2004 05:31
Location: RU -> Toronto, ON

Post by Flash-04 »

пальцев то сколько 8) знание принципа не даст вам количественной оценки, а в данном случае цифры знает либо тот кто учавствовал в таких проектах, либо .. умеет пользоваться поиском :mrgreen:
Например, при вхождении в атмосферу на высотах 11–25 км со скоростью М=2 (в два раза выше скорости звука) температура торможения 390оК вызовет нагрев поверхности на 173о, для скорости М=5 температура торможения 1300оК добавит к температуре поверхности уже 1083о, а для скоростей М=10 температура торможения 4550о К нагревает лобовую поверхность до немыслимой температуры 4333о по шкале Кельвина!
User avatar
RobinF
Уже с Приветом
Posts: 3975
Joined: 04 Jun 2002 17:35

Post by RobinF »

MaxSt wrote:
RobinF wrote:вроде ж подъемной силы на такой скорости даже в разреженной атмосфере должно хватать, чтобы долго планировать.


Не хватает. Или крылья должны быть очень большими.

Давление на поверхности Марса как на 35км высоте на Земле. А на большой высоте на Марсе - и подавно...


На той скорости должно хватать и маленьких крыльев. Подъемная сила (как и сопротивление воздуха) растут от скорости по квадрату, а от плотности воздуха зависят лишь линейно.

Факт в чем - есть туча точек на кривой (обычные самолеты/крылатые ракеты), когда они прекрасно летают, нифига не нагреваясь. Подъемная сила и сопротивление воздуха зависят от плотности воздуха и скорости по одному и тому же закону. Т.е. должно летать.

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”