Русификация Польши
-
- Уже с Приветом
- Posts: 7311
- Joined: 22 Apr 2005 15:17
- Location: RU-US
Русификация Польши
Перечитывал недавно Анну Каренину и наткнулся на страницы, где описываются дебаты в высокосветской петербургской гостиной o политикe русификации Польши. Днем позже у Пушкина нахожу в стихотворениях рассуждения о Польше и о том, сольются ли все славянские реки в русском море. Заинтересовало.
Отдельные упоминания об этом я встречал и раньше и, как, понимаю, во второй половине 19 века вопрос русификации Польши был одним из наиболее обсуждаемых и важных в российской политике. Но вот нагуглил мало чего, в основном те же ссылки на Анну Каренину.
Википедия говорит о запрете на преподавание польского и литовского в в школах и университетах и каких-то общественных местах, и о каких-то препятствиях католицизму там. Но очень немного там информации.
Есть у кого развернутые ссылки на то, чем вызвана была такая политика, и как она проводилась? Буду благодарен.
Отдельные упоминания об этом я встречал и раньше и, как, понимаю, во второй половине 19 века вопрос русификации Польши был одним из наиболее обсуждаемых и важных в российской политике. Но вот нагуглил мало чего, в основном те же ссылки на Анну Каренину.
Википедия говорит о запрете на преподавание польского и литовского в в школах и университетах и каких-то общественных местах, и о каких-то препятствиях католицизму там. Но очень немного там информации.
Есть у кого развернутые ссылки на то, чем вызвана была такая политика, и как она проводилась? Буду благодарен.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1439
- Joined: 04 Sep 2006 20:46
- Location: Minsk/ PA
Политику руссификации западных областей,
начали проводить в результате Шляхетского восстание в Польше, Беларуси, Правобережной Украине и Литве 1830-31 и очень усилили после востания 1863-64 года восстание Кастуся Калиновского.
начали проводить в результате Шляхетского восстание в Польше, Беларуси, Правобережной Украине и Литве 1830-31 и очень усилили после востания 1863-64 года восстание Кастуся Калиновского.
Жизнь надо прожить так, чтобы стыдно было рассказать, но приятно вспомнить.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13612
- Joined: 25 May 2004 18:47
- Location: BY>CA.US>BC.CA
-
- Уже с Приветом
- Posts: 7311
- Joined: 22 Apr 2005 15:17
- Location: RU-US
Tasi wrote:Политику руссификации западных областей,
начали проводить в результате Шляхетского восстание в Польше, Беларуси, Правобережной Украине и Литве 1830-31 и очень усилили после востания 1863-64 года восстание Кастуся Калиновского.
Это-то понятно, но вот зачем ее делать стали? Я могу понять кампанию по борьбе с украинским языком в 19 веке - он воспринимался как один из диалектов русского ( языки ведь на самом деле очень близки), плюс образованные горожане на Украине обычно прекрасно владели русским языком.
А вот с Польшей неясно: неужели на самом деле надеялись путем запретов на публичное использование польского и нажима на католицизм переделать поляков в русских? Вроде языки и культура поляков и русских различались очень сильно. В чем был смысл подобной политики если она наверняка лишь раздувала негативные настроения населения к России и русским? Завоевали страну, подавили пару восстаний (четкие знаки, что большая часть населения с присоединением к России не примирилось и десятилетия спустя), так давайте стараться ограничить их возможность говорить на своем языке и исповедывать свою религию? Вроде однозначно неумный подход.
Поэтому бы и хотелось побольше информации о том как реально русификация проводилась и о мыслях российской элиты по поводы сей политики. Ну и насколько успешной она себя покaзала, конечно. Из Толстого и Пушкина понятно, что обсуждался польский вопрос очень широко в свое время.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13612
- Joined: 25 May 2004 18:47
- Location: BY>CA.US>BC.CA
koan wrote:В чем был смысл подобной политики если она наверняка лишь раздувала негативные настроения населения к России и русским?
Скорее правильнее было написать отношение к России и царизму. Лозунг польских (и белорусских кстати) повстанцев был "За ВАШУ и нашу свободу!". Национально-освободительная борьба того времени рассматривалась в контексте общей борьбы против абсолютных монархий, за продвижение прогрессивных социальных реформ как Польше, так и в России так и в Европе в целом.
Многими (но меньшинством) авторитетных умов России - борьба западных территорий за независимость (ровно как и декабристское движение) воспринималось позитивно. Как предвестник неминуемых социальных изменений к лучшему.
Last edited by AverageMan on 24 Aug 2007 15:40, edited 2 times in total.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13612
- Joined: 25 May 2004 18:47
- Location: BY>CA.US>BC.CA
koan wrote: А вот с Польшей неясно: неужели на самом деле надеялись путем запретов на публичное использование польского и нажима на католицизм переделать поляков в русских?
Дело в том что на тот период крайне тяжело было провести черту где заканчивались поляки и начинались (к примеру) белорусы. Особенно после насильственного давления по продвижению православия на белорусских территориях - это дало обратный эффект - начался массовый переход из униатства в католицизм.
Моя версия - не столько может надеялись переделать в русских самих поляков - сколько пытались этим ограничить вляние Польши на соседей - белорусские и украинские территории проводя общую политику руссификации.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 278
- Joined: 26 Sep 2002 06:24
- Location: Portland, OR
Ну уж не больше чем языки и культура саксонцев и баварцев.koan wrote:Вроде языки и культура поляков и русских различались очень сильно.
Пруссия занималась ассимиляцией поляков и очень даже успешно.А вот с Польшей неясно: неужели на самом деле надеялись путем запретов на публичное использование польского и нажима на католицизм переделать поляков в русских?
Smith? I've heard that name somewhere before.
-
- Новичок
- Posts: 91
- Joined: 13 Aug 2007 06:26
- Location: Ukraine
Ассимиляция Пруссией поляков не была особо успешной. также, как Россия проводит руссификацию на своей территории -также и Пруссия проводит германизацию своей. закрываются польские школы и т.д. кстати, Пруссии удалось подавить Познанское восстание в 1848 только при помощи России. в 1863 Пруссия и Россия вообще заключают совместную Альвенслебенскую конвенцию по борьбе с польским национальным движением. национальное самосознание и общность у поляков были сильными на протяжении всего 19 в. на обеих территориях
-
- Уже с Приветом
- Posts: 278
- Joined: 26 Sep 2002 06:24
- Location: Portland, OR
Haffalina wrote:Ассимиляция Пруссией поляков не была особо успешной. также, как Россия проводит руссификацию на своей территории -также и Пруссия проводит германизацию своей. закрываются польские школы и т.д. кстати, Пруссии удалось подавить Познанское восстание в 1848 только при помощи России. в 1863 Пруссия и Россия вообще заключают совместную Альвенслебенскую конвенцию по борьбе с польским национальным движением. национальное самосознание и общность у поляков были сильными на протяжении всего 19 в. на обеих территориях
Приведённые вами факты никак не противоречат тому, что написал я. Пруссия по-настоящему приступила к проведению политики ассимиляции Великопольши только с 1849 года. Естественно, что не за один день, и не без сопротивления, тем более учитывая фактор нарастающей урбанизации, привлекавшей в города новые волны польских крестьян, но тем не менее жёсткая, последовательная, всеохватывающая политика Пруссии дала замечательные результаты. Россия, же занялась решением польского вопроса гораздо позже, много с поляками сюсюкалась, шла на уступки и в том числе и поэтому не преуспела.
Smith? I've heard that name somewhere before.
-
- Новичок
- Posts: 91
- Joined: 13 Aug 2007 06:26
- Location: Ukraine
Да нет, Россию польский вопрос не занимал "намного позже". претензии на Польшу начались еще при Еатерине Второй и продолжался при всех трех разделах Польши. впоследствии придворным историком
Карамзиным и составляется теория о "единстве всех славян". дескать, историческая миссия России -главенствовать среди всех славянских народов.
а то, что прусская ассимиляция не проходит довольно успешно, говорит факт довольно сильного национального движения в польских землях.
Карамзиным и составляется теория о "единстве всех славян". дескать, историческая миссия России -главенствовать среди всех славянских народов.
а то, что прусская ассимиляция не проходит довольно успешно, говорит факт довольно сильного национального движения в польских землях.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 278
- Joined: 26 Sep 2002 06:24
- Location: Portland, OR
В том-то и дело, что никакой сколько-нибудь значительной поддержкой польские националисты в Германии, в отличие от Российской империи и Австро-Венгрии, не пользовались и их поддержка среди населения последовательно сокращалась. Вы вообще можете назвать каких-нибудь крупных деятелей польского национального движения, выросших в прусской части Польши? Пилсудский и Падеревский выросли в Российской империи, а Дмовский из Австро-Венгрии.Haffalina wrote:Да нет, Россию польский вопрос не занимал "намного позже". претензии на Польшу начались еще при Еатерине Второй и продолжался при всех трех разделах Польши. впоследствии придворным историком
Карамзиным и составляется теория о "единстве всех славян". дескать, историческая миссия России -главенствовать среди всех славянских народов.
а то, что прусская ассимиляция не проходит довольно успешно, говорит факт довольно сильного национального движения в польских землях.
По поводу России, я имел в виду, что она долгое время не занималась вовлечением поляков в русскую культуру.
Smith? I've heard that name somewhere before.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 991
- Joined: 21 Feb 2004 22:45
Haffalina wrote:придворным историком
Карамзиным и составляется теория о "единстве всех славян". дескать, историческая миссия России -главенствовать среди всех славянских народов.
Концепт славянского единства впервые изложен в Синопсисе, составленном в Киеве в 1674, одним из высших иерархов церкви, предположительно архимандритом Иннокентием. Там выдвинуты тезисы об единстве Руси Великой и Малой, о единой государственной традиции Киевской Руси через Рюриковичей, и даже о едином русском, или иначе православнороссийском, народе.
Одной из главнейших задач этого концепта было облегчение вхождения элит гетманата в империю Романовых. Потому что северные соседи своим степным православным братьям не больно верили и, например, требовали от малоросов повторного крещения. Т.е. это, собственно, "украинский" проект. Кавычки потому что ни русских, ни украинцев, ни даже поляков в современном смысле этого слова тогда, конечно, не было.
Синопсис почти сто лет был единственным учебником истории и вплоть до сер. 19 в. был в очень широком ходу.
И, конечно, у Карамзина вовсе нет мыслей о России, призванной главенствовать где бы то ни было. Карамзин, как всем хорошо известно, завершает свою Историю доромановскими временами. Тогда, вообще говоря, стоял вопрос о самом существовании государства. Какое уж там главенствование...
-
- Новичок
- Posts: 91
- Joined: 13 Aug 2007 06:26
- Location: Ukraine
Синопсис, чей автор так окончательно и не известен, как раз и составлен для проекта присоединения Левобережной Украины к Московскому государству. правильно, заказной проект, так сказать. глубокого понимания истории и этнологии у автора, скорее всего, не могло быть.
в современном смысле, конечно, ни русских, ни украинцев, ни пояков не было. но Жечь Посполита уже давно была, так что по идее поляки свою государственность оформили, так что национальное самосознание, скорее всего, было, и нация -уже была. с Украиной сложнее в государственном плане.
а уж такое ли сильное этническое единство было между "Малой" Русью и "Великой" Русью? в последней наблюдался существенный неславянский финно-угорский элемент. и уж такое ли сильное единство было религиозное, если весомая часть населения левобережной и правобережной Украины была либо в католичестве, либо в Унии, либо вообще в протестантизме? откуда тогда православнороссийскость?
в современном смысле, конечно, ни русских, ни украинцев, ни пояков не было. но Жечь Посполита уже давно была, так что по идее поляки свою государственность оформили, так что национальное самосознание, скорее всего, было, и нация -уже была. с Украиной сложнее в государственном плане.
а уж такое ли сильное этническое единство было между "Малой" Русью и "Великой" Русью? в последней наблюдался существенный неславянский финно-угорский элемент. и уж такое ли сильное единство было религиозное, если весомая часть населения левобережной и правобережной Украины была либо в католичестве, либо в Унии, либо вообще в протестантизме? откуда тогда православнороссийскость?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 991
- Joined: 21 Feb 2004 22:45
Haffalina wrote:Синопсис, чей автор так окончательно и не известен, как раз и составлен для проекта присоединения Левобережной Украины к Московскому государству. правильно, заказной проект, так сказать. глубокого понимания истории и этнологии у автора, скорее всего, не могло быть.
Совершенно неважно было ли глубокое понимание истории и этнологии у киевлянина того времени. Важно, что Карамзин к концепту триединого русского народа отношения не имеет. Это значительно более ранняя идея и происхождения она киевского.
Haffalina wrote:в современном смысле, конечно, ни русских, ни украинцев, ни пояков не было. но Жечь Посполита уже давно была, так что по идее поляки свою государственность оформили, так что национальное самосознание, скорее всего, было, и нация -уже была.
Жечь была. Только поляки никакого национального сознания не имели. До первой трети 19 в. там господствовало то, что сейчас в польской историографии называется "сарматский миф". Суть его в том, что шляхта имеет отличное от быдла (т.е. податного населения) происхождение. Шляхта, мол, происходит от сарматов, такого кочевого народа древности, а быдло это всякие местные завоеванные народы.
Отход от такой позиции впервые намечается только в знаменитой статье "Почему не восстают массы". Ее написал в 1830 такой Мохнацкий, один из лидеров польского восстания. Он обнаружил, что поляки к восстанию были большей частью равнодушны и мятеж был делом довольно узкой внутриэлитной группы. И что, мол, надобно обратить внимание на крестьян, потому как они, возможно, тоже часть польской нации.
Это во-первых. А во-вторых, Жечь не была государством поляков. Жечь была государством шляхты, т.е. поляков и литвы, объединенных унией. Нация в те времена - Natio - это только и исключительно члены шляхетской корпорации, это не нация в современном смысле. У них и языки-то были разные.
Haffalina wrote:с Украиной сложнее в государственном плане.
а уж такое ли сильное этническое единство было между "Малой" Русью и "Великой" Русью? в последней наблюдался существенный неславянский финно-угорский элемент. и уж такое ли сильное единство было религиозное, если весомая часть населения левобережной и правобережной Украины была либо в католичестве, либо в Унии, либо вообще в протестантизме? откуда тогда православнороссийскость?
Между Малой, Великой и Белой Русью было языковое и большей частью конфессиональное единство.
Древнерусский распался на украинский и русский вообще только в 16 в. (Например, "американский" и английский распались двести лет назад, можете оценить глубину.)
Протестанство, ясное дело, было совсем маргинальным. Католицизм это преимущественно религия элит - не бывает шляхты вне католицизма, это же условие унии. С понятным исключением поздней православной шляхты разного генезиса. Церковная уния это и есть православие, с тем только отличием, что признает римского предстоятеля и всякие связанные с этим постом штуки (непогрешимость папы на кафедре и т.п.), которые обычные православные не признают.
Никакой "православнороссийскости" и не было. А была греческая православная церковь со времен Киевской Руси. Что в России, что на Украине. Трудно ведь отрицать, что Киевская Русь была православным государством.
Все восточнославянские народы прежде всего имеют балтский субстрат, голядь там всякая и т.п. В этом смысле неславянский элемент есть у всех и в самом начале. В великорусском этносе, натурально, есть финно-угорские элементы, волжско-финские прежде всего. Они были с самого начала - даже Повесть о призвании варягов пречисляет три славянских и три ф.-у. племени, меря там и все такое прочее. Т.е. это уже во времена Киевской Руси было весьма внятно понимаемо. Русь не была государством славян, это было государство с преимущественным славянским населением. В Волжской Болгарии вон тоже славяне жили, просто их там было меньше чем собственно тюрков. Однако ж, их было немало и правитель там назывался Эльтебер болгар и славян.
А кроме того, неславянский элемент в украинцах тоже значительный. Кабы не больше ли, чем у великороссов. Прежде всего, это тюркский компонент. Территория Украины это ж Поле. Не только все Левобережье, но и Подолье, например. Они ж не делись никуда, а вошли в состав "русьских" в широком смысле, а потом и украинцев (и, например, в донских и терских казаков, рязанцев и т.д.). Во всяком случае, число тюркских заимствований в украинском значительно больше, чем ф.-у. заимствований в русском. Так что не вижу особенного смысла меряться славянскостью - чистых этносов вообще не бывает.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13612
- Joined: 25 May 2004 18:47
- Location: BY>CA.US>BC.CA
jiang wrote: Жечь была. Только поляки никакого национального сознания не имели. До первой трети 19 в. там господствовало то, что сейчас в польской историографии называется "сарматский миф".
Это слишком сильное заявление - "никакого национального сознания не имели". Майская конститцуия конца 18 века называет интересы народа как главенствующие а крестьянство упоминается как источник основных богатств страны.
"крестьяне , из рук которых течет огромный родник богатств страны , которые составляют в народе самую многочисленную часть населения и, значит, являются самой действенной силой страны" (c) Цитата из Конституции
Не сильно вяжется с господствующим мифом о "быдле".
jiang wrote:
не бывает шляхты вне католицизма, это же условие унии.
Если мы говорим о РП (или ЖП если хотите) то было полно провославной шляхты как на украинских так и белорусских землях и после унии. Существенно была представлена православная шляхта и в генеральном сейме в Варшаве в том числе.
Касаемо шляхты-некатоликов вопрос касался исключительно ньюансов всяких "рюшечек" в виде гербов признаваемых короной и прочей мелочью.
jiang wrote:Церковная уния это и есть православие, с тем только отличием, что признает римского предстоятеля и всякие связанные с этим постом штуки (непогрешимость папы на кафедре и т.п.), которые обычные православные не признают.
Да уж скорее наоборот. Это католицизм с сохраненным обрядом православия.
-
- Новичок
- Posts: 91
- Joined: 13 Aug 2007 06:26
- Location: Ukraine
протестантизм, кстати, не был явлением маргинальным. его представители были среди числа шляхты и довольно весомых фамилий. те же представители Вишневецких и Чарторыйских. а политические унии между православными и протестантами, а их коалиции в сейме?
а национальное самосознание порой очень часто базируется на мифе, и сарматский миф тут не исключение. в Японии император ведет свой род от богини солнца Аматэрасу. тоже миф, при чем до сих пор действителен, что не мешает японскому национальному самосознанию. а то, что социальный слой, на котором держалось национальное самосознание -шляхта, тоже явление повсеместное. идея нации -скорее всего элитарна, и держится порой на аристократическом сословии. общей массе часто дела нет, какая там еще нация.
а национальное самосознание порой очень часто базируется на мифе, и сарматский миф тут не исключение. в Японии император ведет свой род от богини солнца Аматэрасу. тоже миф, при чем до сих пор действителен, что не мешает японскому национальному самосознанию. а то, что социальный слой, на котором держалось национальное самосознание -шляхта, тоже явление повсеместное. идея нации -скорее всего элитарна, и держится порой на аристократическом сословии. общей массе часто дела нет, какая там еще нация.
-
- Новичок
- Posts: 91
- Joined: 13 Aug 2007 06:26
- Location: Ukraine
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13612
- Joined: 25 May 2004 18:47
- Location: BY>CA.US>BC.CA
Haffalina wrote: а то, что социальный слой, на котором держалось национальное самосознание -шляхта, тоже явление повсеместное. идея нации -скорее всего элитарна, и держится порой на аристократическом сословии. общей массе часто дела нет, какая там еще нация.
Кстати надо дополнить мысль тем, что в РП (ЖП) шляхта составляла от 5 до 10% всего населения - являлась очень многочисленным разрезом всей нации (или народа).
-
- Уже с Приветом
- Posts: 991
- Joined: 21 Feb 2004 22:45
AverageMan wrote:jiang wrote: Жечь была. Только поляки никакого национального сознания не имели. До первой трети 19 в. там господствовало то, что сейчас в польской историографии называется "сарматский миф".
Это слишком сильное заявление - "никакого национального сознания не имели". Майская конститцуия конца 18 века называет интересы народа как главенствующие а крестьянство упоминается как источник основных богатств страны.
"крестьяне , из рук которых течет огромный родник богатств страны , которые составляют в народе самую многочисленную часть населения и, значит, являются самой действенной силой страны" (c) Цитата из Конституции
Не сильно вяжется с господствующим мифом о "быдле".
Согласен, вяжется не сильно.
Зато реальный текст Правительственного закона 3 мая мою трактовку поддерживает полностью
"Крестьянское население, в руках которого находится самый щедрый источник богатства страны, которое составляет самую многочисленную часть населения и, следовательно, является самой могучей силой страны, по справедливости, из чувства человечности и христианского долга, а также учитывая наш собственный, хорошо понятый интерес, мы берем под покровительство закона и нашего правительства, устанавливая, что отныне любые свободы, дарствования или договоры, аутентично заключенные между землевладельцами и крестьянами, — независимо от того, касаются ли они всей громады или любого отдельного жителя этой деревни,— должны быть общей и взаимной обязанностью, в соответствии с точным значением условий и описаний, заключенных в указанных дарствованиях и договорах."
Как видно, в тексте нет слов "составляют в народе самую многочисленную часть населения", а есть слова "которое составляет самую многочисленную часть населения". Население это все-таки немножко не народ. Источник власти, опять же, никакое не крестьянство, а вовсе шляхта, которое "по справедливости, из чувства человечности и христианского долга, а также учитывая наш собственный, хорошо понятый интерес" берется соблюдать некие базовые условия эксплутации. Т.е. быдло не народ.
А кто народ? А там в гл.5 и написано: "Всякая публичная власть берет свое начало в воле народа. Следовательно чтобы единство государства, свобода граждан и общественный порядок оставались вечно в равной мере нерушимы, Польское правительство должно состоять, и по воле настоящего закона всегда будет состоять, из трех (властей): законодательной власти в лице соединенных станов, высшей исполнительной власти в лице короля и стражи и судебной власти в лице юрисдикций, установленных или которые должны быть установлены."
Т.е. народ это граждане. А граждане в Жечи это свободные люди. Не быдло.
Мне кажется. для пафоса нужно побольше оснований.
AverageMan wrote:jiang wrote:
не бывает шляхты вне католицизма, это же условие унии.
Если мы говорим о РП (или ЖП если хотите) то было полно провославной шляхты как на украинских так и белорусских землях и после унии. Существенно была представлена православная шляхта и в генеральном сейме в Варшаве в том числе.
Касаемо шляхты-некатоликов вопрос касался исключительно ньюансов всяких "рюшечек" в виде гербов признаваемых короной и прочей мелочью.
Были, конечно. Там и мусульмане были - целая куча генералов и до сих пор они есть, живут по т.н. Татарскому шляху. Про иудеев уж и говорить неудобно, все знают.
Просто государство было католическое и выход из католичества был уголовщиной.
AverageMan wrote:jiang wrote:Церковная уния это и есть православие, с тем только отличием, что признает римского предстоятеля и всякие связанные с этим постом штуки (непогрешимость папы на кафедре и т.п.), которые обычные православные не признают.
Да уж скорее наоборот. Это католицизм с сохраненным обрядом православия.
Уния вообще-то это пограничное конфессиональное состояние. Но по греческому обряду. Это ж очевидно - у ниъ что аббаты с прелатами что-ли? Или с церквовно-славянского на латинский перешли? Или филиокве пропагандируют? Или учатся католических заведениях? Грехи отпускают за толику малую?
Православная церковь, кстати, тоже официально католическая. "Кафолическая".
-
- Уже с Приветом
- Posts: 991
- Joined: 21 Feb 2004 22:45
Haffalina wrote:протестантизм, кстати, не был явлением маргинальным. его представители были среди числа шляхты и довольно весомых фамилий. те же представители Вишневецких и Чарторыйских. а политические унии между православными и протестантами, а их коалиции в сейме?
а национальное самосознание порой очень часто базируется на мифе, и сарматский миф тут не исключение. в Японии император ведет свой род от богини солнца Аматэрасу. тоже миф, при чем до сих пор действителен, что не мешает японскому национальному самосознанию. а то, что социальный слой, на котором держалось национальное самосознание -шляхта, тоже явление повсеместное. идея нации -скорее всего элитарна, и держится порой на аристократическом сословии. общей массе часто дела нет, какая там еще нация.
Батюшки, да как же не маргинальное? Вот, возьмем каких-нибудь Вишневецких. Как там у них со свободой совести? А очень просто - как карта ляжет.
Например, известный Ярема Вишневецкий (1612-1651). Родители у него вполне православные, а мать, сходя в могилу, даже взяла с него клятву быть верным исповеданию отцов. Чуяло сердце материнское. Ясное дело Ярема в 1631 году перешел в католичество и самыми жесткими мерами насаждал его в своих обширных владениях. Чтобы его потомки потом стали протестантами.
Если это не маргиналы, то я уж и не знаю кого маргиналами и называть.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 991
- Joined: 21 Feb 2004 22:45
Haffalina wrote:а церковная уния -это не православие с точки зрения самих православных (Московского Патриархата). ни о каком единстве или не могло быть и речи.
Московский патриархат лишь одна из полутора десятков поместных церквей. Еще и автокефальные есть. У Москвы есть голос, но это не точка зрения "самих православных", а мнение одного из иерархов. Точку зрения более или менее может выражать Вселенский собор. И она не является непогрешимой, это вам не Рим.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13612
- Joined: 25 May 2004 18:47
- Location: BY>CA.US>BC.CA
jiang wrote:Источник власти, опять же, никакое не крестьянство, а вовсе шляхта
И что с того? Думаю надо дать определение нации и посмотреть были ли в РП на то время как минимум ее становление. Иначе окажется мы спорим о разных вещах. Приведите определение и мы пройдемся по пунктам.
jiang wrote:
Просто государство было католическое и выход из католичества был уголовщиной.
Это уже совсем иная констатация абсолютно не тождественна вашему ранее заявлению "не бывает шляхты вне католицизма, это же условие унии." (c).
Итого Шляхта была всяка-разна по вероисповеданию и это факт. К унии этот вопрос был мало привязан. А "уголовщиной" выход из католичества стал лишь незадолго до раздела РП. При этом ваше заявление "Просто государство было католическое" то же не верно. Можно говорить о стремлении к каталицизму ВЫСШЕЙ шляхты на поздних периодах развития РП.
jiang wrote:Уния вообще-то это пограничное конфессиональное состояние.
Напоминаю ваше высказанное ранее утверждение - "Церковная уния это и есть православие, с тем только отличием, что признает римского предстоятеля и всякие связанные с этим постом штуки" (c).
Я же исходя из логики выбора общего знаменателя для определения унии из православия или католоцизма сделал заявление "Это католицизм с сохраненным обрядом православия" (c)
Тпереь смотрим что есть в унии от католизизма:
1. Верховная власть - подчиненность папе.
2. Базовые догматы - исхождение духа и от отца и от сына, наличие чистилища.
от православной
1. Часть церковных бытовых традиций. Все.
Пречем даже богослужение не на церковно-славянском а на белорусском языке на белорусских землях велось.
Как можно исходя их этого делать вывод о том что уния ближе к православию я не понимаю.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 991
- Joined: 21 Feb 2004 22:45
AverageMan wrote:jiang wrote:Источник власти, опять же, никакое не крестьянство, а вовсе шляхта
И что с того? Думаю надо дать определение нации и посмотреть были ли в РП на то время как минимум ее становление. Иначе окажется мы спорим о разных вещах. Приведите определение и мы пройдемся по пунктам.
Нация это люди, у которых одно прошлое и одно будущее.
Никакой единой польской идентичности вплоть до середины 19 в. на исторической территории Жечи не было. В средние века, например, "польская нация" это немецкоязычные объединения выходцев и Силезии. Как знаменитое братство в Карловом университете в Праге. А в новое время даже Мицкевич пишет в "Пане Тадеуше" "О, Литва! Моя отчизна!", это самая первая строчка самого его знаменитого произведения.
Польская идентичность была в 1860-х гг., она тгда по всей Европе была. И эта польскость имела два источника. Образование на польском, когда русские отменили иезутские колледжи с их латинским языком и ввели образование на польском. И дикое количество шляхты, которое не смогло подвердить свои права при разделе Польши. И получилось огромное количество оборванцев, принявших модную после французов риторику. Начало этого процесса нужно отнести к 1790 гг. Примерно к началу Первой войны процесс был завершен.
AverageMan wrote:jiang wrote:
Просто государство было католическое и выход из католичества был уголовщиной.
Это уже совсем иная констатация абсолютно не тождественна вашему ранее заявлению "не бывает шляхты вне католицизма, это же условие унии." (c).
Итого Шляхта была всяка-разна по вероисповеданию и это факт. К унии этот вопрос был мало привязан. А "уголовщиной" выход из католичества стал лишь незадолго до раздела РП. При этом ваше заявление "Просто государство было католическое" то же не верно. Можно говорить о стремлении к каталицизму ВЫСШЕЙ шляхты на поздних периодах развития РП.
Кревская уния, собственно, предусматривала переход в католичество. Она не требовала тотального перехода, конечно, но все шаги были направлены на католизацию шляхты. Самый известный пример - Городельское постановление 1413 г., которое лишало православных дигнитарских званий и права отправления земских должностей. Жечб была, конечно, вполне веротерпимым государством, по крайней мере до казацких войн, но с православной элитой там было как-то не очень. Православие было религией черни.
AverageMan wrote:jiang wrote:Уния вообще-то это пограничное конфессиональное состояние.
Напоминаю ваше высказанное ранее утверждение - "Церковная уния это и есть православие, с тем только отличием, что признает римского предстоятеля и всякие связанные с этим постом штуки" (c).
Я же исходя из логики выбора общего знаменателя для определения унии из православия или католоцизма сделал заявление "Это католицизм с сохраненным обрядом православия" (c)
Тпереь смотрим что есть в унии от католизизма:
1. Верховная власть - подчиненность папе.
2. Базовые догматы - исхождение духа и от отца и от сына, наличие чистилища.
от православной
1. Часть церковных бытовых традиций. Все.
Пречем даже богослужение не на церковно-славянском а на белорусском языке на белорусских землях велось.
Как можно исходя их этого делать вывод о том что уния ближе к православию я не понимаю.
Это очень просто. Что есть уния? Союз. Кого с кем союз? Католической и православной церквей. Греко-католики есть православная церковь.
-
- Новичок
- Posts: 91
- Joined: 13 Aug 2007 06:26
- Location: Ukraine
Греко-католики православной церковью (официально православных церквей 15, которые и составляют Диптих) в прямом смысле ни в коем случае не являются. вы что? официально они находятся под юрисдикцией Рима (со времен раскола 1054 это один из ключевых моментов), хотя и с сохранением своей автономии в определенной степени в административном плане. догмат -католический, главенство Папы признают, хотя и сохранили свой восточный обряд и язык богослужения. и кстати, греко-католики очень часто обучаются в католических учебных заведениях.
сейчас, правда, ждут свой статус патриархата, который Рим не желает пока присваивать из-за возможного конфликта с Московским Патриархатом
сейчас, правда, ждут свой статус патриархата, который Рим не желает пока присваивать из-за возможного конфликта с Московским Патриархатом
-
- Уже с Приветом
- Posts: 991
- Joined: 21 Feb 2004 22:45
Haffalina wrote:Греко-католики православной церковью (официально православных церквей 15, которые и составляют Диптих) в прямом смысле ни в коем случае не являются. вы что? официально они находятся под юрисдикцией Рима (со времен раскола 1054 это один из ключевых моментов), хотя и с сохранением своей автономии в определенной степени в административном плане. догмат -католический, главенство Папы признают, хотя и сохранили свой восточный обряд и язык богослужения. и кстати, греко-католики очень часто обучаются в католических учебных заведениях.
сейчас, правда, ждут свой статус патриархата, который Рим не желает пока присваивать из-за возможного конфликта с Московским Патриархатом
Ничего себе "хотя и сохранили свой восточный обряд и язык богослужения"...
Вот Вам еще кой-какие "неофициальные" православные церкви - Российская православная автономная церковь, Русская Истинно-Православная Церковь, Российская Автокефальная Истинно-Православная Церковь, Истинно-Православная Катакомбная Церковь, Истинно-Православная Церковь (Московская митрополия), Российская Истинно-Православная Церковь (Московская архиепископия), Православная Российская Церковь (Истинно Православная Церковь), Православная Российская Церковь (Высшее церковное управление), Апостольская Православная Церковь.