Взлетит или нет?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 118
- Joined: 04 Aug 1999 09:01
- Location: УСА
Взлетит или нет?
вот задачка с одного форума:
StealthmaN:
Народ ! Обращаюсь к вам, как к последней инстанции. Вот такая есть задачка:
Самолет (реактивный или винтовой) стоит на взлетной полосе с подвижным покрытием (типа транспортера). Покрытие может двигаеться против направления взлета самолета. Оно имеет систему управления, которая отслеживает и подстраивает скорость движения полотна таким образом, чтобы скорость вращения колес самолета была равна скорости движения полотна. Вопрос: сможет ли самолет разбежаться по этому полотну и взлететь ?
ваши мнения?
обсуждение здесь
http://www.avia.ru/cgi/disc.cgi?id=4305 ... iccount=94
StealthmaN:
Народ ! Обращаюсь к вам, как к последней инстанции. Вот такая есть задачка:
Самолет (реактивный или винтовой) стоит на взлетной полосе с подвижным покрытием (типа транспортера). Покрытие может двигаеться против направления взлета самолета. Оно имеет систему управления, которая отслеживает и подстраивает скорость движения полотна таким образом, чтобы скорость вращения колес самолета была равна скорости движения полотна. Вопрос: сможет ли самолет разбежаться по этому полотну и взлететь ?
ваши мнения?
обсуждение здесь
http://www.avia.ru/cgi/disc.cgi?id=4305 ... iccount=94
Восьмеркин
-
- Администратор
- Posts: 17199
- Joined: 03 Jan 1999 10:01
- Location: Redmond, WA
Лениво смотреть "обсуждения".
Я не совсем понял систему регулировки скорости полотна. Условия, по моему, даны некорректно, но, как бы там ни было, самолёт отталкивается от воздуха, а не от полотна. Двигающееся навстречу полотно может создать дополнительное сопротивление за счет сопротивления качения колёс, но вряд ли это дополнительное сопротивление не будет преодолено двигателями. Самолет скорее взлетит, чем колёса сгорят.
Посмотрел рассуждения. Действительно, прикол.
Вообще, если понимать алгоритм управления движением транспортёра буквально, то он будет двигаться по ходу движения самолёта и сопротивление взлёту не создаст.
При другом возможном варианте алгоритма полотно будет двигаться назад со скоростью движения самолёта.
Третий вариант приводит к моментальному возрастании скорости полотна до бесконечности (Налицо положительная обратная связь: колёса разгоняют полотно - полотно разгоняет колёса). С теоретической точки зрения ответ очевиден, но с практической точки зрения интереса не представляет.
Я не совсем понял систему регулировки скорости полотна. Условия, по моему, даны некорректно, но, как бы там ни было, самолёт отталкивается от воздуха, а не от полотна. Двигающееся навстречу полотно может создать дополнительное сопротивление за счет сопротивления качения колёс, но вряд ли это дополнительное сопротивление не будет преодолено двигателями. Самолет скорее взлетит, чем колёса сгорят.
Посмотрел рассуждения. Действительно, прикол.
Вообще, если понимать алгоритм управления движением транспортёра буквально, то он будет двигаться по ходу движения самолёта и сопротивление взлёту не создаст.
При другом возможном варианте алгоритма полотно будет двигаться назад со скоростью движения самолёта.
Третий вариант приводит к моментальному возрастании скорости полотна до бесконечности (Налицо положительная обратная связь: колёса разгоняют полотно - полотно разгоняет колёса). С теоретической точки зрения ответ очевиден, но с практической точки зрения интереса не представляет.
Last edited by Privet on 25 Jul 2003 23:51, edited 3 times in total.
Привет.
-
- Администратор
- Posts: 17199
- Joined: 03 Jan 1999 10:01
- Location: Redmond, WA
Вспомнил...
Однажды я взлетал на мотодельтаплане с сугроба. Вообще-то я взлетал со льда, но сделал глупость - пытался классически разогнаться и потом отдать ручку. Короткой полосы льда не хватило, я влетел в сугроб и мёртво встал. Колёса завязли наполовину в снегу и аппарат было невозможно сдвинуть с места. Я, скорее от отчаяния, отдал полностью ручку от себя и дал полный газ. Аппарат потихоньку пополз вперёд, бысрее и быстрее, запрыгал и... взлетел.
Сопротивление поверхности не имеет решающего значения.
Однажды я взлетал на мотодельтаплане с сугроба. Вообще-то я взлетал со льда, но сделал глупость - пытался классически разогнаться и потом отдать ручку. Короткой полосы льда не хватило, я влетел в сугроб и мёртво встал. Колёса завязли наполовину в снегу и аппарат было невозможно сдвинуть с места. Я, скорее от отчаяния, отдал полностью ручку от себя и дал полный газ. Аппарат потихоньку пополз вперёд, бысрее и быстрее, запрыгал и... взлетел.
Сопротивление поверхности не имеет решающего значения.
Привет.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 10893
- Joined: 19 Dec 2002 05:19
- Location: NY, USA
А воздушный поток ведь не будет двигаться с дорожкой вместе. Самолет взлетает только потому, что есть подъемная сила за счет разных скоростей воздушной струи под и над крылом. Поскольку воздушной струи в Вашем примере не наблюдается. то, следовательно, и взлета не будет не зависимо какую скорость самолет разовъет относительно дорожки-эскалатора. Это если я правильно понял ваш вопрос.
Плохая репутация — это когда живешь не так, как хочется другим
-
- Удалена за наезды на участников
- Posts: 1685
- Joined: 10 May 2001 09:01
- Location: San Diego
-
- Удалена за наезды на участников
- Posts: 1685
- Joined: 10 May 2001 09:01
- Location: San Diego
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13682
- Joined: 16 Jan 2001 10:01
Re: Взлетит или нет?
Восьмеркин wrote:Покрытие может двигаеться против направления взлета самолета. Оно имеет систему управления, которая отслеживает и подстраивает скорость движения полотна таким образом, чтобы скорость вращения колес самолета была равна скорости движения полотна.
??? Можно пояснить етот пункт?
Чем быстрее крутятся колыоса - тем быстрее движется полотно - тем быстрее движыться колеса.
Положительная обратная связь получается. В итоге полотно разгонится до упора и сломается...
-
- Posts: 2
- Joined: 25 Apr 2004 16:19
- Location: Montreal
Для того чтобы однозначно ответить на этот вопрос, мне как специалисту с дипломом "Динамика полета" необходимо знать:
1. Мощность двигателя.
2. Коэффициент трения скольжения между полотном и колесом шасси.
Подсказка: представте, что
- самолет на лыжах и
- полотно транспортера из снега,
в этом случае, взлетит как миленький, только длина разбега немного увеличится.
1. Мощность двигателя.
2. Коэффициент трения скольжения между полотном и колесом шасси.
Подсказка: представте, что
- самолет на лыжах и
- полотно транспортера из снега,
в этом случае, взлетит как миленький, только длина разбега немного увеличится.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3427
- Joined: 29 Dec 2003 06:12
- Location: Питер->Austin, TX
Privet wrote:Самолет скорее взлетит, чем колёса сгорят.
Конечно, взлетит.
Вообще, я видел уточнение этой задачи, поскольку в такой формулировке принцип работы полотна совершенно непонятен, и я, после долгих споров год назад вообще счел его как v=w*r, что будет верно при любой разумной скорости полотна. А как иначе можно понимать равенство линейной скорости и скорости вращения?
В уточнении говорилось, что полотно всегда движется относительно земли со скоростью, равной скорости самолета относительно земли, но в противоположную сторону.
Самолет в этом случае спокойно набирает взлетную скорость и взлетает, полотно движется в обратную сторону, а колеса самолета вращаются с удвоенной скоростью, по сравнению со скоростью колес у самолета на неподвижной полосе.
Corporate greed is the beating heart of America
-
- Администратор
- Posts: 17199
- Joined: 03 Jan 1999 10:01
- Location: Redmond, WA
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3427
- Joined: 29 Dec 2003 06:12
- Location: Питер->Austin, TX
Privet wrote: Если понимать условия так, что транспортёр пытается держать самолёт на месте, то, очевидно, его скорость сразу после начала движения самолёта возрастает в пределе до бесконечности. Дальше можно только фантазировать как это будет выглядеть.
Совершенно согласен.
Corporate greed is the beating heart of America
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3000
- Joined: 14 Apr 2004 01:11
- Location: SFBA (было: Минск, Беларусь)
RB wrote:Угу не взлетит. Повторяйте закон Бернулли господа
Если бы способность самолета летать объяснялась законом Бернулли, ни один самомлет не смог бы летать "вверх ногами". Сорри, но форма профиля крыла и его поведение в рамках закон Бернулли определяют лишь кое-какие performance параметры крыла, но никак не являются сколь-нибудь серьезной причиной возникновения подъемной силы. Причина возникновения подьемной силы - банальное наличие ненулевого угла атаки крыла.
Best regards,
Андрей
Андрей
-
- Уже с Приветом
- Posts: 672
- Joined: 11 Apr 2001 09:01
- Location: Russia, NN
dmv wrote:в этом случае, взлетит как миленький, только длина разбега немного увеличится.
Не будет никакого разбега ПО УСЛОВИЮ задачи (скорость полотна всегда равна скорости колес).
Другое дело, что выполнение этого условия физически невозможно.
Но это вопрос уже к автору задачи, который конечно в такие тонкости не вдавался и ничего такого не имел в виду. Задача изначально была придумана чтобы проиллюстрировать что самолет взлетает за счет встречного потока воздуха, а не за счет движения относительного земли. Но придумана она была очень плохо и неграмотно, и поэтому решать ее нет смысла.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3000
- Joined: 14 Apr 2004 01:11
- Location: SFBA (было: Минск, Беларусь)
chip700 wrote:dmv wrote:в этом случае, взлетит как миленький, только длина разбега немного увеличится.
Не будет никакого разбега ПО УСЛОВИЮ задачи (скорость полотна всегда равна скорости колес).
Другое дело, что выполнение этого условия физически невозможно.
Во-первых, условие "скорость полотна всегда равна скорости колес" не является формально точным и допускает множественные интерпретации. Утверждать, что "выполнение этого условия физически невозможно" может только человек, необоснованно зациклившийся на какой-то одной интерпретации. Не составляет никакого труда предложить другую интерпретацию, в которой это условие не только может выполняться, но и, более того, выполняется всегда.
Во-вторых, в условии задачи требуется не это. В условии задачи требуется равенство скорости вращения колес скорости движения полотна. В этом случае дело не в физической невозможности выполнения этого условия, а в том, что это соврешенно безграмотно сформулированное требование (с чисто терминологической точки зрения), не несущее в себе никакого конкретного смысла.
Заниматься какими-то рассуждениями на тему этой задачи в ее исходной постановке можно только после принятия четко оговоренного конкретного соглашения о способах интерпретации бессмысленных частей условия. Во времена пика популярности этой задачи на просторах рунета большинство споров происходило без выбора такого соглашения, что говорит лишь о том, что большинство участников подобных споров так же безграмотны, как и автор злосчастной "оригинальной" формулировки.
Но это вопрос уже к автору задачи, который конечно в такие тонкости не вдавался и ничего такого не имел в виду. Задача изначально была придумана чтобы проиллюстрировать что самолет взлетает за счет встречного потока воздуха, а не за счет движения относительного земли. Но придумана она была очень плохо и неграмотно, и поэтому решать ее нет смысла.
С этим можно только согласиться.
Best regards,
Андрей
Андрей
-
- Posts: 2
- Joined: 25 Apr 2004 16:19
- Location: Montreal
Но придумана она была очень плохо и неграмотно,
Позвольте не согласиться. Задача придумана изумительно. Слово "самолет" здесь играет пресловутую роль "офицерских яиц" в детской подколке: "Зашли два офицера в кафе, один заказал яйцо в смятку, а другой - в крутую. Кто из них старше по званию?"
Так и здесь. Задача не требует знаний аэродинамики или аэромеханики, достаточно знания 2 Закона Ньютона и понятия о силе трения. Ведь если эту задачу сформулировать так: на траспортере находится тележка на колесах, один конец которой закреплен с динамометром.... Да еще добавить слово коэффициент трения... Задача потеряет всю прелесть и ее сможет решить пятиклассник, у которого 4 по физике. В нашем же случае народ доходит до уравнений Бернулли и квантовой механики
А вот у специалистов, кто хоть раз в жизни считал профессионально длину разбега или пробега самолета (в зависимости от ветра, или угла наклона ВПП, или условий ее состояния ) эта задача не вызывает затруднений, - все сразу задают вопрос про "погоны", а не смотрят на "яйца".
Позвольте не согласиться. Задача придумана изумительно. Слово "самолет" здесь играет пресловутую роль "офицерских яиц" в детской подколке: "Зашли два офицера в кафе, один заказал яйцо в смятку, а другой - в крутую. Кто из них старше по званию?"
Так и здесь. Задача не требует знаний аэродинамики или аэромеханики, достаточно знания 2 Закона Ньютона и понятия о силе трения. Ведь если эту задачу сформулировать так: на траспортере находится тележка на колесах, один конец которой закреплен с динамометром.... Да еще добавить слово коэффициент трения... Задача потеряет всю прелесть и ее сможет решить пятиклассник, у которого 4 по физике. В нашем же случае народ доходит до уравнений Бернулли и квантовой механики
А вот у специалистов, кто хоть раз в жизни считал профессионально длину разбега или пробега самолета (в зависимости от ветра, или угла наклона ВПП, или условий ее состояния ) эта задача не вызывает затруднений, - все сразу задают вопрос про "погоны", а не смотрят на "яйца".