Kalifornian wrote:NB1 wrote:stoli wrote: В 1991 у нас была возможность пойти по (nowadays) китайскому пути.
по нынешнему китайскому пути уже не было. Уже прорвало плотину гласности и народ знал слишком много правды об истории
Да не в гласности дело, а в том что не было у нас бедных крестьян готовых переехать в город и работать за копейки.
Я в данном случае не это имел в виду. Конечно, отсутствие миллиарда населения внесло бы свои различия.
Но я о том, что если бы в 87-м не началась гласность, а вот экономические послабления проводились бы наоборот поэнергичнее, то все то огромное давление, та энергия, которая была накоплена и нереализована, пошла бы не в "свисток", а в экономический бум.
Тут предсказывают, что через 2 поколения энтузиазм китайский поубавится, по мере богатения населения. Я согласен - хорошо, если им удастся при таких темпах роста на 2 поколения сдержать процесс массового "богатения". Японцы, вон, только в одно поколение вложились - это их и сгубило. Но, собственно, основное, как мне кажется, в проекте Дэна, это то, что он завещал очень понемногу открывать краники.
А результат впечатляет: по сравнению с 25 лет назад велосипед перестал быть признаком особого достатка. Мотороллер по прежнему признак принадлежности к среднему классу. Большой холодильник - к выше среднего. А личный автомобиль - это уже только у богатеев. У китайцев такие госпошлины на покупку автомобиля, что наши 4 евро за кубик - это вообще бесплатно.
Только поэтому у них и не проявляются столь остро проблемы, которых не избежали другие страны. Например, в Пекине, при куда большей плотности населения, чем в Москве, нет московских пробок. Именно это меня и восхищает в политике КПК - как они умудряются держать в нищете народ, при этом поддерживать в народе энтузиазм и доверие правительству, и все это на фоне такого прироста капиталла в стране, что давно можно было бы достичь уровня, скажем, восточно-европейских стран.
Да, они продают результаты труда сверхдешево и на этом делают куда меньшую прибыль, чем можно было бы. Но за счет этого они стремительно наращивают различные производственные и технологические мощности и достаточно квалифицированного персонала, чтобы этими мощностями эффективно пользоваться.
Поэтому, если настанет момент, когда Китай начнет "качать права" перед Миром, у них будет гораздо больше козырей в рукаве, чем у всех остальных вместе взятых.