Вот что пишет по этому поводу одно из лучших, на мой взгляд, изданий на Украине:
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/525/48666/
"...Выше мы уже упомянули о том, что новые правила предвыборной борьбы были лишь маленькой тележкой. К ней были прицеплены два огромных вагона в виде пары проектов конституционных изменений. Один из них (№4180) ранее был предварительно одобрен парламентом. Теперь, благодаря поддержке конституционного большинства Рады, он был окончательно принят. Однако срок его введения еще не наступил. Об этом — несколько ниже. Второй проект (№3207-1) только сейчас и прошел процедуру предварительного одобрения. Сразу заметим, что (вопреки ошибочным сообщениям в прессе) нардепы голосовали не за весь проект, а лишь за его часть. Если быть точным, за ту его часть, которая касается реорганизации сферы действия органов местной власти и местного самоуправления.
Поясним, зачем это было сделано. Согласно действующей Конституции, главы местных администраций назначаются и увольняются президентом Украины по представлению Кабмина. В самом начале конституционного процесса ряд депутатов предложил сделать губернаторские должности выборными. Массовой поддерки эта инициатива не нашла. Тогда решили сформулировать эту часть 118 статьи Конституции следующим образом: «Главы местных администраций назначаются и увольняются Кабинетом министров Украины по представлению премьер-министра Украины». Именно такая формулировка изначально содержалась в проекте №4180. Введение подобного механизма существенно ограничивало бы президентскую власть и расширяло бы полномочия правительства. Однако против новшества решительно выступил Виктор Ющенко. Ему пошли навстречу и норму из законопроекта изъяли. И, кстати, не только ее.
Например, в статье 94-й проекта было записано, что если Президент в установленный срок не подписал закон, завизировать и обнародовать его должен спикер. Нормальный механизм, необходимость которого понятна для всех, кто помнит, сколько законов отказывался подписывать Леонид Кучма, сколько накладывал так называемых «повторных вето», никем и ничем не предусмотренных. Команда Ющенко возразила против этого механизма — ей пошли навстречу.
Таких примеров достаточно много. Обращаю на них внимание тех, кто переживает, что президент превращается в декоративную фигуру. Человек, обладающий единоличным правом подписывать законы и монопольным правом назначать глав администраций, декоративной фигурой не может быть по определению. Особенно если учесть, что механизм импичмента все так же мутен. Зато глава государства получает два дополнительных повода распустить парламент — если Рада не успела вовремя создать парламентскую коалицию и если она в установленные сроки не смогла сформировать Кабмин.
Но вернемся к связке проектов №4180 и №3207-1. Первый изменяет целый ряд положений Конституции. Однако юридической силы эти изменения еще не набрали. Согласно одобренным договоренностям, проект №3207-1 должен быть рассмотрен на следующей сессии Верховной Рады. Если он наберет 300 голосов, то оба «реформаторских» проекта обретут юридическую силу 1 сентября 2005 года. Если нет — то в Конституцию внесут только те изменения, которые предусмотрены проектом №4180. И сделают это только после 1 января 2006 года. То есть, новый президент минимум девять месяцев будет руководить страной, обладая прежними огромными полномочиями. А если учесть, что массовое одобрение проекта №3207-1 выглядит весьма сомнительным, то будущий глава государства будет наслаждаться почти абсолютной властью год.
Но и это не все. Главное новшество принятых конституционных изменений заключается в том, что парламент получит новые возможности влияния на Кабинет министров. Схематично модель выглядит так:
1) после парламентских выборов Рада формирует коалицию;
2) коалиция предлагает президенту кандидатуру премьера;
3) с подачи президента назначает премьера, министра обороны и главы МИД;
4) с подачи премьера назначает персональный состав правительства.
Ранее президент назначал премьера (по представлению Рады) и других руководителей центральных органов исполнительной власти. И он же единолично всех их увольнял. Сейчас это становится прерогативой Рады. Ранее Кабмин был ответственен только перед президентом. Теперь — перед ним и Верховной Радой. Ранее Кабинет министров слагал полномочия перед новоизбранным президентом. Теперь — перед новоизбранной Верховной Радой.
Однако парламентская коалиция может рассчитывать на свои дополнительные возможности влияния на Кабмин только после следующих парламентских выборов. То есть в марте 2006 года. До тех пор, независимо от развития событий, главные рычаги влияния на правительство будут находиться в руках Президента.
А при чем тут проект №3207-1, которому еще только предстоит стать законом (и который им, скорее всего, не станет)? Разъясняем. Насколько нам известно, после того как Ющенко отказался передавать право назначения глав местных администраций в руки Кабмина, его упрекнули в нежелании реформировать региональную власть. Его юристы предложили компромисс — усовершенствовать эту самую местную власть при помощи проекта №3207-1. Он предусматривает три принципиальных новшества.
Первое: местные госадминистрации будут осуществлять исполнительную власть только в областях, а также Киеве и Севастополе. По действующей Конституции, подобным правом обладают еще и районные администрации.
Второе: распределение полномочий между органами местной власти и местного самоуправления будет определяться законом.
Третье: жители общин будут избирать на пятилетний срок городских и сельских, поселковых председателей, которые автоматически будут возглавлять исполнительские органы советов. Главы районных и областных советов будут избираться местными радами и также возглавят местные исполнительские структуры. Полномочия этих органов, а также их глав опять же предстоит определить законодателям.
Суммируем. Если 3207-1 проходит, местное самоуправление может получить некоторые дополнительные права. Но как они будут выглядеть, неизвестно. Когда будет принят соответствующий закон — непонятно. Если 3207-1 не проходит (а это очень вероятно), все остается, как было.
Но в любом случае президент назначал, назначает и будет назначать глав местных государственных администраций. Что лишний раз подтверждает его ключевую роль в системе государственной власти. Более подробный анализ принятых конституционных изменений — еще впереди. Но предварительные выводы можно сделать уже сегодня.
Вывод первый. Сделаны первые шаги в направлении более разумного распределения сфер влияния властей. Шаги робкие и половинчатые. Но их делать необходимо, если страна на хочет второго Кучмы.
Вывод второй: согласие на проведение реформы, помимо всего прочего, подтвердило готовность Ющенко идти на реорганизацию института государственного управления. Что обнадеживает. Однако Виктор Андреевич дал очередной повод подозревать, что лидер «Нашей Украины» не знает, каким именно должен быть этот механизм и как именно его следует внедрять.
Вывод третий: форма и время легитимизации конституционных изменений, действительно, вызывают вопросы. Леонид Данилович неожиданно и не вполне заслуженно обрел статус миротворца и реформатора, что многих покоробило. Однако эмоции не должны мешать понять главное: ничего угрожающего для демократии не произошло.
..."