DP wrote:это лишь
часть всего аппарата которая возвращается на землю и ее внешняя форма продиктована аэродинамикой...
Странный спор, на самом деле... Сперли - не сперли. Что-то действительно продиктовано было аэродинамикой, а что-то действительно сперли. Причем перли в обе стороны. С одинаковым успехом. Не напомните мне, за что в России был осужден американский гражданин Эдмонд Поуп? Не важно это не самом деле. Важно то, что воровство это было отнюдь не единственным и не главным источником технического прогресса ни в СССР, ни тем более в США. Это вспомогательный источник. Технологический шпионаж существовал во все времена и будет существовать. Полученную информацию нужно еще уметь переработать и воплотить в жизнеспособный технических продукт. Для этого как ни крути нужны и научные кадры и подготовленные инженеры и технологические возможности. Ну украдет Бангладеш чертежи нового Боинга, и что делать с ними будет? Взять тот же ТУ-144. Несмотря на все мои предыдущие посты, у меня нет сомнений, что самолет этот - частично продукт технологического шпионажа. Разработчики, кстати, и не особенно скрывают это. Тем не менее, если углубиться в технические детали, то выяснится, что главным сходством Конкорда и Ту-144 является их аэродинамическая форма. Нет сомнений, что аэродинамика Конкорда была принята за основу в КБ Туполева при разработке Ту-144. Ну и что? При всем при этом, на Ту был применен целый комплекс абсолютно самостоятельных технических решений (к примеру, компоновка двигателей), отличных от конкордовских. Кстати, будь компоновка двигателей на Конкорде такой же, как на Ту, то не произошло бы катастрофы, унесшей жизни сотни пассажиров и окончившей век Конкорда. Просто перед разработчиками стояла задача разработать самолет с аналогичными характеристиками, как у Конкорда и они справедливо решили, что с точки зрения аэродинамики велосипед изобретать не стоит. И они кстати не и смогли бы ничего нового предложить, так как знания по этому предмету на том этапе были у них с американцами примерно одинаковыми. Это как с автомобильным дизайном -- каждой эпохе соответствуют примерно одинаковые представления разработчиков о том, каким этот дизайн должен быть на настоящий момент. Мой преподаватель в институте, работавший в свое время в КБ Туполева, утверждал, что один из узлов шасси Ту-144, очень удачный и разработанный по его утверждению в КБ с нуля, к середине 70-х благополучно перекочевал на Конкорд. Так что еще раз, не надо иллюзий, шпионаж - процесс взаимный . Вопрос тут в другом, нужен ли был такой самолет в СССР? Было ли его существование экономически оправдано? Время показало, что нет. И тут деньги наших родителей были истрачены зря, в угоду показухе и стремлению во что бы то ни стало не показаться хуже. Как обычно. ИМХО.