А вот что по данному вопросу думает "хранитель традиций" клуба "Что?Где?Когда?", человек весьма уважаемый в интеллигентской части российского общества, доктор юр. наук:
М. БАРЩЕВСКИЙ: Я считаю, что здесь есть позитивное и есть негативное, причем при соотношении, скажем так, 51:49 в пользу позитива. Объясню свою позицию. Значит, на сегодняшний день цивилизация не изобрела лучшего способа выяснения спора и конфликта, чем суд. И то, что люди идут в суд, а не громят театр, и не рвут книги, и не устраивают костры, как у нас еще не так давно было, а в фашистской Германии было просто регулярно, вот то, что перешли к судебным процедурам, это, конечно, позитив, конечно, движение к гражданскому обществу и цивилизованному разрешению спора. Это позитив. Негатив - это то, что общество не толерантно в принципе и считает, что свои культурологические, религиозные, не знаю, искусствоведческие воззрения можно подкрепить решением суда или административным решением. Вот это не позитивно. Но время берет свое. Что касается приговора суда вот по Сахаровскому этому вопросу, значит, я уже в вашем эфире высказывал свое отношение к этому делу. Мне эта выставка несимпатична, я считаю ее дурным вкусом, я считаю ее, ну, как бы сказать, неинтеллигентной. Я на нее не пошел и не пойду, но я не вижу здесь действий по разжиганию религиозной, там, неприязни…
А. ВЕНЕДИКТОВ: А вы можете интерпретировать решение суда? Вот почему суд счел, что там есть разжигание? Объясните, как юрист.
М. БАРЩЕВСКИЙ: Вы понимаете, я не могу, я не могу влезть, так сказать, в голову судьи, который вынес это решение…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, ну я прошу отинтерпретировать.
М. БАРЩЕВСКИЙ: Вот я не вижу здесь, вот лично я не вижу здесь состава преступления.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Хорошо, Михаил, оскорбление чувства верующего или неверующего человека - такая статья есть?
М. БАРЩЕВСКИЙ: Там разжигание религиозной розни.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, я говорю вообще, я пошел дальше.
М. БАРЩЕВСКИЙ: Насколько я помню уголовный кодекс, там такой статьи нет.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Значит, это разжигание межрелигиозной розни. Между кем и кем?
М. БАРЩЕВСКИЙ: Да, а вот оскорбление - да, оскорбление было, а вот разжигания нет, потому что эта выставка, насколько я могу судить, она не носила, как бы не была направлена… Ведь в уголовном праве есть понятие "умысел", на что направлен умысел. Субъективная сторона у преступления довольно четкая, умышленное преступление - надо сказать, на что направлен умысел. Вот я сильно сомневаюсь, что в суде было доказано, что умыслом этой выставки, умысел был не в самовыражении, не в эпатаже, а именно в разжигании религиозной розни.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Между кем и кем?
М. БАРЩЕВСКИЙ: Ну, между… Поскольку, судя по СМИ, там, в основном, скажем так, дорисовывались - так, мягко скажем - православные иконы, значит, между православными и неправославными.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Понятно.
М. БАРЩЕВСКИЙ: А что касается самого решения суда, вы знаете, психологически я судью понимаю, но наказание, которое было определено, оно минимальное, фактически оно минимальное, символическое.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну как символическое? 100 тысяч рублей, это, знаете, совсем не символическое, потому что 3 с половиной тысячи долларов…
М. БАРЩЕВСКИЙ: Речь шла чуть ли не о лишении свободы, ну, символическое. Это, как я думаю, я думаю, это мое предположение, что судья, вынося этот приговор, он как бы пытался вынести такой умиротворяющий приговор, то есть как бы и волки сыты, и овцы целы. Обвинительный приговор состоялся, с одной стороны, с другой стороны, наказание такое, что, в общем…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но при том люди, которые громили эту выставку, как мы знаем, там ничего нет, никакого судебного преследования.
М. БАРЩЕВСКИЙ: А вот это уже, с моей точки зрения, странно.
А. ВЕНЕДИКТОВ: У меня ведь вопрос в чем? Вот вы сказали не толерантность, но можно ли толерантность воспитать через судебную систему, через законы? Именно толерантность?
М. БАРЩЕВСКИЙ: Вы знаете, наверное, через судебные решения - нет. Судебные решения тоже являются… Ведь понимаете, судьи-то - те же самые люди.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но все-таки судьи должны подниматься над своим вкусом.
М. БАРЩЕВСКИЙ: Правильно. Но толерантность воспитывается не этим. Толерантность воспитывается культурой, пропагандой, СМИ; пропагандой в хорошем смысле слова, не в коммунистическом смысле слова. Оно должно начинаться в школе. Сейчас вот есть программы, я знаю, что есть программа "Толерантность в школе". Но насколько она эффективна и когда она начнет работать…
А. ВЕНЕДИКТОВ: И кто ее преподавать будет - тоже вопрос.
М. БАРЩЕВСКИЙ: Да.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Я почему еще раз задаю вопрос, потому что довольно любопытно смотреть как бы вот на эту религиозную часть общества, потому что все эти процессы или будущие процессы, они исходят из позиции определенной церкви, да не церкви, неправильно, определенной церковной морали. То есть вот эта часть общества становится наиболее апеллирующая к судам и апеллирует, как известно, она на произведения культуры, неважно, кино, театр и так далее. А не может ли это мое чувство атеиста оскорблять вид храма? Тогда?
М. БАРЩЕВСКИЙ: Естественно, совершенно. Ну, вы знаете, тема…