В современной Украине множество людей, которых как-то метко описали на одном из интернет-форумов, представляют собой «термоядерный сплав великоросса и украинца, которые умеют и любят воевать». Они с трудом воспринимают узкие, «экзистенциально скучные» рамки Центральной Европы, к которым тяготеет Галичина.
http://politics.in.ua/modules.php?name= ... le&sid=684
Галиция, по своему архетипу близкая к центральноевропейским странам, оказывает огромное интеллектуальное влияние на украинскую элиту. В Украине галицикие интеллектуалы видят вторую Польшу.
Естественно, это ведет к отрицанию русской культуры и порицанию имперского наследия. Следствием этих двух факторов является своего рода шизофрения в масштабе целой страны. Украина просто разрывается между сильнейшим соблазном стать «землей обетованной», «четвертым Римом» православия и желанием хотя бы немного «вкусить» плоды зажиточной жизни Евросоюза.
И как ни парадоксально, Майдан в равной мере катализировал и идеи о евроинтеграции, и об Украине, как о «России-2» - славянской по менталитету, но с государственными институтами близкими к западным образцам. Последний концепт требует пересмотра современной государственной идеологии в Украине от провозглашенного Кучмой лозунга «Украина - не Россия» к «Украине-Руси», «Европейской Руси», которая включает в себя наследие Российской империи и СССР, признавая не только их ошибки, но и достижения.
При этом, став на путь «России-2» Украина несомненно вольно или невольно ставит на повестку дня вопрос о будущем самой Российской Федерации. Ведь, если Украина позиционирует себя как «alter Russia», то чем, собственно, тогда, является сама современная Россия?
"Россия-2" vs "новой Польши"
-
- Новичок
- Posts: 22
- Joined: 16 May 2005 20:23
- Location: Киев
"Россия-2" vs "новой Польши"
Я есмь
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13014
- Joined: 10 Jul 2001 09:01
- Location: VA
-
- Новичок
- Posts: 22
- Joined: 16 May 2005 20:23
- Location: Киев
Паращютисту Сергею
Я давеча был в Москве, так что поразило, что русские всякого рода эксперты про процессы в Украине говорят с открытым ртом, они почему то думают, что здесь элита четко знает приоритеты знает куда идет и так далее. Это конечно не так, но для нас важно не это, а то, что РУССКИЕ ВПЕРВЫЕ ЗА СТОЛЕТИЯ, НАЧИНАЮТ РАССУЖДАТЬ НЕ КАК СУБЪЕКТЫ, А КАК ОБЪЕКТЫ. Когда 80% говорят о развале Рашки как о реальности ближайших 5 лет, это заставляет задуматься. Ведь, то о чем много говорят вслух, рано или поздно случается. Поэтому, насчет клоунов я бы не гавкал. Медведев в общем то в своей нашумевшей статье в Эксперте поставил для России проблему совершенно верно- как ее удержать вообще. Не ближнюю переферию, которая уже потеряна (закономерный результат эволюции, развал ведь начался еще в 1917 году, второй этап в 1991, сейчас скорее всего начинается третий, когда центробежные процессы уже начинаются в "материковой" России). И здесь лежит общность интересов России и Украины, как выжить в условиях очередного передела мира, на какие ресурсы опираться, и как вообще не превратиться в ресурс для других.
Я есмь
-
- Уже с Приветом
- Posts: 4412
- Joined: 06 Nov 2003 17:03
- Location: TX
Re: Паращютисту Сергею
Св.Павел wrote: Когда 80% говорят о развале Рашки как о реальности ближайших 5 лет, это заставляет задуматься. Ведь, то о чем много говорят вслух, рано или поздно случается.
Не факт ... ИМХО, кто-то сознательно "поднимает тему" ....
Страх - один из самых действенных методов для внушения людям чего угодно...
Если внушить , что опасность развала России весьма реальна ( при этом ещё не объяснить , что конкретно имеется ввиду под этим , так , чтобы каждый понимал , что хочет ... а точнее пугался в меру своей фантазии ),
а потом намекнуть , кто этот развал может предотвратить (новый срок Путина, парламентская республика с правящим премьер-министром Путиным , новый президент мистер Икс , в общем , кто надо) , то можно выиграть выборы...
Удивительно то, что 80% людей на подобные вещи клюют (как клевали в своё время на заряженную Чумаком "вечёрку" , на пассы Кашпировского по ТВ и на разные пирамиды ... )
А ты почему не радуешься?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 21835
- Joined: 11 Apr 1999 09:01
- Location: RU
Re: Паращютисту Сергею
Св.Павел wrote:Когда 80% говорят о развале Рашки...
Св.Павел, подобная терминология на форуме категорически не приветствется.
Советую впредь следить за языком.
MaxSt.
War does not determine who is right - only who is left.
-
- Новичок
- Posts: 22
- Joined: 16 May 2005 20:23
- Location: Киев
Не факт ... ИМХО, кто-то сознательно "поднимает тему" ....
Как вариант, да, но неважно поднимают сознательно или она существует сама по себе, если о ней говорят, значит рано или поздно запускается спускающий механизм.
Ехал недавно в купе с моряком с Тихоокеанского флота, так он про ДВР нарассказывал, что волосы дыбом становятся. ИМХО для России уже стоит вопрос не о том, чтобы удержать там свою переферию, а сохранить хотя бы внутреннюю связаность
Как вариант, да, но неважно поднимают сознательно или она существует сама по себе, если о ней говорят, значит рано или поздно запускается спускающий механизм.
Ехал недавно в купе с моряком с Тихоокеанского флота, так он про ДВР нарассказывал, что волосы дыбом становятся. ИМХО для России уже стоит вопрос не о том, чтобы удержать там свою переферию, а сохранить хотя бы внутреннюю связаность
Я есмь
-
- Удалён за неэтичное поведение
- Posts: 168
- Joined: 10 Apr 2005 13:01
- Location: Russia
Св.Павел wrote:Не факт ... ИМХО, кто-то сознательно "поднимает тему" ....
Как вариант, да, но неважно поднимают сознательно или она существует сама по себе, если о ней говорят, значит рано или поздно запускается спускающий механизм.
Ехал недавно в купе с моряком с Тихоокеанского флота, так он про ДВР нарассказывал, что волосы дыбом становятся. ИМХО для России уже стоит вопрос не о том, чтобы удержать там свою переферию, а сохранить хотя бы внутреннюю связаность
Про ДВР не рассказывает разе что ленивый или малограмотный. Это типа медитации Но это не значит, что кто-то на ДВ всерьёз отделяться А вообще Ваши страхи - полный бред. Особенно повесилил про 3-ий срок Путина Сейчас уже не популярен лозунг "Нам не надо великой страны. дайте нам колбасы". Пассивное недовольство политикой властьимущих уже созрело. Никому не нравится воры-министры, воры-олигархи, адамовы, ельцыыы, гайдары, демшиза и прочая дрянь, которая развалила страну, обобрала народ и низвела Россию до роли объекта на международной арене. Вот-вот начнётся. Русский медведь просыпается (прошу не путать с "партией" ЕР - "Доедим Россию"). Вот только какие идеи овладеют? Скорее всего возможны два варианта. Или лимоновсике идеи, или идеи воссоздания Императорской России в виде конституционной монархии. Более вероятен 2-й вариант. Большевисткие мифы о царской России теряют силу. Большенство россиян согласились бы жить в той стране. Сознание готово к восприятию такой идеи. У всех сидит в печёнках тупое жадное быдло у власти Тут как раз к месту столетие 1 русской революции, 100-летие русско-японской войны, скоро сто лет первой российской конституции, прошедшая на Украине оранжевая революция и её последствия, шабаши нациков в Прибалтике, монетизация льгот и прочие "задумки" правительства. Всё одно к одному. И жизнь достала, взгляды на жизнь и исторические даты дают повод поговрить, донести подобные идеи. И наконец, Третий Рим это только Россия и легитимного создания четветого Рима никогда не будет. Только самовансво возможно. Вот кстати статья и которой можно понять, почему Россия - Третий Рим (но не СССР). Прошу извинить, что привожу полный текст, т.к. ссылка не работает. Привожу то, что сахранил на компе.
Как появился двуглавый орел в гербе России?
Герб - двуглавый орел достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Отчего греческая царевна предпочла московского князя остальным претендентам на ее руку? А претенденты из знатнейших европейских фамилий были, и всем Софья отказала. Может быть, она хотела выйти замуж за человека одного с ней православного вероисповедания? Возможно, но вряд ли непреодолимым препятствием был бы для нее брак с женихом, например, католической веры. Ведь не помешала православная вера перейти в подданство исламскому султану ее дяде Димитрию Палеологу, а позже и брату Мануилу. Основным мотивом был, бесспорно, политический расчет папы римского, у которого воспитывалась Софья. Но решение это пришло не вдруг и не просто.
Сначала обратимся к истории Византии. В 395 году Римская империя разделилась на восточную (Византийскую) и западную. Византия считала себя преемницей Рима и - по праву. Запад вступил в период упадка культуры, духовной жизни, а в Константинополе общественная жизнь по-прежнему бурлила, процветали торговля, ремесла, был введен правовой кодекс Юстиниана. Сильная государственная власть ограничива ла влияние церкви на интеллектуальную жизнь, что благотворно сказывалось на образовании, науке и искусстве. Византия, являясь мостом между Европой и Азией, занимала важнейшее стратегическое положение. Но и воевать она была вынуждена на все четыре стороны - с персами, готами, аварами, гуннами, славянами, печенегами, половцами, норманнами, арабами, турками, крестоносцами.
С конца XII века звезда Византии постепенно клонится к упадку. То было время отчаянной, полной драматизма борьбы с могущественным соперником - турками, энергичным, воинственным и многочисленным народом. (Напор его не ослабевал и держал в ужасе Европу вплоть до XVIII века.) Постепенно, по частям турки захватывали земли империи. В конце XIV века им покоряются балканские славянские страны, и положение Византии становится критическим. Кульминация борьбы пришлась на XV век. Византия сражалась упорно, мужественно, изобретательно. Знаменитая византийская дипломатия проявляла чудеса находчивости. В значительной мере именно ее стараниями в свое время были совершены знаменитые крестовые походы рыцарей, существенно ослабившие турецкий султанат и отсрочившие крах империи.
Своих сил справиться с турецкой опасностью Византии не хватало. Только объединенные усилия всей Европы могли бы остановить турецкую экспансию. Но к такому объединению европейским политикам прийти не удавалось: камнем преткновения оставалась религиозная рознь между православной Византией и католическим Западом (как известно, раскол христианской церкви произошел в IX-XI веках). И тогда император Иоанн VII Палеолог предпринимает в 1438 году поистине историческую попытку сблизить церкви. Византия в то время находилась в тяжелейшем положении: под ее властью оставались ближайшие пригороды Константинополя, несколько мелких островов да деспотат Морея, с которым не было сухопутно го сообщения. Тонкая нить действующего перемирия с турками вот-вот должна была порваться.
Иоанн III договаривается с папой римским Евгением IV о созыве Вселенского собора с целью осуществить наконец объединение церквей. Византийцы проводят максимально возможную в тех обстоятельствах подготовку к собору, который, по их плану, должен принять общие для всего христианского мира церковные догматы. В ходе этой подготовки (для нашего рассказа факт очень важен) митрополитом московским назначают известного церковного деятеля, дипломата, оратора и мыслителя Исидора, убежденного сторонника объединения церквей (именно он невольно сыграл большую роль в судьбе Софьи Палеолог и Ивана Васильевича).
В 1438 году из Константинополя в Италию выехала делегация во главе с императором и патриархом. Митрополит Исидор с делегацией из России прибыл отдельно. Больше года в Ферраре, потом во Флоренции продолжались ожесточенные богословские споры. Они не привели к соглашению ни по одному пункту. К концу собора на греческую сторону было оказано сильное давление, и византийцы подписали итоговый документ, так называемую Флорентийскую унию, в которой согласились с католиками по всем позициям. Однако в самой Византии уния разделила народ на ее сторонников и противников.
Итак, слияния церквей не произошло, единственно правильный политический ход не состоялся. Византия осталась лицом к лицу с могущественным врагом. С легкой руки французских просветителей XVIII века, видевших в Византии оплот монархизма, о ней традиционно принято говорить как о стране загнивающей, застойной, дряхлеющей (такое отношение усиливалось неприязнью к православию). Наши мыслители Чаадаев и Герцен тоже ее не жаловали. У западных историков до сих пор в отношении к Византии сквозит легкое пренебрежение.
А между тем она стояла в самом важном стратегическом пункте, на границе Востока и Запада, владела проливами и держалась 1100 лет! Византия, пусть ослабевшая, не только героически боролась с многочисленными нашествиями, но и хранила колоссальный культурный потенциал, накопленный древними греками и римлянами. Когда в Европе царили церковное мракобесие и нетерпимость к любому отклонению от библейских канонов, в Константинопольском университете преподавалось римское право, все граждане Византии юридически были равны перед законом, грамотные люди зачитывались античными авторами, а в школах же учили читать по Гомеру! И еще не известно, когда бы появилось итальянское Возрождение, повернувшее человека от бесплодной схоластики к блеску античной культуры, если бы не постоянные культурные контакты европейцев с восточным соседом.
В апреле 1453 года Константинополь был осажден войсками турецкого султана Мехмеда II численностью, по разным оценкам, от 200 до 300 тысяч воинов. Мощнейшая по тем временам артиллерия, огромное количество осадной техники, большой флот, прекрасные специалисты по проведению подкопов и взрывных работ - все было направлено против великого города. Осада велась непрерывно и упорно. Чтобы лишить греков относительной безопасности их морских стен, во внутреннюю гавань Золотой Рог, защищаемую цепями, турки уже в ходе боев перевезли волоком по многокилометровому деревянному настилу 70 тяжелых боевых кораблей.
Что всей этой силе могли противопоставить византийцы? Мощные старинные каменные стены и башни, глубокие рвы, ловушки и другие оборонительные сооружения, построенные в разные времена прекрасными фортифика ционными инженерами. Город был неприступен для доогнестрельного оружия. Но на стенах почти не было артиллерии, и осажденные использовали в бою лишь камнеметные машины. Император смог выставить на стены только 7 тысяч воинов, в гавани находилось всего 25 кораблей. В самом городе шли непрекращающиеся религиозные споры между православными и католиками, спровоцированные принятием Флорентийской унии. Религиозная рознь сильно ослабила оборонный потенциал Константинополя. И это тоже учитывал Мехмед.
Но, несмотря ни на что, боевой дух защитников оказался невероятно высоким. Героическая оборона Константи нополя вошла в легенды. Оборону возглавлял и вдохновлял последний император Византии Константин XI Палеолог, мужественный и опытный воин с сильным и решительным характером. Полтора месяца отражаются все штурмы, все нападения с моря, разгадываются и ликвидируются подкопы.
Но 29 мая 1453 года во время последнего штурма под ударами ядер обрушилась часть стены. В пролом ринулись отборные части янычар. Константин собирает вокруг себя оставшихся защитников и бросается в последнюю контратаку. Силы слишком неравны. Видя, что все кончено, он, потомок древних греков, ринулся с мечом в руках в гущу боя и геройски погиб. Великий город пал. Византия погибла, но погибла непобежденной. "Погибаю, но не сдаюсь!" - девиз ее героических защитников.
Падение Константинополя произвело оглушительное впечатление во всем тогдашнем мире. Европейцы словно бы верили в чудо и ждали, что город вновь устоит, как бывало не раз в прошлом.
Три дня завоеватели убивают, грабят, насилуют, угоняют жителей в рабство. В огне гибнут книги, произведения искусства. Немногие могли спастись на кораблях. Начался исход в Европу из еще свободных византийских земель.
Из ближайших родственников Константина в живых остались два брата - Димитрий и Фома, которые правили каждый своей частью деспотата Морея на полуострове Пелопоннес. Турки планомерно присоединяли к султанату оставшиеся земли Византии. Очередь Мореи наступила в 1460 году. Димитрий остался на службе у султана. Фома уехал в Рим с семьей. После его смерти два его сына, Андрей и Мануил, и дочь Софья оказались на попечении папы римского.
Софья своим обаянием, красотой и умом заслужила всеобщую любовь и уважение в Риме. Но годы шли, ей пора замуж. Папа Павел II предлагает высокородных женихов, однако всех она отвергает (и даже короля Франции, и герцога миланского) под предлогом, что они не ее веры. Окончательное решение выдать Софью замуж за князя московского Ивана III Васильевича, овдовевшего несколько лет назад, папа принял под влиянием кардинала Виссариона. Виссарион Никейский, один из самых просвещенных людей своей эпохи, в прошлом православный митрополит - близкий друг и единомышленник Исидора московского в стремлении объединить церкви. Они вместе активно выступали на Флорентийском соборе, и, естественно, Виссарион много слышал и знал о России.
Великий князь московский был в ту пору единственным православным монархом, независимым от турок. Опытные политики в Риме видели, что усиливающаяся Россия имеет будущее. Римская дипломатия постоянно искала способы противодействия османской экспансии на Запад, понимая, что после Византии может наступить черед Италии. Поэтому в будущем можно было бы рассчитывать и на военную помощь России против турок. И тут такой удобный случай: браком вовлечь Ивана Васильевича в сферу римской политики и сделать попытку подчинить католическому влиянию огромную и богатую страну.
Итак, выбор сделан. Инициатива исходила от папы Павла II. В Москве обо всех тонких хитросплетениях в папском дворце и не подозревали, когда нагрянуло посольство из Италии с предложением династического брака. Иван, по своему обыкновению, советовался с боярами, с митрополитом, с матерью. Все дружно говорили ему одно, и он согласился. Последовал обмен посольствами. Затем были триумфальное путешествие невесты из Рима в Москву, торжественный въезд Софьи в Кремль, первое свидание молодых, знакомство невесты с матерью жениха и, наконец, свадьба.
А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран - Византии и России, - имеющие отношение к двуглавому орлу.
В 987 году великий князь киевский Владимир I заключил договор с византийским императором Василием II, по которому он помог императору подавить мятеж в Малой Азии, а взамен тот должен был отдать Владимиру в жены свою сестру Анну и прислать священников для крещения языческого населения. В 988 году на Руси официально вводится православие по византийским обрядам. Этот шаг определил дальнейшую судьбу и культуру России. Но принцесса не приехала. И тогда в 989 году великий князь захватывает византийскую колонию Херсонес в Тавриде. В последовавших переговорах пришли к соглашению: Владимир вернет город грекам, как только Анна приедет к жениху. Так все и получилось. Этот династический брак стал исключительным событием в то время: Анна - сестра Василия II и дочь предыдущего императора Романа II. До этого момента ни одна порфирородная принцесса или царевна византийская не выходила замуж за иностранца.
Порфирородными считались дети императоров, рожденные в особом помещении женской половины император ского дворца в Константинополе - Порфире. Императорами в Византии могли стать даже случайные люди, что, кстати, часто и происходило. Но порфирородными могли быть только дети правящих императоров. Вообще в раннем средневековье авторитет и престиж византийского двора в глазах европейцев были огромны. Королевские дома Европы почитали для себя за высшую честь иметь хоть какой-нибудь знак внимания от императора, не говоря уж о родственных связях. Поэтому женитьба Владимира на Анне имела большой резонанс в том мире и увеличила международный вес новой христианской державы в самом начале ее христианского пути.
И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи - двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией.
Несколько слов о самых первых следствиях для России приезда Софьи с гербом ее предков. Высокообразо ванная по тем временам, она сама и ее греческие приближенные явно положительно повлияли на культурный уровень при дворе великого князя, на становление иностранного ведомства, на увеличение престижа великокня жеской власти. Новая жена поддерживала Ивана III в его стремлении наладить отношения при дворе, упразднить уделы и установить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Софья с ее ореолом императорского величия Византии была для русского царя идеальной женой.
Это было великое княжение. Фигура Ивана III Васильевича, в основном завершившего объединение русских земель в единое государство, была для своего времени по масштабности деяний сравнима разве что с Петром I. Одно из самых славных дел Ивана III - бескровная победа России над татарами в 1480 году после знаменитого "стояния на реке Угре". Полное юридическое освобождение от остатков ордынской зависимости ознаменова лось появлением на Спасской башне Кремля византийского, а теперь русского двуглавого орла.
Двуглавые орлы в гербах не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской империи, а после ее распада в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.
Как он появился в Византии? Известно, что в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел - государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел делается гербом Византии.
В появлении двуглавого орла как символа еще много непонятного. Известно, например, что он изображал ся в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, двуглавый орел прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.
В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества - всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной - двуглавый орел. Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. На печатях двуглавый орел просуществовал до 1918 года. С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. И вот 30 ноября 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина двуглавый державный орел России вновь возвращен на российский герб. А в конце XX века Дума узаконила все атрибуты символики нашей страны.
Византийская империя была евроазиатской державой. В ней жили греки, армяне, турки, славяне и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство этих двух начал. Как нельзя более подходит это и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России - не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он - символ исторической преемственности культурных традиций - от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел - символ объединения и единства российских земель.
Источник: Барыбин А.,
Как появился двуглавый орел в гербе России?
"Наука и жизнь" N 2 2001
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13014
- Joined: 10 Jul 2001 09:01
- Location: VA
-
- Удалён за неэтичное поведение
- Posts: 168
- Joined: 10 Apr 2005 13:01
- Location: Russia
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13014
- Joined: 10 Jul 2001 09:01
- Location: VA