Melkor wrote:Ну, просто по определению. Смысл системы есть цель в вышестоящей системе. По материализму вышестоящая система - слепой и неразумный материальный мир, целей у него нет, он умеет только механически следовать достаточно примитивным законам. Гипотетический материалист может попытаться возразить, что вышестоящая система - не мир, а, скажем, человеческое общество, на что я отвечу, что в материализме фундаментально лишь деление личное сознание (т.е. не его материальная причина - нервные импульсы - а сознание в том виде, в котором его ощущаем мы "изнутри") - материя, соотвественно первоначальное определение адекватно.
По материализму, физический мир не является вышестоящей системой для человека, как материальный компакт-диск не является вышестоящей системой для файла, на нем записанного (скорее наоборот). Первичность физического мира по отношению к сознанию не стоит переоценивать, она означает именно это, первичность: физический мир существует до и независимо от сознания (во всяком случае человеческого); сознание - феномен физического мира, находящий свою реализацию в физическом мире, но как тот файл не есть материал, из которого изготовлен компакт-диск, так и человек с его сознанием не есть биомасса, тем более веселый хоровод атомов. По сему наш гипотетический материалист безусловно возражает сводить смысл своей жизни к смыслу существования своих генов, клеток, атомов и т.д.
По поводу определения: Человек, являясь частью таких систем, как семья, род, нация, религиозное или профессиональное объединение, человечество, действительно может обретать смысл своего существования в соответствии с теми целями, которые для него эти системы полагают. Однако не всегда (я бы даже сказал: никогда) такой навязанный извне смысл человеком не принимается, если он не согласуется с его внутренней мотивацией. Там, где возникает такой конфликт, человек продолжает упорные поиски "своего" смысла жизни. То есть, такое определение не дает, а лишает человека смысла жизни (навязывает ему внешний, чужой).
Другое возражение такому определению находим в гедонизме (все комментарии по поводу удовлетворения потребностей и получения удовольствия). Удовольствие, оно, вроде как, самоценно, и вопрос "а в чем смысл?" как бы этого самого смысла и лишен. Если с нашей точки зрения существование человека, исповедующего гедонистические идеи, бессмысленно, давайте оставим наше мнение при себе и не будем портить такому человеку жизнь - он ей наслаждается в полной мере и смысла в этом находит выше крыши. Само собой, когда блудным сыном вернется он к нашему порогу, ... но сколько таких блудных детей так и не вернулось, еще и своих нарожали...
Имелось в виду целиком (каждый человек полностью создает свой мир), так, чтобы человек одновременно являлся и системой, и надсистемой.
Может в этом смысл призыва "Познай себя!"? И тогда обретение своего смысла жизни становится возможным?