Melkor wrote:Так тогда и о смысле бессмысленно (ха-ха) говорить.
Значит Ваше определение смысла не годится для человека.
Дихотомия сознание - материя фундаментальна для материализма. В материальном мире существует мозг, но не сознание.
Эта дихотомия фундаментальна для любого разумного человека, осознающего себя и мир вокруг себя. Материализм отрицает дуализм, как объяснение этой дихотомии. И мозг, и сознание существуют объективно: мозг, как материальный объект, сознание, как его состояние.
Попробую пояснить, что я пытался сказать, когда говорил о всем мире. Первичность материи обычно доказывают мысленным экспериментом - вот есть человек, он мыслит, мы разрушаем его мозг, он перестает мыслить. Проблема с этим подходом в том, что мы произвольно изолируем часть системы. На самом деле мозг человека в данном примере без причины не разрушится, это будет закономерным следствием других событий, и в первую очередь нашего намерения сделать это. Если посмотреть на наши действия, то мы увидим, что мысль всегда появляется первой, и лишь потом она воплощается (или нет) в материальность.
Это противоречит научным данным. Одни опыты показывают, что осознаная мысль опаздывает по отношению к действительной причине действия (Libet), другие - что человек способен приписывать себе осознанное намерение в совершении действия, которое на самом деле совершено другим (Wegner). C теорией, описывающей сознательную волю, как иллюзию, можно познакомиться здесь:
According to this theory, when a thought appears in consciousness just prior to an action, is consistent with the action, and appears exclusive of salient alternative causes of the action, we experience conscious will and ascribe authorship to ourselves for the action. Experiences of conscious will thus arise from processes whereby the mind interprets itself not from processes whereby mind creates action. Conscious will, in this view, is an indication that we think we have caused an action, not a revelation of the causal sequence by which the action was produced.
Почему нельзя рассматривать весь мир как разумную систему, в которой материальные события есть лишь следствия ее мыслей, событий идеальных?
Рассматривать можно, только трудно увязывать с данными, которые генерит наука в области исследования сознания. Еще труднее делать какие-либо предсказания и подтверждать их в лаборатории.