Внутренних механизмов экономического роста, опирающихся на расширенное воспроизводство основного капитала на постоянно обновляющейся научно-технологической основе, до сих пор не сложилось. Объемы инвестиций в развитие производства и инновационной активности по-прежнему втрое меньше необходимого для этого уровня. Продолжается утечка умов и разрушение научно-производственного потенциала страны, ежегодный вывоз капитала по легальным и нелегальным каналам превысил 60 млрд. долл.
Иными словами, экономика страны продолжает работать на износ. Истощаются запасы разведанных еще в советское время месторождений полезных ископаемых, выжимаются прибыли из стремительно стареющих основных фондов, введенных в эксплуатацию 20-50 лет назад. Квалифицированные кадры пенсионного и предпенсионного возраста пока еще обслуживают их, но меньшее по численности и худшее по образованности новое поколение едва ли сможет это делать. Деградирует социальная инфраструктура и научно-образовательный потенциал, ухудшаются условия воспроизводства человеческого и интеллектуального капитала. Россия стремительно опускается на сырьевую периферию мирового рынка, утрачивая возможность самостоятельного развития на современной технологической основе.
Для сохранения и полноценного использования имеющегося научно-производственного и интеллектуального потенциала необходимо ежегодное увеличение инвестиций на 20 %, удвоение расходов на образование и здравоохранение, утроение объемов НИОКР, что требует прироста ВВП не менее чем на 10 % в год. Объективные возможности для этого есть: объем сбережений, формирующийся в российской экономике, позволяет удвоить инвестиции в развитие производства; имеющийся научно-производственный потенциал работает на половину своей мощности; не задействовано более трети квалификационного потенциала трудовых ресурсов.
Однако правительство России, по-видимому, не в состоянии их использовать. Прогноз и проект бюджета страны на будущий год свидетельствуют о продолжении пассивной политики упускаемых возможностей. Хотя правительство представляет выбор экономической политики как «вариант развития, направленный на усиление инновационной компоненты экономического роста, обеспечивающий компенсацию ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры за счет активизации внутренних (прежде всего инновационной и инвестиционной) компонент»* (2), в действительности, итоговый результат влияния предлагаемой бюджетной политики на экономический рост по-прежнему будет отрицательным. Связано это с выводом из экономики более 776 млрд. долл. в форме профицита федерального бюджета, «замораживаемых» в Стабилизационном фонде. Это означает соответствующее уменьшение конечного спроса и, следовательно, прироста ВВП...
«замораживание» в Стабилизационном фонде 2242 млрд. руб. означает принудительное снижение экономической активности на 9,2 % ВВП. В том числе - снижение прироста ВВП в текущем году на 6 % ВВП, а в будущем – на 3 %. На этом фоне вклад увеличения государственных расходов инвестиционного характера в прирост ВВП, оцениваемый правительством в 0,3 процентного пункта в 2006 году, выглядит ничтожно малым...
Иными словами, чистый вклад политики правительства в экономический рост страны составляет в текущем году минус 6 %. В будущем составит минус 3 %. Если бы вместо правительства социально-экономическим развитием страны управлял компьютер, автоматически выполняющий все бюджетные обязательства государства и поддерживающий баланс доходов и расходов бюджета, то мы бы вышли на желаемые темпы ежегодного прироста ВВП в 10%...
Правительство пытается обосновать проводимую политику торможения экономического роста утверждениями о необходимости стерилизации избыточной, на его взгляд, денежной массы. И видит основные задачи бюджетной политики в поддержании «соответствия темпов роста непроцентных расходов темпам роста экономики, снижении инфляции, формировании параметров Стабилизационного фонда в целях погашения внешнего долга». Тем самым правительство без каких-либо оснований фиксирует долю непроцентных расходов федерального бюджета на сложившемся уровне около 16 %, а консолидированного бюджета – на уровне 32,2 % ВВП.
Заметим, что развитые страны поддерживают уровень расходов бюджетной системы государства в пределах 40 – 50% ВВП. Более чем трехкратное увеличение уровня государственных расходов в течение последнего столетия (с 10 % ВВП в конце 19 века до 40-50 % (в среднем по ОЭСР) ВВП в конце 20 века и в настоящее время) объясняется резко возросшей ролью НТП в генерировании экономического роста. Вклад новых знаний в прирост ВВП развитых стран оценивается в 80-90%. Этот вклад формируется достижениями науки, внедрением новых технологий, интеллектуально-образовательным потенциалом трудовых ресурсов. Все эти составляющие определяются государственной научно-технической, экономической и социальной политикой. В силу специфической открытости науки и образования для общего пользования и невозможности приватизации знаний государство вынуждено финансировать около половины совокупных расходов на НИОКР и подавляющую часть расходов на образование...
структура расходов российского бюджета разительно отличается от развитых стран. Она больше соответствует средневековой концепции полицейского государства, чем современной теории государства развития. Эта структура сформировалась в постсоветский период под влиянием псевдонаучной доктрины рыночного фундаментализма, отрицающей очевидную закономерность возрастающего значения роли государства в обеспечении социально-экономического развития в условиях современного НТП. Данная доктрина, разработанная международными финансовыми организациями для коррумпированных режимов слаборазвитых стран третьего мира, оказалась весьма удобной для властвующей в России олигархии, разбогатевшей на присвоении общенациональных богатств и не желающей брать на себя ответственность за состояние экономики и социальной сферы. Ее осуществление обернулось для России разрушением научно-производственного потенциала, деградацией социальной инфраструктуры, глубоким падением уровня жизни населения и утратой многих возможностей успешного развития.
Судя по Прогнозу и проекту бюджета страны на 2006 год, доктрина рыночного фундаментализма продолжает лежать в основе экономической политики правительства. Об этом свидетельствуют упомянутые выше основные задачи бюджетной политики, заявленные правительством. Все они, включая не указанную выше задачу «выполнения федеральных расходных обязательств», носят сугубо формальный характер и не обосновываются никакими содержательными соображениями. Структура расходной части бюджета уже многие годы формируется под влиянием доминирующего значения обслуживания внешнего долга, остающегося единственным ярко выраженным приоритетом бюджетной политики правительства. Даже сейчас, после погашения половины внешнего долга и существенного снижения бремени расходов на его обслуживание, в целях успокоения иностранных кредиторов создан колоссальный Стабилизационный фонд (средства которого разрешается тратить только на погашение внешнего долга), отвлекающий из экономики до 10 % ВВП. Его величина, планируемая на конец будущего года в 2242 млрд.руб. почти равна верхнему пределу государственного внешнего долга, устанавливаемого на уровне 79,2 млрд.долл. Стопроцентного резервирования внешних обязательств государства не знает ни одна страна – это делает бессмысленным какие-либо внешние заимствования. Российское правительство возвело интересы иностранных кредиторов до уровня главной цели бюджетной политики, оплачивая их спокойствие половиной федерального бюджета...
российская экономика остается недемонетизированной: по отношению объема денежной массы к ВВП Россия отстает от развитых стран в 3-5 раз, уступая также по этому показателю многим постсоциалистическим странам. Следствием демонетизации экономики является хронический кризис денежного обращения, выражающийся в острой нехватке кредитных ресурсов для рефинансирования производственной деятельности, дороговизне кредитов, массовых неплатежах, что является одним из главных препятствий экономическому росту. Своей «стерилизационной» политикой правительство лишь усугубляет этот кризис, искусственно снижая обеспеченный уже предложенными на рынок товарами конечный спрос и замедляя тем самым рост производства и доходов населения...
Российские денежные власти ухитрились превратить эмиссию денег из механизма стимулирования экономической активности в ее тормоз. Замораживая 2\3 обеспеченных реальным сбытом товаров денег, они соответствующим образом сокращают экономическую активность, которая искусственно ограничивается острой нехваткой инвестиций и недостатком конечного спроса по сравнению с величиной имеющегося производственного потенциала. Последствия этой политики можно сравнить с лечением дистрофии методом кровопускания – у ослабленного голодом организма откачивают 2\3 крови. Ясно, что такое «лечение» закономерно приводит к омертвлению тканей и утрате жизнеспособности. Собственно, это и произошло с российской экономикой, уже лишившейся большей части машиностроения, строительства, производства промышленных товаров народного потребления и живущей сегодня под «нефтедолларовой капельницей»...
Не удивительно, что, несмотря на благоприятную конъюнктуру и присвоение российской экономике инвестиционного рейтинга, объем производственных инвестиций остается на уровне, втрое меньшем необходимого для простого воспроизводства. Да и как ему подняться, если, увеличение спроса на деньги жестко ограничивается стерилизацией денежного предложения в Стабилизационном фонде.
ЦБ РФ признает, что «выбранный режим валютного курса, сохранение существенной роли регулируемых цен в динамике индекса потребительских цен, неустойчивые процессы замещения валют в портфелях активов, увеличившиеся и неустойчивые лаги между динамикой денежного предложения и показателями инфляции определяют низкую эффективность использования в качестве промежуточного целевого ориентира темпов прироста денежной массы». Вместе с тем, ЦБ планирует изъять в будущем году из обращения до 1,8 трлн. руб. при превышении темпа прироста денежной базы величины в 17 - 20%...
С учетом рекомендаций экономической науки и опыта успешной экономической политики могут быть предложены различные способы неинфляционного связывания «избыточного» денежного предложения в целях стимулирования экономического роста...
Недофинансирование государством своих обязательств сказывается на занижении оплаты труда работников бюджетной сферы, которая планируется на будущий год в размере 7599 в среднем в месяц. Ее рост на 9,3% по сравнению с нынешним годом не решает проблему удручающей бедности учителей, врачей, работников других профессий бюджетной сферы, семьи большинства которых уже многие годы не могут «свести концы с концами».Для сохранения кадрового потенциала образования, науки, здравоохранения и культуры необходимо, как минимум, удвоение оплаты труда занятых в них специалистов...
Недооценка труда наемных работников стала характерной чертой сложившейся в России антисоциальной хищнической модели олигархического паразитизма, в которой большие прибыли зарабатываются не честным трудом или эффективными инвестициями, передовыми техническими решениями, а образуются за счет присвоения чужого: приватизации государственной собственности, завышения цен монополистами, перераспределения природной и административной ренты в частных интересах, занижения оплаты труда. Доля последней в структуре денежных доходов населения составляет 37,2% по сравнению с 70-80 %, характерными для развитых стран. Вместе с социальными трансфертами и выплатами социального характера наемным работникам эта величина достигает 53,4 %. За счет занижения оплаты труда извлекаются дополнительные прибыли от его эксплуатации, составляющие значительную часть доходов от собственности и предпринимательской деятельности, достигающие 46,6 % в сравнении с 20-30%, характерными для развитых стран.
Как следует из межстрановых сопоставлений уровней оплаты труда с учетом его квалификации, труд российского работника является самым дешевым в мире, а степень его эксплуатации – самой высокой...
Для вывода российской экономики на траекторию устойчивого и быстрого экономического роста необходимо, как минимум, удвоение расходов на НИОКР, доведения их до уровня 3 % ВВП. С учетом специфических российских условий, удорожающих хозяйственную деятельность (суровость климата, обширность территории, неразвитость транспортной инфраструктуры, демографический кризис, трудности переходного периода и др.) главным, единственным фактором роста и долгосрочным конкурентным преимуществом России может быть только научно-техническое и интеллектуально-образовательное превосходство. Переход на инновационный путь развития, освоение «экономики знаний» является единственно возможной успешной стратегией социально-экономического развития нашей страны...
Лучшим способом реализации этого направления могло бы стать преобразование Стабилизационного фонда в Бюджет развития, бездумно упраздненный правительством несколько лет назад, и направить в него все средства, поступающие в Стабилизационный фонд. В 2006 году его размер составит 858 млрд. руб