Доцент wrote:Можно немножко иначе сформулировать. При капитализме процветают те, кто умеют присваивать
Что вы понимаете под "присваивать? Силой отбирать чужое? Это скорее феодализму свойственно. А Волмарт, что конкретно он отбирает у работников и покупателей? У работников он _покупает_ рабочее время, а клиентам _продает_ товары. И те и другие идут в Волмарт не под конвоем, а добровольно. И разбогател Волмарт не потому, что всех поставщиков кидал, а потому что предложил своим покупателям better deal, чем конкуренты. Сумел более эффективно использовать ресурсы, за счет чего дал им more bang for a buck.
Что еще можно понимать под "присваивать"? Взять ничье и обьявить своим? Но если присвоенное при этом становится частной собственностью, священной и неприкосновенной, то очень скоро ничего ничейного не останется, и этот способ дохода перестанет быть основным.
Чтоб он был основным постоянно, надо чтоб права собственности были не определены. Например, чтоб все вокруг было общее. Вот тогда присвоение должно стать постоянной работой. Потому что тот кусок общего пирога, что ты с боем вырвал вчера, он все равно не твой, он общий. "Каринхале принадлежит народу, а Геринг просто живет там(с)". И поэтому вполне морально и законно отобрать этот кусок завтра, если расстановка сил изменится и кто-то сумеет доказать, что ему этот кусок нужнее. И потому нельзя расслабиться и заняться, скажем, общественно полезным трудом, а надо продолжать эту игру с нулевой суммой. Присвоение становится постоянным занятием и секретом успеха. Так что ваша формулировка хороша, но описывает она не капитализм, а социализм.
Доцент wrote:А при социализме, до маразма доведённом
Не доведенном до маразма, а настоящем. Где принцип общественной собственности проведен до конца. А вот европейские страны живы только потому, что социализм там половинчатый. Отбирают и делят не все "присвоенное", а только часть. На частных собственников негодуют, но позволяют им существовать, хоть и на птичьих правах.
И СССР так долго продержался тоже только благодаря отходу от принципов социализма. Сначала - для рабочих (оплата по труду, а не по потребности), а под конец, при Брежневе, уже и для номенклатуры (расширение економической самостоятельности предприятий, когда директора стали полу-собственниками).
Доцент wrote:,вообще никто не процветает по сути.
Почему никто? Чиновники, например, процветают. И вообще все, кто находится "не там, где делают, а там, где делят".
Доцент wrote:и, да пусть поделить между наиболее в этом нуждающимися - всем должно быть неплохо.
Неплохо. Некоторое время. Пока поделенное не кончится. А производить новое или хотя бы беречь старое никто не будет - кому охота на своем горбу дармоедов в рай везти. У экономистов даже специальный термин для этого имеется: Tragedy of commons. Поехтому и приходится "возвращать" не все, а только часть, чтоб было что отбирать завтра.
Доцент wrote:Пирмер с кормушкой для птиц - очень правильный. Применительно к дикарям.
Применительно ко всем. Экологическая ниша первична. Заполнение ее - вопрос времени. Этические и культурные ограничения вторичны, они процесс адаптации людей к нише остановить не могут, а могут его только замедлить. Но в итоге будет один: полная адаптация. Если ниша хищника требует клыков, там будут жить хищники с клыками. Если наиболее успешны в велферной нише будут дикари, значит будут дикари.
Доцент wrote:Не обязательно вовсе в Африке родившимся и выросшим. В гетто, негритянском ли в Штатах, арабском ли во Франции - тоже.
Совершенно верно. Если вы создали нишу, ее заполнят те, кто окажется к ней лучше всего приспособлен. А не те, для кого вы ее создавали.
Есть только один надежный способ избавиться от дикарей - сделав дикарство невыгодным, в широком смысле слова.
Доцент wrote:Перед Великой депрессией многие тоже думали, что для них всё уже тип-топ, а кто ещё не спрятался - я не виноват. Ошибались, однако.
Ошибаются те, кто в Великой Депрессии обвиняет капитализм. Это родное государство постаралось, со своими макроэкономическими экспериментами.
Доцент wrote:попытки возврата к дикому капитализму и даже сама эта идеология - очень опасны. В случае успешного осуществления кирдык таки неизбежен.
Сможете обосновать это утверждение? Вот я свое, о вреде социализма, обосновал. И рассуждениями, и примерами из Булгакова и Рязанова. Можете указать на ошибку в этих рассуждениях?