Вот ссылки на статьи и интервью о фильме:
Pravda.Ru: Фильм «Первые на Луне»: СССР освоил Луну на 31 год раньше, чем США
http://www.pravda.ru/culture/2005/4/7/14/20925_LUNA.html
Директор 62-го Венецианского кинобиеннале Марко Мюллер в разговоре с Федорченко посетовал на то, что его отец ушел из жизни, так и не увидев русской ленты. Оказывается, Мюллер-старший всю свою жизнь занимался русской документалистикой.
Интервью режиссера (Алексея Федорченко):
- Как воспринял фильм-фальшивку зарубежный кинозритель?
- Во-первых, мне не кажется, что это фильм-фальсификация. В этом случае был бы несколько другой уклон. В титрах не было бы указаний имен актеров. Подготовленные зрители могут определить, что это игровое, а не документальное кино. Это не мистификация. А зарубежный зритель мало чем отличается от нашего.
- Часть картины снята на старой советской пленке «Тасма»?
- Да, причем мы искали бракованную пленку, а не ту, что в малых количествах производят сегодня. Проявка представляла определенную трудность. Часть проявки делали во ВГИКе. Это студия наиболее творчески поставляет брак. Нас она вполне устроила. Мы снимали на 8-12 кадров в секунду – распечатывали на 24-х, чтобы передать дыхание того времени. Снимали старыми камерами. За счет этого на экране получился эффект старины.
- В Венеции во время просмотра на титрах включили свет, чтобы зрители не разобрали, что их разыграли. Это так?
- Поскольку фильм там был заявлен как документальный, в какой-то момент свет действительно включили немножко раньше, чтобы поддержать такую «провокацию».
- Вы не возмущались?
- Зачем? Фильм давно уже живет самостоятельной жизнью отдельно от меня.
- Кто написал такую тревожную музыку к фильму?
- Композитор Сергей Сидельников из Свердловска. Он работал на всех моих проектах. Замечательный кинокомпозитор, который работает несколько иначе, чем другие его коллеги. Он берет уже смонтированный фильм и пишет к нему музыку. В картине играет музыка и Прокофьева, и Шостаковича, но последняя песня на стихи Брюсова «Вперед, мечта» - авторская. Городской романс в середине фильма «По Варварке, по Варварке» - на мои стихи. Музыка тревожная, несмотря на патриотические мотивы. Состояние тревоги не покидает даже в самые смешные моменты ленты. Мы специально добивались этого эффекта.
Луну покорили русские. В 38-м годуhttp://www.utro.ru/articles/2005/06/06/445639.shtmlНо Федорченко работает тоньше – "Первые на Луне" стилизованы замечательно. В них веришь сразу, целиком: от пафосного проезда ракеты (ее тянут 4 тепловоза) до минутного кусочка кинохроники, в котором пионеры, вторя опытам Циолковского с центрифугой, раскручивают утенка на велосипедном колесе.
Один из столичных критиков любит стращать мир авторскими колонками, в которых он плачется, мол, в России по-прежнему не умеют снимать кино. Ан нет, вот же, умеют: смотрибельное, неожиданное, ловкое, чуть смешное, а местами такое несчастное (в свой документальный калейдоскоп Федорченко успевает втиснуть даже маленькую любовную историю между первым космолетчиком и его дублершей; в ночь перед вылетом они играют на гитаре, много пьют, а потом остаются наедине, и она тихо так говорит: "Мне страшно...").
Страница фильма на http://www.arthouse.ruhttp://www.arthouse.ru/movie.asp?Code=1STMOONМного ссылок на рецензии и статьи о фильме. Например:
Меня накрыла какая-то патриотическая волна. Ведь и фильм снят в этом же ключе, а потому было особенно приятно, что его так тепло приняли на Западе. (Александр Фолин, "Ваш досуг", 07.10.2005)
Бесспорно талантливая провокация удалась. Но это заставляет задуматься о том, что при современных технологиях возможно фальсифицировать все, что угодно, начиная от полета на Луну и заканчивая выпуском теленовостей. На Луну-то мы с вами не летаем, а вот новости смотрим каждый день. Не пора ли задуматься? (Александр Калугин, Kino.ru, 01.10.2005)
...Именно "мокьюменталистика" в духе научно-популярных шедевров Би-би-си или телеканала "Дискавери", смонтированная с уморительными ретро-перебивками из "киноархивов НКВД", снятыми антикварными камерами на состаренной пленке, делает фильм "Первые на Луне" беспрецедентным в истории российского кино. (Мария Бейкер, BBCRussian.com, 27.09.2005)
Фестивальная публика в большинстве своем и впрямь была практически до самого конца уверена, что перед ней — плод добросовестного журналистского расследования; особо наивные даже жаловались, что им подсовывают какую-то советскую пропаганду. (Всеволод Бродский, "Эксперт" №36 (482), 26.09.2005)
Формулировка венецианского приза изумила. Неужели жюри поверило, будто "Первые на Луне" — честная кинохроника? Судя по всему, жюри все-таки пошутило. Ответило на стеб стебом. (Юрий Гладильщиков, Русский Newsweek №36 (66), 26.09.2005)
В Венеции "Первых на Луне" наградили именно как документальную картину. Возможно, это такой венецианский юмор. Всем, кто считает себя киноманом, смотреть обязательно. (Юрий Гладильщиков №172 (1453), "Ведомости", 15.09.2005)
Постмодернистская мистификация "Первые на Луне" не имеет аналогов ни по жанру, ни по стилю. (Валерий Кичин, "Профиль" №31 (445), 29.08.2005)
Наврать тоже надо уметь
"Очень разная реакция была у зрителей. Видел, как одна женщина проревела весь фильм. Кто-то воспринимал это как комедию". (Мария Ботева, "Комсомольская правда Екатеринбург", 16.06.2005)
На премьере водку продавали по 50 копеек, лимонад, соленый огурец и бутерброд с салом – по 30. (ИА "Апельсин", 13.04.2005)
Космическим первопроходцам посвящается
Тщательность работы и полнота истории, не оставившей без внимания, пожалуй, ни одного политического, социального или психологического нюанса, позволяют считать "Первых на Луне" наиболее ярким фильмом года. (Евгения Леонова, "Action!" №8 (10), сентябрь 2005)