f_evgeny wrote: Ну вообще-то обязательная служба в армии для элиты это не моя выдумка, а один из наиболее проверенных критериев.
Женя,
Силовые структуры, это средство борьбы не только с внешним посягательством на власть-государство, но и с внутренним. И в нынешнем мире (в котором внешние войны как-то почти бессмысленны стали) второе стало главным. Поэтому контроль аристократией силовых структур жизненно необходим для власти. Но "необходим", не значит "улучшает ее качество". Имо - наоборот. Т.е. Вы перепутали цели со средствами. Опять же, в современных условиях технические возможности позволяют удерживать власть и без тотального отупления элит поголовной службой в силовых структурах. Да и службу, сами силовые структуры можно организовать не столь отупляюще и антиздравомысленно, как это сделано в современной России и некоторых других странах.
А в России еще большой бедой является то, что силовые структуры стремятся размножаться во все сферы. Это ведь не только всевозможные ведомства и их отставники, но и многочисленные охранные структуры и бандиты повсеместно. Такое впечатление, что больше 50 % сколько-то дееспособного мужского населения России - силовики той или иной породы, с соответствующим мировозрением, далеким от созидательного и гуманного. "Раковая опухоль" уже, боюсь, достигла необратимых размеров
.
f_evgeny wrote: Вы, отстаивая принцип отбора по образованию, подразумеваете, что ответственность у элиты уже есть по умолчанию. А это ведь далеко не так, как раз в России по моему беда в первую очередь в недостаточной ответственности интеллигенции и элиты
Я настаиваю на отборе не по образованию, а по уму, что согласитесь, далеко не одно и то же, хотя и коррелирует отчасти. Просто критерии образованности проще проверять ([k]например, отметки в дипломе. Да и то, надо проверять не знания, у умение их применять, что куда ближе к уму. Проверять надо не знание теоремы Пифагора, и даже не умение найти гипотинузу по катетам, а умение увидеть в конкретной практической задаче (например, разметке участка земли) теорему Пифагора и правильно ее применить[/k]), чем критерии ума, мудрости. Но по формальному образованию все же чуть лучше, чем совсем без критериев.
Самая лучшая ответственность - осмысленная ответственность, а не внушенная присягой, воспитанием, корпоративной этикой или групповыми интересами. Та ответственность, которая старается охватить как можно шире и глубже все факторы, влияющие на принятие решения. Потому, что именно такая ответственность способна в изменившейся ситуации скорректироваться.
Вы же, как мне кажется, на стороне позиции: "Если давал присягу, колебаний быть не должно". А ведь с такой позицией элементарно, например, всю Землю спалить в ядерном пожаре, и много чего еще. Осмысленная ответственность подразумевает критическое отношение к приказам, умение расставлять приоритеты и принимать решения в условиях недостатка времени на полное осмысление и сбор информации.
Умный сам выведет теорему из постулатов. Гравная проблема в том - как согласовать постулаты. Помните у фантастов правила робототехники (1. не навредить чловеку. 2.....). Вот несколько таких основных постулатов и надо выработать и согласовать прежде, чем начинать бороться за власть, иначе, конечно, "власть умных" вряд ли будет во всем лучше нынешней власти "случайных"
f_evgeny wrote:Вот один из источников ответственности - наличие собственности в данном государстве. Второй - понимание, что сражаться и умирать в случае войны будешь сам или твои дети.
У меня есть сильное подозрение, что чем больше будут развиваться технологии, чем богаче будет общество, том больше понятие "частной собственности" будет тормозить развитие и вести к ужасным перекосам. Уже сейчас те огромные богатства, которые бывают сосредоточены в одних руках, далеко не всегда порождают решения, которые можно с уверенностью назвать ответственными (например, покупки футбольных клубов). Мне кажется, тут Вы рассуждаете в непроизвольном допущении, что собственности больше $2-5 млн быть не может. А вот и может. И попытки ограничить размер контрпродуктивны.
Быстро меняюшиеся технологии и ценности вообще выхолащивают собственность. Менее 20 лет назад я купил свой первый комп по цене 5-ти автомобилей. Сегодня он не стоит потраченного на его корпус металла. А тогда я ощущал себя собственником. Вы уверены, что ответственность обладателей такой собственности всегда будет толкать их на решения и поступки, совпадающие с интересами человечества, прогресса?
А уж безоговорочная готовность сражаться за свою или государственную собственность в современном мире и подавно сомнительна. Пример: Есть в государстве грязные атомные станции. Они заражают и губят как собственных жителей (правда , возможно, в результате мутаций и отбора порода выработалась, мало восприимчивая к грязи, хотя и с маленькими мозгами), так и соседей. Соседи, после долгих безуспешных уговоров закрыть и засунуть станции в саркофаги пошли на гос-во войной. Так ли уж умна и справедлива будет борьба аборигенов с агрессорами?
f_evgeny wrote:На мой в идеале - демократия это строй равноправных граждан-собственников. Кроме прав должен предполагать и обязанности. Одна из главных обязанностей гражданина это в случае необходимости отстаивать свое государство с оружим в руках.
f_evgeny wrote:На практике еритерий прохождения службы в армии широко используется/использовался.
Вот в таком вот разрезе.
Женя, Мир изменился. То, что в 20-м веке люди старались жить ценностями 19-го уже принесло неисчислимые беды человечеству (одни мировые войны чего стоят). Стоит ли переносить первобытные ценности в новое тысячелетие?
f_evgeny wrote:Вот кстати Чубайс - очень хороший пример. Сталкивавшиеся с ним отзываются о нем, как об очень умном (способном?) человеке. А вот хватает ли у него как раз ответственности?
Я лично с Чубайсом не общался (хотя лет 12-15 назад довелось пару раз присутствовать при его дебатах с другими уважаемыми мною людьми в довольно узком кругу). Но знаю нескольких людей, кому приходилось с ним общаться. Так вот они как раз отмечают в первую очередь исключительную порядочность и дальновидную ответственность. И я, пока, не сталкивался ни с одним фактом, опровергающим такое мнение
Важно в данном контексте не то, как Вы их называете, а то, как они соотносятся с властью и насколько им безразлично мнение международных наблюдателей.