Вот, уже и пузо погреть не дадут с этим Приднестровьем. В Майами я кстати всего второй день, до того ездил по всем остальным местам Флориды и Джорджии.
Ну тогда комментарии. Для начала немного истории таможенных отношений Молдовы и ПМР.
1) Примерно до 1997 года экспорт ПМР нормально шел вообще без всяких документов. Это было время бардака и никто не обращал особого внимания на такие мелочи
2) В 1997 году был подписан договор о нормализации отношений между Молдавией и ПМР, и таможня ПМР получила право производить оформление грузов пользуясь печатями таможни Молдавии. То есть весь экспорт ПМР по документам шел как экспорт Молдавии.
3) Так было до 2001 года. В том году после очередного витка напряжения и в результате того что Смирнов сильно поссорился с Ворониным у Приднестровья отобрали печати Молдовы. Взамен приднестровским предприятиям было предложено регистрироваться в Молдове и экспортировать товар через молдавскую таможню. Замечу - единственный сбор который предприятия ПМР платили в таком варианте - это сбор за таможенное оформление, 1% от стоимости экспортируемых товаров.
Часть предприятий так и сделали (те что работабт на Запад), часть (те что работабт на СНГ) не стали регистрироваться в Молдове и просто отправляли грузы через Украину, которая не требовала молдавского таможенного оформления.
4) В 2004 году произошел еще один виток напряжения. Приднестровье "приватизировало" железную дорогу, ну то есть просто отобрала все что оказалось на ее территории. В ответ Молдавия отменила схему регистрации приднестровских предприятий, тем самым закрыв путь экспорта их товаров на западные рынки.
Приднестровцы конечно не закрылись, а стали экспортировать через посредников в Украине, России и даже Молдавии. Это не лучший выход, потому что таким образом экспорт не попадает в различные льготные режимы плюс возникает много проблем с реэкспортом, но это был единственный путь на тот момент.
5) Примерно год назад Молдова восстановила режим регистрации приднестровских предприятий, убедившись в контрпродуктивности его отмены. Но бОльшая часть предприятий ПМР продолжила работать через посредников.
6) Украина стремится в ВТО. Для того чтобы туда вступить, чрезвычайно важно добиться порядка во внешнеэкономических транзакциях. Большой реэкспорт из Приднестровья не является порядком, и эту ситуацию неоднократно призывали решить ЕС и США.
7) В начале этого года Украина и Молдова подписали договор по которому с
25 января весь экспорт из Приднестровья должен производится только на основании документов выданных таможней Молдовы.
Приднестровские бизнесмены пожаловались что срок слишком мал и что они не успеют зарегистрироваться в Молдове. Учитывая это 25 января новый режим не был введен, а был введен 3 марта. Ссылки приднестровских властей на то что это неожиданно звучат странно, потому что с 25-го января каждую неделю в Кишиневе к примеру проходили семинары для бизнесменов ПМР, где рассказывалось о новых правилах и о том какие шаги надо им предпринять чтобы спокойно работать дальше.
9) Вот собственно и все. Около трети предприятий ПМР уже зарегистрировались и не имеют проблем с экспортом, платя 1% молдавской таможенной пошлины. Но многие не успели и сейчас в срочном порядке эту проблему решают. Проблема состоит еще и в том что Смирнов на встрече с промышленниками ПМР призвал их решить проблему экспорта любыми путями, кроме регистрации в Молдове. То есть власти ПМР мягко говоря не приветствуют регистрацию их предприятий в Молдове.
Смирновская команда также решила по этому поднять шум на весь мир, и перекрыла полностью ж/д и для людей и для грузов, а также автодороги для грузов. Все поезда перенаправлены в обход Приднестровья на данный момент.
В общем запасаемся попкорном и смотрим шоу. Мой прогноз - через недельку все утихнет и все начнут работать по новым правилам.
Цена вопроса мизерна - как уже говорил 1% от объема экспорта + некоторый геморрой с регистрациями и утрясанием бумажек.
Молдова также добивалась чтобы и импорт проходил таможенное оформление в молдавской таможне, но Украина на это не пошла. По крайней мере пока. Тут цена вопроса была бы уже побольше, импорт облагается 23% налогом.