Может ли Боинг 767 летать без топлива?

И прочий транспорт будущего
User avatar
Slava V
Уже с Приветом
Posts: 9144
Joined: 30 Jun 2004 15:49

Может ли Боинг 767 летать без топлива?

Post by Slava V »

читается как фантастика или сценарий фильма...

Планёр Гимли (англ. Gimli Glider) — название, которое получило необычное авиационное происшествие, случившиеся 23 июля 1983 с Боингом 767 авиакомпании Air Canada. Самолёт выполнял рейс 143 из Оттавы в Эдмонтон, когда неожиданно закончилось топливо и двигатели остановились. После довольно продолжительного планирования, самолёт успешно приземлился на бывшей военной базе Гимли.

Последовательность событий
Обычно, заправку Боинга 767 осуществляют при помощи специального компьютера, который следит за датчиками и сам управляет клапанами в топливных магистралях. Однако, при подготовке к рейсу 143, выяснилось, что этот компьютер неисправен, поэтому количество топлива было измерено вручную, с помощью измерителя уровня. Замеры показали, что в баки самолёта заправлено 11 525 литров топлива.

При определении необходимого запаса топлива используется его масса, а не объём. Для расчета массы, было использовано значение плотности 1,77 фунтов на литр, которое техники всегда использовали при заправке всех других самолётов компании. Полученное число — 20 400 — было введено в бортовой компьютер, который рассчитал, что этого количества достаточно для планируемого полёта. Проблема заключалась в том, что компьютер Боинга 767, более нового самолёта, использовал в расчётах массу топлива, измеренную в килограммах. Таким образом, правильное значение плотности должно было быть 0,8 кг/л, а количество топлива — 9 220 кг, слишком мало для полёта в Эдмонтон.

Ни техники, ни пилоты никогда раньше не делали таких расчётов, поэтому они повторили их трижды, чтобы убедиться, что не допустили ошибки. После этого самолёт совершил короткий перелёт по первой части маршрута — из Монреаля в Оттаву, где количество топлива снова было измерено. Затем самолёт вылетел в Эдмонтон. Капитан Роберт (Боб) Пирсон и второй пилот Морис Квинтал были абсолютно уверены, что топлива достаточно.

Во время полёта бортовой компьютер по показаниям датчиков рассчитывал расход топлива и вычитал его из введённого в него начального, неправильного, значения. Поэтому, когда неожиданно прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе, индикаторы показывали, что топлива более чем достаточно. Пилоты решили, что неисправен насос и отключили его, но, через несколько минут сигнал повторился и было решено на всякий случай повернуть в Виннипег. Вскоре после этого левый двигатель отключился. Пока пилоты готовились к посадке с одним работающим двигателем, прозвучал громкий сигнал, которого они никогда раньше не слышали — сигнал об остановке обоих двигателей.

С остановкой двигателей, на борту самолёта почти полностью пропало электропитание, отключились почти все приборы и гидросистема. Автоматически выпустилась аварийная турбина, приводимая в действие набегающим потоком воздуха. Она обеспечила достаточное для управления давление в гидросистеме и электропитание для минимального набора резервных приборов.

Пилоты не готовились к такой ситуации. Пока Пирсон пытался пилотировать самолёт, Квинтал искал в документации инструкции на случай отключения двух двигателей, но их там не оказалось. Пирсон, имевший опыт полётов на планёрах, пытался определить оптимальную скорость полёта и угол снижения, но в его распоряжении не было даже индикатора вертикальной скорости. Квинтал стал вычислять, долетят ли они до Виннипега. Он использовал показания резервного альтиметра для определения высоты, а пройденное расстояние ему сообщал диспетчер. Самолёт потерял 5 000 футов (1,5 км) высоты, пролетев 10 морских миль (18,5 км), т. е. угол планирования составлял примерно 12:1. Диспетчер и Квинтал пришли к выводу, что рейс 143 до Виннипега не долетит. Квинтал предложил лететь на авиабазу Гимли, на которой он раньше служил. Он не знал, что база была закрыта, а полоса 32L, на которую они решили приземлиться, была переделана в трассу для автомобильных гонок. В этот день там проводился «семейный праздник», на бывшей посадочной полосе проводились гонки и было много людей.

Воздушная турбина не обеспечивала достаточного для выпуска шасси давления в гидросистеме, поэтому пилоты попытались выпустить шасси аварийно, под действием их собственного веса. Основное шасси вышло нормально, но носовая стойка не зафиксировалась.

Незадолго до посадки, Пирсон понял, что самолёт летит слишком высоко и быстро. Для того, чтобы исправить ситуацию, он предпринял манёвр, типичный для планёров, но редко выполняемый на коммерческих лайнерах — скольжение. Как только колёса коснулись полосы, пилоты нажали на тормоза. Несколько шин взорвалось, не выдержав нагрузки, не зафиксированная передняя стойка сложилась. Боинг остановился всего в сотне метров от картингистов, приготовившихся к старту очередной гонки.

В носовой части самолёта начался небольшой пожар и была отдана команда начать эвакуацию пассажиров. Из-за того, что хвост был поднят, наклон надувного трапа в заднем аварийном выходе был слишком большим, несколько человек получили лёгкие травмы. Однако, серьёзно никто из пассажиров и людей на земле не пострадал. Пожар вскоре был потушен. Затем самолёт был отремонтирован и возвращён в эксплуатацию.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Gimli_Glider
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Re: Может ли Боинг 767 летать без топлива?

Post by KP580BE51 »

Slava V wrote:читается как фантастика или сценарий фильма...

Нормально ИМХО у планеров угол скольжения надо глянуть. Я не помню 1:10 или 1:100
User avatar
DP
Уже с Приветом
Posts: 17361
Joined: 24 Jan 1999 10:01
Location: Pittsburgh, PA, USA

Post by DP »

надо быть полным идиотом чтобы не понять что не может быть керосин в "1.77" раза тяжелее воды...

First Officer Quintal offered to help the mechanics solve the problem. "The number of liters times the weight of a liter will give you kilograms, right?" Quintal turned to a mechanic in charge of refueling and asked for the factor for converting liters into kilograms.

"1.77," the refueller answered.
User avatar
genka8
Уже с Приветом
Posts: 7979
Joined: 16 Jun 2004 23:01
Location: Kiev-> Charm(?) City

Post by genka8 »

Аналогичный случай был лет 5 назад с чартером летевшим трансатлантик. Не помню по какой причине у него кончилось топливо, но он дотянул до Азор планируя, и совершил грубую, но без повреждений посадку.
Who его знает
Tigrius
Уже с Приветом
Posts: 266
Joined: 23 Oct 2004 22:07

Post by Tigrius »

genka8 wrote:Аналогичный случай был лет 5 назад с чартером летевшим трансатлантик. Не помню по какой причине у него кончилось топливо, но он дотянул до Азор планируя, и совершил грубую, но без повреждений посадку.


По Discovery Channel показывали фильм кажется про этот случай.
vaduz
Уже с Приветом
Posts: 27652
Joined: 15 Jul 2002 17:05
Location: MD

Post by vaduz »

Да, они порядка 20 минут планировали...
У них была утечка топлива, которую они не заметили и включили процедуру баланса топлива. Из-за чего все топливо вытекло.
User avatar
genka8
Уже с Приветом
Posts: 7979
Joined: 16 Jun 2004 23:01
Location: Kiev-> Charm(?) City

Post by genka8 »

Не самые лучшие 20 минут в жизни пассажиров. Не хотел бы я быть в том самолете!
Who его знает
vaduz
Уже с Приветом
Posts: 27652
Joined: 15 Jul 2002 17:05
Location: MD

Post by vaduz »

Занятное чтение по этому случаю, final investigation report: http://www.rvs.uni-bielefeld.de/publica ... Report.pdf

Там есть и про обстановку в пассажирском салоне, там все нормально было, без ексцессов.
User avatar
Cpt. Smollett
Уже с Приветом
Posts: 3996
Joined: 13 Apr 2006 19:38
Location: YYZ

Post by Cpt. Smollett »

vaduz wrote:Да, они порядка 20 минут планировали...
У них была утечка топлива, которую они не заметили и включили процедуру баланса топлива. Из-за чего все топливо вытекло.


Да, получилось "по-нашему". Сами довели аварийную ситуацию до критической ,сами ёё и разрешили успешно ;) Я помню дискуссии на тему что с капитаном делать: то ли наказать, то ли наградить :mrgreen:
erix
Уже с Приветом
Posts: 3289
Joined: 18 Oct 2005 18:08

Post by erix »

Мой любимый сайт перед transatlantic полетами:
http://www.airdisaster.com

Там и гимли и все прочее :D
Плюшка
Уже с Приветом
Posts: 2754
Joined: 27 Mar 2005 16:26
Location: CCCР

Post by Плюшка »

http://en.wikipedia.org/wiki/Gimli_Glider
http://en.wikipedia.org/wiki/Air_Transat_Flight_236

Вообще то всегда лучше читать английский оригинал а не русский перевод
.
Кстати, у меня жена летела следующим рейсом на этом же маршруте чартера. Но я ей про предыдущий полет ничего не рассказывал, чтобы не волновалась заранее. :-)
В случае Трансата - они еще и в темноте садились.
User avatar
Sanek
Уже с Приветом
Posts: 6991
Joined: 04 Sep 2002 04:06

Post by Sanek »

vaduz wrote:Да, они порядка 20 минут планировали...
У них была утечка топлива, которую они не заметили и включили процедуру баланса топлива. Из-за чего все топливо вытекло.
У моего отчима была точно такая же ситуация. С "помощью" баланса топлива было потеряно топливо из герметичного бака. Пришлось садиться на брюхо в тайге.
If You're Going To San Francisco make sure to wear sunflowers in you hair...
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17199
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

В описании истории странно выглядит утверждение, что "пилоты не готовились к такой ситуации". Не могу утверждать наверняка, но, мне кажется, пилоты должны были отрабатывать аварийные ситуации, в том числе, потеря обоих двигателей.
Для определения оптимальной скорости планирования измеритель вертикальной скорости не нужен. Нужен только измеритель воздушной скорости. Для работы обоих этих приборов электропитание обычно не требуется. Разве что индикация только электронная.
Пилот не может не знать оптимальной скорости планирования, т.к. это слишком важный параметер для управления самолётом. Как он тогда садит самолёт? Возможно имелся в виду угол планирования, но его можно определить по высотомеру.
Привет.
User avatar
Cpt. Smollett
Уже с Приветом
Posts: 3996
Joined: 13 Apr 2006 19:38
Location: YYZ

Post by Cpt. Smollett »

Privet wrote:В описании истории странно выглядит утверждение, что "пилоты не готовились к такой ситуации". Не могу утверждать наверняка, но, мне кажется, пилоты должны были отрабатывать аварийные ситуации, в том числе, потеря обоих двигателей.
Для определения оптимальной скорости планирования измеритель вертикальной скорости не нужен. Нужен только измеритель воздушной скорости. Для работы обоих этих приборов электропитание обычно не требуется. Разве что индикация только электронная.
Пилот не может не знать оптимальной скорости планирования, т.к. это слишком важный параметер для управления самолётом. Как он тогда садит самолёт? Возможно имелся в виду угол планирования, но его можно определить по высотомеру.


Из обычных и работающих приборов у них был магнитный компасс, авиагоризонт, индикатор воздушной скорости и высотомер. Аварийное электропитание на борту было. Во-первых есть аккумуляторы (гидро и электро), во-вторый в поток вываливается вертушка, которая крутит аварийный генератор и дает какое-то давление в гидросистему, но электронной индикации у них не было. Оптимальной скорости планирования - я такой не знаю. И угла планирования - я такого тоже не знаю ;) Есть угол атаки, угол кабрирования или пикирования и скорость сваливания которая зависит и от конфигурации механизации крыла. Задача пилота "тянуть на себя" (уменьшать угол пикирования, чтобы спланировать дальше), но не допустить уменьшения скорости до скорости сваливания (а здесь надо "отдать от себя" и увеличить угол пикирования - набрать скорость).
User avatar
genka8
Уже с Приветом
Posts: 7979
Joined: 16 Jun 2004 23:01
Location: Kiev-> Charm(?) City

Post by genka8 »

vaduz wrote:...Там есть и про обстановку в пассажирском салоне, там все нормально было, без ексцессов.

Ну не совсем:
Passenger Joe Fernandez of Toronto told CBC News that shortly after the pilot announced there would be an emergency landing, flight attendants began crying. He said he was told that the crew wasn't sure if they would be able to make the landing strip or not.

He said passengers and crew grew increasingly frantic, as the captain ordered everyone to take off their shoes, put on life jackets and wear oxygen masks.
Romeiro described the panic that swept through the jet when people were told the plane might be ditched in the ocean.

Although the cockpit crew was credited with quick thinking, he said not all Air Transat employees handled the pressure well. The flight attendant nearest to him, for instance, appeared to snap.

"She was asking me and another gentleman, 'Please help me, please help me'," Romeiro recalled, and it made the ordeal even more unnerving.

Конечно их можно понять:
After the plane's engines stopped the final descent was eerily quiet, passengers said. They spent several minutes in the dark, gliding on rolling air currents, unaware of what was waiting for them below.

Мне непонятно, как они управляли Аэробусом без топлива. В Боинге использовали ветряную турбину для создания давления в гидросистеме- самолет рулится только гидравликой, как автомобиль. Аяробус же полностью Fly by Wire- то есть там еще должно работать дофига электроники.
Вообще я думал, что дополнительный мотор- генератор (APU) имеет небольшой резерв топлива.
Who его знает
User avatar
Cpt. Smollett
Уже с Приветом
Posts: 3996
Joined: 13 Apr 2006 19:38
Location: YYZ

Post by Cpt. Smollett »

genka8 wrote: Аяробус же полностью Fly by Wire- то есть там еще должно работать дофига электроники.
Вообще я думал, что дополнительный мотор- генератор (APU) имеет небольшой резерв топлива.


AFAIK, нет, APU не имеет автономной системы питания и автономного резерва топлива. А вот ветряк на аэробусах есть, и он у них автоматически вывалился в поток. И наверняка есть аккумуляторы, а ведь левый (последний) движок обрубило в 8 милях то полосы - лететь было уже не долго ;)

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”