Privet wrote:Я в СССР хоть и учился в авиационном институте, но конкретно с правилами полётов не был знаком. Здесь получал private pilot license и нам постоянно долбили о том, что только пилот в конечном счёте ответственен за безопасность полёта. Причём, всегда говорили, что в сложной ситуации занимайтесь только пилотированием. Диспетчер подождёт. Не ожидал, что в России всё по-другому. несколько не укладывается в мозгах.
Так про сложные ситуации и в России так примерно и есть, но не совсем. "Диспетчер подождёт" - такого нет, доклад немедленно. Как линейные пилоты объясняли - это прежде всего типа сложившейся культуры-практики в СССР. Им долбили: диспетчеру виднее, он также отвечает за безопасность и т.д. - тогда ведь никаких TCAS не было - информация о трафике по сути только у диспетчера и есть. Плюс я не знаю какие точно последствия ожидают пилота за невыполнение команд диспетчера на западе, а в СССР судя по всему драли по полной программе - вот и приучили. Хотели конечно как лучше - такова была практика. В НПП-85 вот что написано, вообще насколько я знаю эти правила писались уже с оглядкой на западные:
2.4.3. Командир воздушного судна имеет право:
...
- отступать от плана полета и задания на полет, изменять по
возможности в соответствии с установленными правилами режим полета в
случае явной угрозы его безопасности, а также в целях спасения жизни
людей, находящихся на борту судна, с немедленным докладом об этом
органу УВД;
- принимать решения и действовать в соответствии со сложившейся
обстановкой независимо от указания органа УВД в тех случаях, когда
эти указания создают угрозу безопасности полета;
...
5.11.5. При возникновении угрозы безопасности полета на
заданном эшелоне (встреча с опасными метеоявлениями, отказ
авиатехники и др.) командиру воздушного судна предоставляется право
самостоятельно изменять эшелон с немедленным докладом об этом органу
УВД, осуществляющему непосредственное управление воздушным
движением.
6.1.13. Все указания диспетчера являются обязательными для экипажей
воздушных судов, за исключением случаев, когда при явной
угрозе безопасности полетов командир воздушного судна может
отступить от плана полета и указаний диспетчера с немедленным
докладом о своих действиях.