Прямоточные двигатели

И прочий транспорт будущего
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17199
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Прямоточные двигатели

Post by Privet »

Я в топике о флоте ошибочно написал, что в Гранитах использовался прямоточный двигатель. На самом деле там стоит турбореактивный. С прямоточным были только опытные образцы. на Яхонтах (более поздняя разработка), если опять не ошибаюсь :) уже стоял прямоточный.

http://ship.bsu.by/main.asp?id=1000049

Cиловая установка ПКР включает маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД) с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем. СПВРД рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20 тыс. м. Тяга двигателя - 4 тыс. кгс, сухая масса - 200 кг. Воздухозаборник СПВРД - носовой осесимметричный с центральным конусом.


Вообще, замечательная вещь - прямоточный двигатель. Никаких движущихся деталей.
У Яхонта в сопле прямоточного двигателя стоит разгонный ракетный двигатель, который потом просто выплёвывается встречным потоком.
Привет.
User avatar
Boriskin
Уже с Приветом
Posts: 18906
Joined: 30 Aug 2001 09:01
Location: 3rd planet

Post by Boriskin »

Дальность все же невелика, КПД топлива на сверхзвуке падает...
Тупизна как Энтропия. Неумолимо растет.
ven27
Уже с Приветом
Posts: 5034
Joined: 11 Jan 2003 07:50
Location: ROV -> ICN -> LED -> ICN -> YYZ -> SFO -> ?

Post by ven27 »

Boriskin wrote:Дальность все же невелика, КПД топлива на сверхзвуке падает...

Дальность меня тоже смутила. И вес БЧ.
А вот на счет КПД - у прямоточных он как раз выше после 2..3М.
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Post by KP580BE51 »

ven27 wrote:
Boriskin wrote:Дальность все же невелика, КПД топлива на сверхзвуке падает...

Дальность меня тоже смутила. И вес БЧ.
А вот на счет КПД - у прямоточных он как раз выше после 2..3М.

Вот только как я понял, летать возле земли на таких скоростях, нужно дофига энергии.

Про какой-то двигатель, прямоточный, смотрел, там вообще абалденно сделано: Сначала он работает как ракетный, а потом в нем прогорает сквозная дырка, и он начинает работать как прямоточный.
OleZenit
Уже с Приветом
Posts: 1532
Joined: 25 Apr 2003 11:55
Location: СПб

Post by OleZenit »

Privet wrote: Вообще, замечательная вещь - прямоточный двигатель. Никаких движущихся деталей.
...

Есть нюансы.
Горение топлива в любом двигателе - процесс с заведомо дозвуковой скоростью. То есть буквально - скорость распространения химической реакции горения не может быть быстрее скорости теплового движения молекул. И собственно эту "тепловую скорость" принято называть "скоростью звука" Другое дело, что скорость звука в перегретой и сжатой среде камеры сгорания турбореактивного авиадвигателя (и/или форсажной камере) много выше скорости звука за бортом. Поэтому "нормальный" процесс горения в авиадвигателе обеспечивает реактивную струю на сверхзвуке где-то до 2-4 чисел Маха. И не более. Так называемый гиперзвук - скорости от 5 Маха - типовым реактивным двигателям недоступны.
Но это шла речь о турбореактивном двигателе - с обязательным процессом сжатия воздуха турбокомпрессором. ПВРД предполагает отказ от турбокомпрессора - горение в прямотекущем потоке воздуха. В принципе этот поток может быть сжат конусообразным воздухозаборником - таким образом снижается скорость потока и "повышается" локальная скорость горения. Такой двигатель делал еще фон Браун на своих ФАУ-1. Но для сверхзвука энергетически это невыгодно - сначала тормозить поток сжатием до дозвуковых скоростей а затем разгонять его горением - для больших сверхзуковых скоростей практически баш-на-баш.
Итак повторюсь, скорости от 5 Маха - реактивным двигателям с процессом горения недоступны. И именно поэтому для авиастроителей появилась эта граница и манящая своей крутизной задача - так называемый гиперзвуковые летательные аппараты (ГЛА).

Следует упомянуть, что американцы еще в 60-х испытывали аппарат X-15 со скоростями свыше 6-7 Махов - но это была уже практически ракетная техника.

Есть единственный способ обойти ограничение скорости процесса горения - это процесс детонации. Страшный враг всех нормальных двигателей. Напомню - детонация - это процес распространения химической реакции взаимодействия компонент не за счет тепловой диффузии молекул в газовой смеси, а за счет ударного воздействия взрывной волны.
И есть доступная пара компонент, обеспечивающая такой процесс - "гремучая смесь" - водород-кислород. Причем по энергетическим расчетам выходит расход топлива таков, что водородные ГЛА можно считать сверхэкономичными. Где-то попадалось - несколько десятков кг сжатого водорода обеспечат стокилограммовому аппарату полет на тысячи км. Это очень заманчивая фича для военных - барражирующий многими часами сверхвысотный и сверхскоростной беспилотный разведчик или бомбардировщик

Но есть проблема - обеспечение удержания фронта взрывной волны , контроля его устойчивости и возможности по управлению тягой. Можно предположить, что область этой устойчивости достаточно ограничена - то есть гиперзвуковой ПВРД будет работать в узком диапазоне скоростей и высот.
Если совсем популярно - гиперзвуковой ПВРД долже обеспечить управление взрывом и превращение его в некий непрерывный управляемый процесс. Кстати, есть некая аналогия с управляемым термоядом :)

В СССР/России были опыты - можно поискать по ключевой фразе - "гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод"
Но кажется, дальше всех продвинулись штаты со своим X-43A. Было заявлено, что они достигли устойчивой равномерной тяги водородного ПВРД свыше 10 секунд.
С точки зрения "управления взрывом" - это огромное достижение. Но с точки зрения практического применения для авиации - 10 секунд "малавато будет". И довольно странно, что заявленные два успешных испытания проводились с обязательным безвозвратным затоплением экспериментального ГЛА в океане
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

Все не так :)

ГПВРД - это как раз сверхзвуковое горение. Проблема обычных прямоточников в том, что при томожении воздух нагревается. При ~5M нагрев достигает теплоты сгорания топлива. Тяга, соттв-но падает до нуля.
Отобрать тягу при сверхзвуковом сгорании довольно сложно, тк сгорание не есть мгновенный процесс, а за это время продукты успевают довольно далеко улететь. Поэтому камеры сгорания получаются довольно длинные даже для водорода, а для углеводородов с их более низкой скоростью горения превышают разумные пределы.
Вторая проблема - устойчивость сверхзвукового горения. Процесс не самоподдерживающийся и нужно управлять. Время реакции электронных и механических компонент должно быть на уровне микросекунд - до самого недавнего времени вещь попросту несуществующая.

Детонационные двигатели - совершенно другой тип двигателя, так как процесс дискретный, а не непрерывный. Там свои проблемы. Сдетонировать смесь - куда как более сложно и по температуре и по времени. Поэтому теперешние прототипы - длиннющие тонкие трубы. Отсюда ограничение на частоту импульсов, и соотв. на уровень тяги. Собирают целые батареи таких труб и тд, но практическое применение дето за горизонтом.
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Post by KP580BE51 »

Alex555 wrote:Все не так :)

Я заметил. Я вообще ничего не понял.
1. Есть V-1. Это пульсирующий прямоточный двигатель. Любители такие в гаражах строят.
2. Есть просто прямоточный двигатель, в понятиях Циолковского. Это противокорабельная ракета обсуждаеммая, это был предшественник Бурана (не нашел). Где в общем предварительное сжатие, осуществляется набегающим потоком воздуха.
3. Это X43-A, где в двигателе осуществляется не горение, а детонация. Где самолет летит с той-же скоростью, с которой и осуществляется детонация топлива в двигателе.
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

Да, чуть не забыл. Детонация - когда образуется детонационная волна. Которая уплотняет, нагревает и ПОДЖИГАЕТ смесь ЗА своим фронтом, тем самым питая саму себя.
Сверхзвуковое горение - когда волна вполне обычная, то есть ударная. Просто она движется со сверхзвуковой скоростью.
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Post by KP580BE51 »

Alex555 wrote:Да, чуть не забыл. Детонация - когда образуется детонационная волна. Которая уплотняет, нагревает и ПОДЖИГАЕТ смесь ЗА своим фронтом, тем самым питая саму себя.
Сверхзвуковое горение - когда волна вполне обычная, то есть ударная. Просто она движется со сверхзвуковой скоростью.

Не понял чем эти две отличаются. И что такое сверхзвуковое горение?

Я тут подумал, что существование прямоточных двигателей, говорит о том, что все остальные двигатели - кривоточные. :(
User avatar
DP
Уже с Приветом
Posts: 17361
Joined: 24 Jan 1999 10:01
Location: Pittsburgh, PA, USA

Post by DP »

KP580BE51 wrote:
Alex555 wrote:Да, чуть не забыл. Детонация - когда образуется детонационная волна. Которая уплотняет, нагревает и ПОДЖИГАЕТ смесь ЗА своим фронтом, тем самым питая саму себя.
Сверхзвуковое горение - когда волна вполне обычная, то есть ударная. Просто она движется со сверхзвуковой скоростью.

Не понял чем эти две отличаются. И что такое сверхзвуковое горение?

Я тут подумал, что существование прямоточных двигателей, говорит о том, что все остальные двигатели - кривоточные. :(


http://en.wikipedia.org/wiki/Detonation
http://en.wikipedia.org/wiki/Pulse_detonation_engine
http://en.wikipedia.org/wiki/Pulse_jet_engine
http://en.wikipedia.org/wiki/Valveless_pulse_jet
http://en.wikipedia.org/wiki/Ramjets
http://en.wikipedia.org/wiki/Jet_engine
OleZenit
Уже с Приветом
Posts: 1532
Joined: 25 Apr 2003 11:55
Location: СПб

Post by OleZenit »

Извините, я не специалист в газодинамике и возможно несколько неточен в употреблении терминов. Кажется я смешал понятия ударной и детонационной волны. В данном случае я говорил о том, что для типовых ТРД существует предел скорости, связанный с ограничениями, наложенными "типовой" схемой горения топлива. Для преодоления этого ограничения необходимо принципиально отличающийся от типовых ТРД механизм сгорания.

И собственно о детонации я сказал как о таком принципиальном ином процессе инициации химической реакции окисления топлива атмосферным кислородом, отличной от "обычного" диффузионного горения в ламинарном потоке с дозвуковой скоростью. Среди прочего стоит отметить, что стандартное авиатопливо - керосин - как раз и характеризуется очень высокой детонационной стойкостью (в отличие от бензина - можно поговорить о смысле понятия "октановое число"), т.е способностью "удерживаться" от детонации в локально перегретых кавернах турбулентного потока.

Вот выдержки из текста - программа курса газодинамики
Детонация и переходные процессы в газах
ЛЕКЦИИ

1-я неделя
Вводная лекция.
2-я неделя
Основы теории горения газов. Ламинарное горение предварительно
перемешанного газа. Ламинарное диффузионное горения. Воспламенение и зажигание.
3-я неделя
Теория горения в потоке. Кривые Рэнкина - Гюгонио для фронтов реакции. Виды фронтов реакции. Дефлаграция. Ударные и детонационные волны. Сверхзвуковое горение.



Как видите, "сверхзвуковое горение" идет сразу за понятими ударных и детонационных волн - поскольку в известном смысле есть процесс с участием таковых волн. И практическая реализация сверхзвукового горения - все еще не решена.

Ну и как бы еще источник – с просторов инета
…И тут вспоминают про детонационное горение гремучей смеси – водорода с воздухом. Детонация тем отличается от всего прочего, что механизм воспламенения там принципиально особенный, а именно: вещество нагревается в зоне горения не теплом ( теплопроводностью и конвекцией, их смесью и сочетаниями ) от соседних горящих слоёв, а за счёт сжатия в проходящей с высокой сверхзвуковой скоростью ударной волны, настолько интенсивной, что в её фронте за счёт сильного разогрева происходит реагирование компонентов. Вывод – если пустить по сверхзвуковому потоку, состоящему из воздушно-водородной смеси, детонацию вперёд, причем скорость потока взять равной скорости пробегания волны ( они будут двигаться навстречу друг другу ), то получим неподвижно стоящую относительно корпуса зону сверхзвукового детонационного горения. То есть насколько волну ( в которой идёт детонационное сгорание ) будет сносить сверхзвуковым потоком назад, по потоку, настолько же ударная волна будет пробегать вперёд, сжигая в себе компоненты и оставляя за собой крайне нагретый ( 3000 – 3500 К ) водяной пар в смеси с азотом и пр. остатками атмосферы…
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

OleZenit wrote:Как видите, "сверхзвуковое горение" идет сразу за понятими ударных и детонационных волн - поскольку в известном смысле есть процесс с участием таковых волн. И практическая реализация сверхзвукового горения - все еще не решена.

Ну и как бы еще источник – с просторов инета
Вывод – если пустить по сверхзвуковому потоку, состоящему из воздушно-водородной смеси, детонацию вперёд, причем скорость потока взять равной скорости пробегания волны ( они будут двигаться навстречу друг другу ), то получим неподвижно стоящую относительно корпуса зону сверхзвукового детонационного горения.


Ясен пень, что практическая реализация несколько затруднительна. :D Ибо эта скорость будет махов 20.
OleZenit
Уже с Приветом
Posts: 1532
Joined: 25 Apr 2003 11:55
Location: СПб

Post by OleZenit »

Ну собственно я выступил для того чтобы показать - потенциальные достоинства ПВРД пока толком не реализованы. Иначе они б давно уже стояли на боингах и эрбасах.

На дозвуке – малая удельная тяга (м КПД) из-за отсутствия компрессионного сжатия
На сверхзвуковой скорости движения и дозвуковой скорости горения – потери на торможение потока до дозвуковой скорости, необходимой для диффузионного горения
На гиперзвуке (скрамджет) - сверхзвук по движению ЛА и по процессу горения топлива – пока еще лабораторные проекты.

Так что вопрос о замечательности ПВРД в некотором смысле открыт
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

На "боингах и эрбасах" ставят то, что жрет меньше всего топлива и при этом не сильно шумит. Поэтому никто не возит пасажиров быстрее 0.9М
Прямоточники же практически не дают тяги при М<1
На скоростях до 2-3М преимущества рамджетов неочевидны в сравнении с турбоджетами, а выше 4 с ракетными. То есть ниша чрезвычайно узкая и в нее попадали только очень специфические аппарты навроде Блэкберда. Скрамджеты пока еще в разработке. Но из лабораторий уже вышли, тк способ жечь в них керосин найден и деньги от военных полилось достаточно для конкретных разработок.

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”