C моей точки зрения статья... простенькая, написана ст.науч. сотрудником (возможно) ходившим в советскую школу и написано простеньким языком. Честно, меня нисколько не убеждает.
Вот в этой фразе "И в 80 лет неугомонный митрополит лично участвовал в миссионерских экспедициях, преодолевая сотни километров сибирского бездорожья, подвергаясь постоянной угрозе нападения
защитников старой веры." О какой старой вере он говорит?
Там еще вот это есть: "Оценить последствия христианизации Якутии сложно. Как обычно, в таких случаях все зависит от того, с какой позиции все это рассматривать. Одни историки видят эксплуатацию духовенством социальных низов якутского общества, преследование самобытной национальной языческой культуры, оговариваясь, правда, что объективно крещение ускорило развитие якутского народа. Их оппоненты обращаются к поистине огромному вкладу церкви в развитие образования, здравоохранения и науки Якутии. На наш взгляд, основное в христианизации - еще более тесное сближение русского и якутского народов, приобщение саха к ценностям религии мирового уровня. Историческое значение этого трудно оспорить."
Да, есть факты истребления местного населения при отказе кресться?
Еще вот цитата: ""Бунташный" XVII век для молодой церкви Якутии прошел тихо, Тойоны быстро сообразили, что с пришельцами выгоднее дружить. "Государевы ясашные инородцы", привозя пушнину в остроги, постепенно знакомились с христианской верой. Появились первые новокрещенные. Крестились обычно якуты, поступившие в услужение к русским, и якутки, выходившие за Русских замуж, как, например, обе жены знаменитого Семена Дежнева.
Крестить насильно строго запрещалось - правительство считало, что это отпугнет местное население и нанесет ущерб ясачным платежам, пушным прибылям казны."