vovap wrote:koan wrote:Там же, кстати, всякие долгосрочные графики по общей величине долга как процент от GDP и так далее (страницы 5-8 ) . Интересно, что как процент от GDP текущий госдолг ниже чем был в 1950-е, 1960-е или 1980-е. Довольно средненький показатель сейчас, ИМХО.
Сгубит Вас доверчивость, дорогой
koanВы ведь на график 4 смотрите - Debt held by the public as a percent of GDP?
Это все правда, конечно. Только Вы знаете, что значит эта приписка "held by the public"? Видите ли, гос долг США финансируется из 2 источников - облигации продаваемые государством частным лицам (в том числе - иностранным правительствам и т.п.) и облигации продаваемые государством самому себе - для размещени остатков на счетах внебюджетных фондов - в первую очередь сошиал секьюрити - пенсионного фонда. Вот первая часть и называется "held by the public". Но ведь есть и вторая. А суть в том, что сошиал секьюрити многие годы - с 80-х собирает денег больше чем тратит. И все что остается отдалживается государству на финансирование гос долга. И так как эта сумма все время ростет, то разумеется, график одной первой части долга - "held by the public" выглядит лучше.
Наконец, что касается светлых перспектив. Они получены простой экстраполяцией роста с 2004 - 2006 годов на будущее. Но все прекрасно знают, что так не бывает - 2004 - 2006 годы были годами быстрого роста после рецессии 2001-3. Если б такой рост удавалось заморозить навсегда мы бы уже жили при капиталлистическом коммунизме после роста 1996 - 2000 годов. Но рост всегда сменяется рецессией - так уж работает рынок. Более того, нынешний рост происходи на фоне накачивания экономики гос деньгами - которое должно по плананам уменьшится. Так что наверняка в ближайшие год-два мы увидим новую рецессию.
Ваши возражения кажутся разумными на первый взгляд, но посмотреть пристальней, то становится ясно, что излишки, которые сейчас собираются по social security ничем принципиально не отличаются от бoльшего числа налогов собранных в первой половине этого года (по сравнению с планом). Ну, собрали больше в один карман государства, так почему бы не переложить их в другой карман, откуда берутся деньги на расhody? Social Security усилиями демократов не является аналогом 401К с возможностью инвестировать в стоки или бонды. Ну так это только и логично что излишек должен тратиться на общие расходы. Вот когда не будет хватать денег там, тогда и надо будет думать, что делать (на самом деле эта проблема вставала много раз в прошлом и ее решали просто поднятием Social Security tax rate).
Касательно же проекции бюджета в будущего на основе роста последних лет, то экономический анализ - штука более сложная, чем Вы это представили, но да, тренды б ближайшем прошлом играют очень важную роль. Тут проблема в том, что экономические кризисы случаются циклически, но нерегулярно: нет такой закономерности, что кризис должен происходить каздый шестой год, например. Может наступит через восемь лет (как в 90-х), а может и каждые 3 года, как в 1970-х. И для краткосрочного прогноза именно тренды последних 2-3 лет работают лучше всего. Для долгосрочных же прогнозов используют уже долгосрочные тренды, где периоды роста и рецессии усредняются).
В общем, дефицит бюджета сейчас и в ближайшей перспективе - не идеальный, но и весьма далекий от реальной большой проблемы явление.
Другое дело - долгосрочная проблема что делать с общим постарением населения и увеличением продолжительности жизни: или увеличивать заметно пенсионный возраст или сильно поднимать налоги (ну или иммиграцию в рабочем возрасте увеличить заметно). Но это - проблема лежащая за пределом обычной политики, здесь необходимо глобальное решение общества и изменение отношения к старости в обществе в целом.