4. Что такое "социализм"?
machineHead wrote: >капитализм это когда продают, а социализм это когда распределяют.
Наличие коллективной собственности вовсе не означает отказ от рынка
Коллективная собственность означает отказ от рынка между членами коллектива. Между собой они
не торгуют, а распределяют. Они, разумеется, могут торговать с другими коллективами, но в СССР других коллективов не было, коллективный собственник был один, поэтому вместо торговли между предприятиями было распределение. Планы, фонды. Директор не был собственником, его могли просто снять. Заметьте, не за банкротство, а за невыполнение плана.
5. Был ли социализм в СССР? machineHead wrote: Не было в СССР главного условия - собственно общественной собственности. Т.е. она была продекларирована на бумаге, но реально граждане ровно никакого отношения к возможности управления собственностью не имели.
Разумеется, рядовые граждане не имели. Для них(нас) был капитализм. Я же именно это и писал. А вот для номенклатуры был социализм. Они "отношение к возможности управления" имели. И средства производства являлись
их коллективной собственностью. Что и было причиной неэффективности советской экономики. Теперь это препятствие устранено, средства производства более-менее приватизированы, экономика на подьеме. Спасибо Путину за это
Да, в крупных корпорациях действительно есть элементы социализма. Что снижает их эффективность. Именно поэтому в Штатах большинство товаров/услуг производится мелкими и средними фирмами.
Контроль - это урезание частной собственности или нет? machineHead wrote: ... Можно насильно обрезать появившихся необрезанных мужчин. ...
запрещение всего этого - это ограничение прав собственности или нет?
Это
разграничение. Бар ваш, а пардон, член чужой. Вся совокупность "можно" разграничена "заборами". По ту сторону твое, по эту - мое. Любое вторжение за забор - только с согласия владельца. Это и есть неограниченная частная собственность. А вот когда между вашим и моим забором появляется зазор, "общественная" земля, которая и не моя и не ваша, когда вопрос "можно ли курить в баре" решается и не владельцем бара и не курильшиком, а общественностью, в лице избирателей, политиков и чиновников, вот это уже не
разграничение, а
ограничение. Социализм. И путь, пройденный по дороге к рабству, измеряется как раз процентом "земли", ставшей общей.
machineHead wrote: Рабство - это ведь именно частная собственнось на людей, и запрет на него - очередное наступление на права собственника, не так ли?
Нет, это возвращение собственнику незаконно изьятой собственности. Обращение человека в рабство есть нарушение его права частной собственности на самого себя. "Я не твой еврей, я свой собственный еврей"(с).
Возможно ли улучшить работу рынка? machineHead wrote: кроме Ваших, извините, схоластических (или теократическо-мистических) рассуждений про Всеомогущих Богов и Волшебные Руки, я так ничего по существу и не увидел.
Много потеряли
Я же там
согласился с вами: реальный рынок несовершенен. Market failures существуют. Экстерналии, монополии, информационная асимметрия. Контроль
может помочь людям. Человек с ружьем, придя на рынок,
может в принципе принести больше пользы, чем вреда.
Проблема только в том, что этот человек с ружьем должен быть ну очень сферическим конем. Скажем, торговец - эгоист пользуется ограниченностью знаний покупателя в своих целях. Поэтому приходит человек с ружьем, регулировать. Но его знания тоже ограничены. Чиновнику известно куда меньше, чем рынку. Поэтому его ошибки будут еще грубее. И он такой же эгоист, как и торговец. И тоже будет действовать в своих интересах. Только возможностей для этого у него будет больше. У торговца в арсенале только обман, а у человека с ружьем - обман
плюс насилие. Почему вы думаете, что если к обману добавить насилие, жертве станет лучше, да еще настолько лучше, что это улучшение покроет все накладные расходы на государство?
Вот если наведением справедливости займется лично господь бог, знающий больше, чем рынок, желающий людям только добра и творящий его без накладных расходов, тогда бы я обеими руками проголосовал за такое государство. А до тех пор, извините, обеими руками против.