http://www.edrus.org/content/view/249/70/
7 мая 1943 г.Украинскими партизанами-бандеровцами был убит глава Автономной Церкви митрополит Алексий (Громадский). Участник погребения убитого архипастыря архимандрит Клавдиан (Моденов) писал впоследствии о совершенно злодействе:
"По поводу убийство митрополита Алексия должен сказать вам следующее: когда я приехал в Кременец впервые, Владыка меня очень тепло принял и приютил у себя в своих покоях, а в течение трех дней приглашал к себе обедать и ужинать, и приходилось мне с ним беседовать часа по два-три, и он один раз говорил: "Отец архимандрит, голубчик, меня убьют украинские самостийники". И как я ни старался отвлечь его от этих мыслей, он оставался непреклонным в своем убеждении. А такое убеждение сложилось у него на том основании, что когда-то, когда они были под Польшей (до 1939 г.). Владыка был единомышлен с ними (т. е. националистами), а потом отошел от них, поэтому и ждал с их сто-роны мести. На Пасху, в конце недели, он приехал в Лавру и намерен был там пробыть несколько дней, но вскоре ему из Кремеыда позвонили и сказали, что его вызывает к себе рейхскомиссар в Луцк<тут неточность: рейхскомиссар Кох находился постоянно в Ровно; в Луцке же, как и в Кременце, мог быть только гебитскомиссар — В.Ц.> и он вынужден был немедленно выехать из Лавры. Епископ Иаков (Заика), тогда архимандрит и ризни-чий, лично мне говорил, что Владыка, уезжая из Лавры, поклонился всем лаврским свя-тыням и неоднократно говорил ему: "Прощайте, отец архимандрит". Когда же он возвра-тился R Кременец, то ему на второй день гебитскомиссар прислал утром свою автомашину и своего шофера, и он часов в 9 утра выехал в сопровождении секретаря протоиерея Феодора Юркевича и переводчика Марка Жихарева. Гебитскомиссар не один раз почему-то по телефону справлялся: "Что, митрополит въехал или нет?"- Между прочим. Митрополит говорил, что ехать им надо не через Смыгу, а другим путем, так как в лесу близ Смыги орудуют бандеровцы и там может произойти неприятность,....:
другой эпизод
Бандеровцы не стали скрывать, что именно они убили епископа Мануила. В сентябре 1943 г. они расклеили в разных местах листовки, в которых сообщалось, что по приговору Украинской Повстанческой Армии епископ Мануил, как изменник Отчизны, приговорен к смертной казни через повешение и что приговор приведен ими в исполнение. Так автокефалистская группировка, чьи связи с бандеровским движением были всем очевидны, откровенно демонстрировала свое лицо. Страстная вовлеченность в национал-политические интересы сочеталось у значительной части автокефального духовенства с весьма широким отношением к христианским нравственным идеалам. Продолжая традиции раскольников 20-х гг., автокефалисты ввели у себя белый епископат. Несмотря на то, что епископат автокефалистов был преемственно связан с иерархией Польской автокефальной церкви, бла-гочестивые жители восточных областей Украины легко и сразу опознавали в автокефалистах продолжателей дела обновленцев и липковцев. Они так и назвали их:
"новосамосвяты" или "новолипковцы". Православных людей с традиционным благочестием отталкивало и то, что в автокефальных храмах богослужение совершалось на украинском языке. В этом они шли дальше галицких униатов, которые сохраняли в богослужении церковнославянский язык. В национальном отношении раскольники доходили и до курьезных вещей. Например, автокефальный протоиерей Кендзерявый потребовал вдруг, чтобы Божия Матерь на иконах изображалась непременно в украинском крестьянском платье, и чтобы архангел Михаил на иконе держал в руке не копье, а трезубец.
Современные самостийники идут нога в ногу со своими предками. осталось вручить трезубец архангелу Михаилу.
Мир это Выхухоль.