researcher wrote:Zenya вы упорно мои посты не читаете. Никто никого не выселяет, мы строимся сами.
Но ведь были бы непротив выгнать, верно? Как в Латвии, к примеру.
Я против, того чтобы кого-то выгонять.
Зачем же вы тогда
1) упоминаете о том, что якобы множество крымчан живут в бывших домах крымцев 2) упоминаете о том, что латыши вернули имущество бывшим хозяевам 3) предлагаете русским уезжать в россию
и т.д.
1. Это факт, который никто не оспаривает. Сейчас собираются по крупицам документы, доказывающие права владения имуществом и землями.
2. Реституция - нормальная практика в цивилизованном и правовом государстве. В России тоже не мешало бы принять.
3. Я предлагал уехать недовольным. Недовольным крымцами, украинцами, НАТО и что еще их там заботит. Не передергивайте.
Last edited by researcher on 18 Jun 2008 01:21, edited 1 time in total.
researcher wrote:1. Это факт, который никто не оспаривает. Сейчас собираются по крупицам документы, доказывающие права владения имуществом и землями. 2. Реституция - нормальная практика в цивилизованном и правовом государстве. В России тоже не мешало бы принять. 3. Я приехал уехать недовольным. Недовольным крымцами, украинцами, НАТО и что еще их там заботит. Не передергивайте.
Не понял. 5 минут назад вы говорили что выгонять никто никого не собирается, а теперь пишите, что собираются документы ,что бы выгнать, потому что это нормальная практика. Определитесь, наверное.
researcher wrote:1. Это факт, который никто не оспаривает. Сейчас собираются по крупицам документы, доказывающие права владения имуществом и землями. 2. Реституция - нормальная практика в цивилизованном и правовом государстве. В России тоже не мешало бы принять. 3. Я предлагал уехать недовольным. Недовольным крымцами, украинцами, НАТО и что еще их там заботит. Не передергивайте.
Не понял. 5 минут назад вы говорили что выгонять никто никого не собирается, а теперь пишите, что собираются документы ,что бы выгнать, потому что это нормальная практика. Определитесь, наверное.
Прошу вас. Вы как 17 летняя девушка, все понятия подменяете. Мне кажется вы поняли, что я хотел сказать.
Документы собираются с той целью, чтобы такие как вы не смели говорить о "завозе".
Last edited by researcher on 18 Jun 2008 01:21, edited 1 time in total.
researcher wrote: Прошу вас. Вы как 17 летняя девушка, все понятия подменяете. Мне кажется вы поняли, что я хотел сказать.
Документы собираются с той целью, чтобы такие как вы не смели говорить о "завозе".
Нет не понял. Вы хотите сказать что вам не нравится термин выгонять, а больше нравится "цивилизованно выселять" и отдавать потомкам старых владельцев? А кому не нравится - пусть в Россию едут. Правильно?
researcher wrote: Прошу вас. Вы как 17 летняя девушка, все понятия подменяете. Мне кажется вы поняли, что я хотел сказать.
Документы собираются с той целью, чтобы такие как вы не смели говорить о "завозе".
Нет не понял. Вы хотите сказать что вам не нравится термин выгонять, а больше нравится "цивилизованно выселять" и отдавать потомкам старых владельцев? А кому не нравится - пусть в Россию едут. Правильно?
Да никто ничего не забирает! Неужели вы не понимаете? Мы строимся заново. Съездите в Крым и на местах посмотрите, как "небогатый народ" расселяется и застраивает все.
Вот мечети надо вернуть. Это да. И выселить кто там живет и мы не раз предлагали этим людям за это деньги. Если бы я знал, что живу в храме, то ни минуты не смог бы там оставаться.
Но опять таки вмешимаются смешные голубые власти, которые не отдают нам наши культовые сооружения. Но время этих властей прошло.
Vlad1977 wrote:Выступил Затулин - взяли бы его и закрыли ненадолго - глядишь, и мэр московских лужков уже бы ценил возможность править своей губернией, находясь у себя дома и на свободе.
А как же свобода слова?
А любая свобода заканчивается там, где начинаются права других людей. Затулин выступает с идеями о нарушении территориальной целостности. Если его это так возбуждает, то пускай делает это у себя там, в России. Тогда это украинцев будет волновать гораздо меньше.
In a world without walls and fences, who needs windows and gates?
А как это случится, с вашей точки зрения? Военным способом, или как-то по-другому?
Deep question... До войны вряд ли дойдёт. Скорее всего товарные отношения всё решат. Вспомнится опыт покупки-продажи Аляски, ну и это будет как бы разминка перед ... Курильские острова пошли бы той же дорожкой...
researcher wrote:К вашему сожалению у нас отличное самоназвание - кырымлы, что в русском звучит как крымцы. Татарами в российской империи именовали всех муслимов. Азери - азербайджанские татары и т.д.
Нас в Крыму уже 20-25%. Плюс на юге Украины живут не мало.
То есть крымские татары теперь называются крымцами? Впервые слышу. И откуда такая статистика, что вас 20-25%? Это Вам хочется такую статистику? Согласно последних данных вас в Крыму 13%.
На сегодняшний день по разным оценкам в Крыму проживают три главных национальности: 59% россиян, 24% украинцев и 13% крымских татар. Население полуострова – немногим более 2 млн. Если обратиться к демографической ситуации в крымскотатарской общине, то темпы прироста там не слишком существенны. По оценкам самих крымских татар, естественный прирост их составляет около 300-400 человек в год. В сравнении с 260-тысячной общиной - это капля в море. Крымские татары сами признают, что эти цифры печальны, даже на фоне негативных демографических тенденций у украинцев и россиян. Дотянуть до отметки 25-процентного населения, которое дает возможность серьезно ставить вопрос о самоопределении перед центральным правительством, крымским татарам не светит ни в ближайших двадцать, ни даже тридцать лет.
Сейчас крымские татары не имеют большинства населения ни в одном районе Крыма, более того, только в трех из них численность может в перспективе дотянуть до 50-процентной отметки.
Крым всегда был особым регионом Украины из-за сложности своего национального состава. Он единственный, где этнические россияне насчитывают около 59%. К тому же они больше ассоциируют себя с Россией, чем этническое российское население в других регионах Украины.
researcher wrote:К вашему сожалению у нас отличное самоназвание - кырымлы, что в русском звучит как крымцы. Татарами в российской империи именовали всех муслимов. Азери - азербайджанские татары и т.д.
Нас в Крыму уже 20-25%. Плюс на юге Украины живут не мало.
Нда. Меня убедили в том, что анти-татарское движение в Крыму надо поддерживать, а Татар оттуда выкидывать, чтобы неповадно было. Мало ли где чьи предки жили лет 100 а лучше 1000 назад - теперь не живут и делать им там нечего... Это Европа а не Монголия.
Так что если я теперь очень даже на стороне русских в Крыму.И буду на стороне Мед-Пути-Лужковых, если они начнут грубыми способами наезжать на Ющенко за бездумную национальную политику. Я думаю, что у них силы много больше - наедут...
До выступлений нашего местного татарина я как то еще поддерживал идею возврата татар. А теперь - ну уж нет, плевал я на всякие там политкорректности - видно что _палец дашь - руку откусят_, так что на фиг, на фиг...
researcher, расскажите, а много ли "крымцев" во времена оные жило на побережье? А почему про самозахваты не слышно в Севастопольском районе: чего-то я там "крымцев" и их "бизнис" с непрожаренным шашлыком (такое чудо покушал в Бахчисарае и полдня с унитаза не слезал) вообще не наблюдал? Как обстоят дела с самозахватами в южных областях Украины?
Украина - не Бразилия, и нечего в пригородах фавелы городить. Снести для острастки пару поселков на самозахваченной земле, а тех, кто еще не успел получить трехзубастый паспорт - отправить к чертовой бабушке на Родину, в рiдний Узбекистан. Там господин Каримов, даром что по имени Ислам, быстро научит самозахватчиков и прочих бунтарей мать-родину любить: вспоминаем Андижан.
Максимум, чего заслуживают свежеприехавшие татары - это муниципального жилья в многоэтажках в глубине АРК, в городах типа Джанкоя или того же Бахчисарая. Можно и земельные участки им там дать - в соответствии с земельным законодательством Украины. А захватывать лучшие земли на побережье и потом кричать что "так и было" - не есть комильфо.
Хорошо, в свое время США дали "убежище" месхетинским туркам - они и тогось. Что характерно, Грузии, которая наотрез отказалась их принимать, никто "му" не сказал.
Кырымлылар подумают-подумают и поймут, что собственного государства им не получить никогда. Поэтому решат, что лучше быть в составе более мощного и богатого государства с предсказуемой внутренней политикой.
Они начинают поддерживать идею возвращения Крыма в состав России, за что общественное мнение постепенно склоняется на их сторону.
Вернувшись под покровительство России, они, совместно с другими народами России, начинают строить свое зажиточное спокойное светлое будущее, соблюдая законодательство РФ.
researcher wrote:К вашему сожалению у нас отличное самоназвание - кырымлы, что в русском звучит как крымцы. Татарами в российской империи именовали всех муслимов. Азери - азербайджанские татары и т.д.
Нас в Крыму уже 20-25%. Плюс на юге Украины живут не мало.
Нда. Меня убедили в том, что анти-татарское движение в Крыму надо поддерживать, а Татар оттуда выкидывать, чтобы неповадно было. Мало ли где чьи предки жили лет 100 а лучше 1000 назад - теперь не живут и делать им там нечего... Это Европа а не Монголия.
Так что если я теперь очень даже на стороне русских в Крыму.И буду на стороне Мед-Пути-Лужковых, если они начнут грубыми способами наезжать на Ющенко за бездумную национальную политику. Я думаю, что у них силы много больше - наедут...
До выступлений нашего местного татарина я как то еще поддерживал идею возврата татар. А теперь - ну уж нет, плевал я на всякие там политкорректности - видно что _палец дашь - руку откусят_, так что на фиг, на фиг...
Уважаемый к монголам вы имеете большее отношение чем мы. Мы европейский народ, вы представитель евроазиатского. Мусульманин != монгол.
Да почитаешь здесь комментарии и подумаешь-прав был товарищ Сталин,что в приграничных районах должны жить люди лояльные к стране.Что бы в трудные для страны моменты не воткнули нож в спину.
Shurik2007 wrote:Да почитаешь здесь комментарии и подумаешь-прав был товарищ Сталин,что в приграничных районах должны жить люди лояльные к стране.Что бы в трудные для страны моменты не воткнули нож в спину.
У вас вызывает сомнение лояльность крымцев к Украине?
А вы никогда не задумывались, что наше отношение к России, прямая реакция на отношение к нам?
Shurik2007 wrote:Да почитаешь здесь комментарии и подумаешь-прав был товарищ Сталин,что в приграничных районах должны жить люди лояльные к стране.Что бы в трудные для страны моменты не воткнули нож в спину.
А они по сути и воткнули!
После начала Великой Отечественной войны многие крымские татары были призваны в Красную Армию. Однако служба их оказалась недолгой. Стоило фронту приблизиться к Крыму, как дезертирство и сдача в плен среди них приняли массовый характер. Стало очевидным, что крымские татары ждут прихода германской армии и не хотят воевать. Немцы же, используя сложившуюся обстановку, разбрасывали с самолетов листовки с обещаниями "решить наконец вопрос об их самостоятельности" - разумеется, в виде протектората в составе Германской империи. Из числа татар, сдавшихся в плен на Украине и других фронтах, готовились кадры агентуры, которые забрасывались в Крым для усиления антисоветской, пораженческой и профашистской агитации. В результате части Красной Армии, укомплектованные крымскими татарами, оказались небоеспособными и после вступления немцев на территорию полуострова подавляющее большинство их личного состава дезертировало.
Затем началось прислужничество оккупантам.
"С первых же дней своего прихода немцы, опираясь на татар-националистов, не грабя их имущество открыто, так, как они поступали с русским населением, старались обеспечить хорошее отношение к себе местного населения", - писал начальник 5-го партизанского района Красников (Бугай Н.Ф. Л.Берия - И.Сталину: Согласно Вашему указанию ... С.145.).
А вот красноречивое свидетельство немецкого фельдмаршала Эриха фон Манштейна: "...большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам удалось даже сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан. Причина того, что в Крыму с самого начала развернулось мощное партизанское движение, доставлявшее нам немало хлопот, заключалась в том, что среди населения Крыма, помимо татар и других мелких национальных групп, было все же много русских". (Манштейн Э. Утерянные победы. Смоленск, 1999. С.267)
Помимо официальной службы в добровольческих отрядах и карательных органах противника, в татарских деревнях, расположенных в горно-лесной части Крыма, были созданы отряды самообороны, в которых состояли татары, жители этих деревень. Они получали боевое оружие и принимали активное участие в карательных экспедициях против партизан. Во многих случаях, отряды самообороны в жестокости и активной деятельности превосходили регулярные части "СД". Так например, в Судакском районе Крымской АССР в 1942 г. группой самооборонцев татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при ликвидации десанта самооборонцами были пойманы и сожжены живыми 12 советских парашютистов (ГАРФ. Ф.9478с. Оп.1с. Д.284. Л.20-21).
Столь же зверски расправлялись крымско-татарские отряды и с мирным населением. Доходило до того, что спасаясь от расправы, русскоязычные жители Крыма зачастую обращались за помощью к немецким властям - и находили у них защиту!Подобное рвение не осталось без награды. За указанную деятельность многие сотни крымских татар были награждены особыми знаками отличия, утвержденными Гитлером - "За храбрость и особые заслуги, проявленные населением освобожденных областей, участвовавших в борьбе с большевизмом под руководством германского командования".
Надеюсь все-таки что "зверей" сжигавших живых парашютистов не выселяли, а расстреливали.
Billy-goat wrote:Deep question... До войны вряд ли дойдёт. Скорее всего товарные отношения всё решат. Вспомнится опыт покупки-продажи Аляски, ну и это будет как бы разминка перед ... Курильские острова пошли бы той же дорожкой...
Если смогут договориться, это будет хорошим вариантом.
Но я думаю, это крайне маловероятно. Мне сложно себе представить ситуацию, при которой Украина добровольно отдала Крым. Независимо от того, сколько денег за это будет предложено.
Shurik2007 wrote:Да почитаешь здесь комментарии и подумаешь-прав был товарищ Сталин,что в приграничных районах должны жить люди лояльные к стране.Что бы в трудные для страны моменты не воткнули нож в спину.
У вас вызывает сомнение лояльность крымцев к Украине?
А вы никогда не задумывались, что наше отношение к России, прямая реакция на отношение к нам?
Вызывает.Крымцы лояльны к Украине,также как к России.С чего бы вдруг быть им более лояльным.Еще бы к Турции поверил.
И что же такого плохого сделала Россия крымчанам,что они так предательски к ней отнеслись.
naive wrote:То есть крымские татары теперь называются крымцами? Впервые слышу. И откуда такая статистика, что вас 20-25%? Это Вам хочется такую статистику? Согласно последних данных вас в Крыму 13%.
13% согласно последней переписи населения за 2000 год. На дворе 2008. Об остальном читайте выше.
Cracker, уважаемый. Это тоже, что я напишу что вы фашист, потому что скинхеды бегают везде со сфастикой, и орут что руссее их и белее, только Гитлер. См. выше.
Я нахожу безсмысленной такую дискуссию, когда на каждой странице появляется новенький, и начинает говорить о том, что уже обсуждалось ранее.
В.Е. Возгрин:
«Не стоит приводить все примеры великодержавной, шовинистической трактовки крымской истории, использования антинаучных терминов и ярлыков типа "крымские хищники, захватчики, разбойники, агрессоры" уже из-за их огромного количества по подсчетам уже больше сотни. Кроме того, нам не представляется плодотворным клеймить конкретных авторов этих писаний — они лишь отразили в своих книгах и брошюрах некие концепции, опирающиеся на поддержку довольно значительных слоев в горизонтальном плане и представителей весьма влиятельных административных, научных и общественных институтов — в вертикальном. Современной науке известно, что любой этнос склонен наделять соседние этнические группы такими отрицательными чертами, которые именно данный этнос традиционно считает недостойными и противопоставляет собственным понятиям о морали, чести, своим эталонам красоты и т. д. Известно также, что при этом полярно противоположной интерпретации подвергаются и общие для этого этноса и его соседей черты. Так, например, кровавые подвиги казаков Ермака отражены в народных и авторских песнях как в высшей степени достойные и демонстрирующие доблестный дух русского народа; те же действия сибирцев (заметим, поставленных перед необходимостью священной борьбы за Родину) клеймятся крайне отрицательно.Автор ни в коем случае не стремится к осуждению ни казаков (или солдат), ни татар с позиций современности. Пытаться экстраполировать на любое историческое общество принципы, к которым человечество пришло позже в результате неоднократных проб и мучительных ошибок, — антинаучно. Речь может идти лишь о том, насколько направление и темпы социально-экономического развития того или иного этноса сообразовывались, шли в ногу с местными условиями, в том числе и с этнопсихологическими особенностями населения, будь то Русь или средневековый Крым. И здесь даже самое беглое ознакомление с комплексом условий существования, содержанием господствовавшей идеологии приводит к выводу о полном соответствии этнопсихологии и русских и татар XV — XVII вв. конкретным условиям, да иначе, как правило, и не бывает И все же автор склонен к оптимизму, во-первых, основанному на факте учащения межэтнических контактов, содействующих, как известно, созданию более объективных представлений народов друг о друге, а во-вторых, связанному с уверенностью в более разумной национальной политике государства в будущем, чему есть некоторые основания. В-третьих, рано или поздно свою положительную и весьма важную роль должна сыграть наука — ныне перед историографией и другими гуманитарными областями знания ставится задача "неуклонной борьбы против идеализации исторического прошлого отдельных народов, одностороннего подхода к их традициям... ибо искусственные преувеличения национального, особенного неизбежно чреваты неправомерным противопоставлением одних народов другим, что неизбежно способствует рецидивам национализма"7.Особый вопрос — публикации в советской печати лета — осени 1987 г.12 Самая, по мнению автора, яркая из них — о том, как бывшие бахчисарайцы, не получив разрешения на установку памятной доски с именами своих земляков-антифашистов, расстрелянных гитлеровцами у с. Скалистое, попытались установить доску сами. Будучи схваченными "на месте преступления", они были выдворены из Крыма, а доска уничтожена13. Трудно представить себе, что подобное надругательство над патриотическими чувствами советских людей могло бы произойти (причем на законном, по мнению печати, основании) где-нибудь под Курском, Смоленском или Ленинградом. Упомянутые и многие другие факты продолжающейся дискриминации коренного крымского населения (о них подробнее см. в основном тексте книги) в идеологической, политической и культурной облас[10]тях, имеющие результатом разжигание межнациональной розни, давно поставили задачу активной борьбы с многовековыми национальными предрассудками, а конкретно — создания объективной истории населения Крыма. И если автору удастся показать отнюдь не приукрашенную, но освобожденную от многолетних напластований лжи, грязи и гнусных домыслов картину исторического развития крымского народа, он сочтет свой долг исполненным.
Национальная ситуация в Крыму. Города ханства, как новые, так и древние, никогда не были однонациональными. Даже в Эски-Юрте, одном из очагов крымского исламизма, население уже в конце XIII в. было интернациональным; кроме уже упоминавшихся народов и племен в крымских городах проживало большое количество евреев, черкесов, пятигорцев, цыган (Броневский М., 1867, 357)..
Сосуществование такого удивительного и для наших времен конгломерата из разноплеменных инаковерующих было бы немыслимым без известной веротерпимости татарского населения - впрочем, также полиэтнического, хотя и единоверческого. И черта эта резко выделяет крымских татар из всего исламского мира. Это была, по словам советских ученых, удивительная даже для суннитов "широчайшая веротерпимость" (ДТ, 1966, 180). Имея глубокие внутренние корни, она поражала современников и чисто внешне. Известно, что Успенский монастырь близ Бахчисарая пользовался не только материальной поддержкой ханов, но и "авторитетом у татар" (Фадеева Т.М., 1987, 82), оставаясь на протяжении веков центром и оплотом крымской православной церкви. В Кафе в дотурецкий период рядом с мечетями и медресе высились купола 17 католических храмов и двух монастырей с латинскими школами при них, греческие храмы и монастыри, армянские, русские церкви, еврейские и караимские синагоги и т. д. (Якобсон А.Л., 1973, 119, 124). Причем здесь были далеко не безобидные убежища гонимых за веру монахов, как в первые века крымского (херсонесского)[134] христианства, но оплоты церкви воинствующей. Католические монастыри играли роль центров христианской миссии; здесь посланцы Европы изучали языки, обычаи, культуру Востока для того, чтобы отправиться в качестве миссионеров в ближние и дальние страны Азиатского континента.
С другой стороны, в отличие от соседних мусульманских стран в Крыму никогда не могли сложиться военно-религиозные группы и целые ордена типа муттавиев ("мусульман-добровольцев"), газы ("борцов за веру") и т. п., образовывавшие обычно целые прослойки населения, наиболее фанатично и неприязненно относившиеся к чужакам. Никогда не было в Крыму и сторонников столь распространенной на Востоке идеи священной войны ("джихада"), составлявшей главную опору мусульманских властителей в их походах. В схожих ситуациях крымские ханы выступали в роли чисто военных предводителей, но не идеологических вождей57.
Традиционный здравый смысл ханов позволял им видеть явные выгоды, связанные с пребыванием в Крыму иноверцев - купцов, ремесленников, даже дипломатов, верно служивших престолу; однако без крепких традиций веротерпимости здравый смысл вряд ли восторжествовал бы.
Подобная картина наблюдалась не только в Крыму, хотя и весьма редко. Правительница огромной империи (включавшей в себя Сирию, Египет и всю Малую Азию) Зенобия "была еще язычницей, однако позволяла исключительную терпимость к своим христианским подданным" (Аверинцев С.С., 1985, 5).
Тем не менее мы можем привести факты еще более "исключительной" толерантности - на крымском материале. По нашему мнению, она была уже в непреследовании татар, переходивших в христианство, что случалось нередко.
Так, в неопубликованной книге кадиев за 1686 - 1710 гг. мы находим не единицы - десятки христиан татарского происхождения, смешанные мусульманско-христианские семьи. И это не в одном месте; лишь в сравнительно небольшом округе такие явления были правилом, а не исключением: в деревнях Бо[135]гатырь, Керменчик, Енисала, Аи-Георгий, Искут, Ламбат, Варнутка (Маркевич А.К., 1910, 530, 541).
Особенно контрастно это выглядело в сравнении с жесточайшими карами, которым всегда подвергались вероотступники как в соседней Турции, так и в христианских державах, в том числе славянских.
Самуил Величко сообщает в своей летописи об одном из случаев подобных репрессий. Когда кошевой атаман Серко освободил 7 тыс. пленных христиан, то отпустил тех, кто хотел исповедовать ислам, назад, в Крым. Ушли как взрослые, так и дети, короче, все, уже пустившие корни на полуострове, впитавшие в себя крымскую культуру. Но, выявив "отступников", Серко дал приказ безжалостно изрубить их. Впрочем, после окончания экзекуции кошевой поклонился трупам взрослых и детей, прося прощения и извиняя свой поступок тем, что не хотел отпускать их на "вечную погибель без крещения" (Кондараки В.Х., 1875, ч. XII, Cool.
И подобная религиозно-идеологическая нетерпимость сохранялась к северу от Перекопа веками. Куда дальше, если и советский автор целиком солидаризуется с Серко и даже одобряет его дикий поступок, утверждая, что именно в нем "как нельзя более ярко отразилась внутренняя духовная сила запорожского казачества" (Надинский П.Н., I, 1951, 82)!
Сами ханы отнюдь не чурались тесных контактов с православными духовными владыками. Христианские князья церкви служили как бы передаточным звеном между Гиреями и их подданными-иноверцами. У ханов не было ни возможности, ни необходимости "разделять и властвовать" в конфессиональном плане. Оппозиция, с которой им приходилось считаться (бейская), состояла исключительно из мусульман, а иноверцы, составлявшие абсолютное меньшинство в исламском мире Крыма, никогда и не помышляли об антиханской политике.
Более того, крымские властители и сами испытывали какое-то влияние со стороны своих православных земляков. Известно, что уже Хаджи-Девлет-Гирей жертвовал немалые суммы на христианские монастыри, ставил пудовые свечи образу Успенской Божьей матери перед походами на кочевников Большой орды (Кулаковский Ю., 1914, 124). Неудивительно поэтому участие, которое ханы принимали в[136] деле храмостроительства, а оно шло на протяжении веков. Восстанавливались древние христианские храмы - например, в 1427 г. в Партените, а в 1587 г. в Биасале на Каче новая церковь была воздвигнута целиком на мусульманские деньги: как гласит закладная надпись, "стараниями, помощью и иждивением господина Бината, сына Темирке, в память его и родителей его" (там же, 131).
Что же касается конкретных христиан, то ханы и беи оценивали их не столько за преданность заветам Пророка, сколько за деловые и человеческие качества, отнюдь не понуждая к принятию ислама. Вера не сказывалась не только на условиях экономической деятельности иноверцев58, но и на служебной карьере некоторых из них. Так, в весьма отрывочных сведениях о лицах, приближенных к ханам, мы находим множество немусульман: нескольких казначеев (евреи Ша-Ислам и Мусафей, итальянец Августин, поляк Янушко), дипломатов в ранге посла (итальянцы Августин Гарибальди, Ян Баптист, Винцент Зугульфи, еврей Кокоса) и т. д. (Сыроечковский В.Е., 1940, 19, 26; Смирнов В.Д., 1895, 255).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что вероисповедальные разногласия, конечно имевшие место в средневековом Крыму, оказывались совершенно несравнимыми с факторами, сближавшими все народы полуострова для защиты общих интересов. Наиболее стабильным из таких факторов был, естественно, экономический. Однако время от времени начинал действовать не менее мощный политический. И в минуты опасности, когда возникала необходимость совместной защиты своей Родины, крымчане выступали в едином строю воинов и дипломатов без различия веры.
Попробуем отыскать причину подобной аномалии среди стран Европы и Востока. Первое, что приходит на ум, - это географическое положение Крыма, его глубокая вдвинутость в область православных народов, что должно было, возможно, смягчать мусульманский ригоризм. Но с другой стороны, если мы представим себе христианско-мусульманский фронт периода средневековья, то на левом фланге его окажется весьма схожий по географическому положению, только христианский аванпост, такой же кулак европейского мира, выдвинутый по направлению[137] к мусульманскому, - Испания. Но картина сосуществования вер здесь будет полярно противоположной. Ни в одной христианской стране не уничтожалось столько мавров и евреев, как в Испании, не было на континенте более нетерпимого государя, чем Филипп II, испанскую же церковь вкупе с инквизицией впору именовать не воинствующей, а воюющей - столько крови иноверцев и еретиков пролилось по ее благословению, причем уже после того, как угроза реставрации мусульманства миновала...Но, может быть, причина в самой мусульманской вере? Ведь в Коране буквально рассыпаны призывы к уважению христиан ("обладателей Писания"), если это истинно верующие59. "Гяуры" - это те, кто не верит в единого Бога, но отнюдь не праведники, пусть даже христианские60. И здесь мы не встретим бранных слов ("поганые"), которыми церковь щедро наделяла всех, даже самых благочестивых и даже святых мусульман61.
Противостояние двух вер в проблеме сосуществования усугублялось и тем, что встречающиеся в Евангелии бесспорно гуманные призывы часто не доходили до слуха христиан Востока и Запада, вообще в массе своей редко предпочитающих слово Писания зову жизни суетной. Это признавали с горечью многие богословы, а крупнейший авторитет конца XIX в. в этой области В.С. Соловьев, между прочим решительно выступавший за веротерпимость и свободу совести, подчеркивал, что "мусульмане имеют перед нами то преимущество, что вся их жизнь согласуется с их верой, что они живут по закону своей религии... жизнь их не лжива; ибо закон ее один и согласен сам с собою, у них нет другого правила в жизни, кроме того, которое дается их религией. Тогда как мы, признавая по вере закон христианский, устраиваем свою действительную жизнь совсем по другому закону, унаследованному нами от времен дохристианских" (т. IV, 47). Засим возможно вполне естественное предположение: не в этом ли различном усвоении уроков языческого зверства коренится и различный подход к веротерпимости и христиан и мусульман?
Сомнений здесь немало. И основное из них то, что в иных, мусульманских же странах ненависть к инакомыслящим была вполне христианского накала. Таким образом, у нас остается единственный ответ на[138] этот вопрос, он - в природе крымского этногенеза. Только здесь, в краю, где поколение за поколением, еще с домусульманских времен, воспитывалось в духе мирного сосуществования, где "язычество", его рудименты не оказали ожесточающего влияния ни на мусульман, ни на христиан, где испокон веку свобода совести гармонично дополнялась демократией, стал возможным этот удивительный, возможно уникальный, феномен крымской веротерпимости.
Зарождение крымскотатарской культуры. Важнейшее в истории крымской культуры значение имела кардинальная перемена во внешнеполитическом положении Крыма, происшедшая в первой трети XIV в. Литовские князья, заняв причерноморские степи от Буга до Дона, вытеснили оттуда ордынцев. Тем самым было ослаблено унизительное и обременительное для крымчан культурное и экономическое давление на них кыпчаков.
Второй удар по отношениям зависимости Крыма от Золотой Орды был связан с событиями конца XIV в. в Средней Азии - образовавшаяся там держава Тимура разгромила Астрахань и Сарай, что привело, в частности, к переносу магистральных путей всей восточной сухопутной торговли. Отныне Крым на долгие годы экономически отрывается от Средней Азии, а политически - от Орды, причем окончательно.
Отныне быт и культура в целом крымского народа могли развиваться свободно. Порвав с утратившими актуальность, но насильственно навязываемыми ордынским чиновничеством кочевыми традициями, народ стал развивать собственную, отличную и от золотоордынской, и от христианской культуру. Внешне она более всего походила вначале на ближневосточную, отличаясь, впрочем, от нее большими разнообразием, синкретичностью и содержательностью (Лашков Ф.Ф., 1881, 29).
Заслуга в этом обогащении сложившихся было культурных традиций принадлежала отнюдь не генуэзцам или венецианцам, как иногда полагают (Хартахай Ф., 1866, 199), а скорее духовному потенциалу молодой нации, складывавшейся в чрезвычайно пестрой и переменчивой социально-экономической и политической ситуации. [139]Науке известно лишь, что полуостров был плотно заселен аборигенами Впрочем, для культурного обмена количественное соотношение носителей разных культур далеко не всегда является решающим фактором; часто гораздо более важен их уровень. Но совершенно бесспорен тот факт, что культура местных жителей была лучше приспособлена к экологической обстановке Крыма, и уже поэтому ее победа в процессе аккультурации была гарантирована.
Это был колоссальный переворот в сознании массы, несравнимый даже со сменой религии, а когда он завершился, освоение технологических и иных методов ведения традиционного крымского хозяйства пошло вполне успешно.
Итак, в Крыму были три причины к оседлому животноводчески-земледельческому хозяйству: недостаточность размеров крымских степей для скотоводства; естественный прирост населения, делавший необходимым интенсивный путь развития экономики; наконец, упомянутое уже соприкосновение с многочисленными идеально приспособившимися к крымским условиям носителями древних земледельчески-садоводческих традиций.
В связи с вышесказанным мы можем сделать важнейший в культурологическом анализе истории Крыма вывод: культура татар с момента ее зарождения на полуострове носила открытый характер. Этот вывод, как мы увидим, сохраняет свою справедливость на протяжении всех эпох крымскотатарской истории, приобретая, таким образом, основополагающее значение для складывания и развития этой культуры из глубины веков до самого последнего времени.[141] »
«Долг русского человека и коренного крымчанина.[11]»
« В.Е. Возгрин « Исторические судьбы крымских татар»