Ладно, вам повезло, я быстро нашел хороший обзор событий вокруг того компромисса:
http://korrespondent.net/worldabus/109091
Ъ: Разводной апельсин
13 декабря 2004, 08:30 "КоммерсантЪ" Россия
За последние десять дней политическая конфигурация на Украине резко поменялась. После решения Верховного суда от 3 декабря о проведении переголосования второго тура выборов Леонид Кучма практически "сдал" своего протеже Виктора Януковича и приступил к прямой торговле с Виктором Ющенко. После нескольких суток переговоров Кучмы и Ющенко 8 декабря верховная рада Украины приняла так называемый большой пакет: оппозиция поддержала конституционную реформу в обмен на корректировку закона о выборах президента и смену состава центризбиркома. В тот же день Кучма подписал этот пакет.
Компромисс дался противоборствующим сторонам нелегко. Тем не менее и оппозиция, и власть в конце прошлой недели праздновали победу. "Власть" пытается разобраться, кто же что получил в результате масштабной политической рокировки.
Что получил Кучма
Конституционная реформа, меняющая баланс сил между президентом, правительством и парламентом, - давняя мечта Леонида Кучмы. Он безуспешно пытался пропихнуть ее через верховную раду в течение последних двух лет. Оппозиция блокировала эти попытки. В первоначальном варианте реформы речь шла даже не о парламентско-президентской республике, а о чисто парламентской, в которой не только премьер, но и президент избирался бы верховной радой, - но от этого оппозиции удалось отбиться еще в начале года.
Считается, что Кучма пытался переделать Украину "под себя". Хотя не так давно конституционный суд Украины и признал право Кучмы баллотироваться в президенты в третий раз (посчитав его второй срок первым), после серии коррупционных и уголовно-политических скандалов у команды действующего президента не было уверенности в том, что он сумеет победить на общенародных выборах. Многие украинские политологи считают, что именно поэтому Кучма отказался в них участвовать.
Реформа же давала ему возможность продлить свою политическую жизнь в качестве премьера: в избранной в 2002 году раде вполне возможно было бы сформировать прокучминское большинство, которое по новым законам предлагает президенту кандидатуру главы правительства, а затем ее утверждает парламент. Новый премьер получил бы всю экономическую власть в стране плюс контроль за регионами - именно он по проекту будет предлагать президенту кандидатуры глав регионов.
Реформа вступает в силу либо с 1 сентября 2005 года (если к тому моменту парламент примет дополнительный пакет поправок к конституции, включающий изменение процедуры назначения губернаторов), либо (если этого не произойдет) с 1 января 2006 года. Если с нынешней радой, которая считается пропрезидентской, за это время ничего плохого не случится, гипотетическая возможность использовать эту схему у Кучмы есть. И в этом смысле, конечно же, принятие политической реформы - победа Кучмы.
Однако не стоит забывать, что абсолютно устойчивого большинства в раде у нынешнего президента нет. И совсем не факт, что через несколько месяцев ему - уже не президенту - удастся убедить депутатов выдвинуть на пост премьера именно себя, а не, например, спикера Владимира Литвина.
Что получил Ющенко
Виктор Ющенко до последнего момента сопротивлялся политической реформе. Неудивительно - лидер оппозиционной фракции "Наша Украина", во многом создавший свой политический капитал на отрицании эпохи Кучмы, изначально не мог быть сторонником таких изменений политической системы, которые оставляли бы нынешнему президенту и его "преступному клану" реальный шанс найти свое место в "новой эпохе", за наступление которой ратовали лидеры "оранжевой революции".
Такой сценарий явно противоречил устремлениям тысяч людей с майдана, которые в последние недели не только исступленно требовали признать новым президентом Виктора Ющенко, но и с неменьшей решительностью скандировали лозунг "Кучму - геть!". Ну и, конечно же, кому хочется, одержав тяжелейшую победу на выборах, превращаться в "марионеточного президента"?
Тем не менее на данном этапе Ющенко важнее всего подтвердить 26 декабря свою победу во втором туре выборов. Как показывает опыт предыдущих голосований, в условиях противостояния с Кучмой сделать это было бы довольно трудно. Ситуацию усугубляло то, что за политическую реформу выступали не только фракции, прямо поддерживающие Кучму, но и "нейтральные" (как коммунисты) или резко оппозиционные нынешнему президенту (как социалисты Александра Мороза). Как известно, Мороз, ярый сторонник парламентской республики, согласился поддерживать Ющенко во втором туре только при условии, что лидер "Нашей Украины" согласится на реформу.
В результате возникла опасность, что реформа Кучмы может набрать 300 голосов и без "оранжевой оппозиции". В таком случае Ющенко не получил бы поправок в закон о выборах президента, гарантирующих хотя бы относительно честные выборы, и одновременно потерял бы голоса сторонников Александра Мороза, который в прошлый вторник успел обвинить упирающегося Ющенко в "предательстве".
Именно поэтому Ющенко отказался от требования "утром - стулья, вечером - деньги" (сначала - изменения в закон о выборах президента, потом - политреформа) и согласился на отпуск Януковича и отставку только генпрокурора Украины (первоначально Ющенко требовал отставки всего правительства).
К тому же, как резонно замечают сторонники Ющенко, минимум до 1 сентября 2005 года (максимум - до выборов новой рады) у него будет время попытаться подправить конституционную реформу в свою пользу. По крайней мере, соратница Ющенко Юлия Тимошенко, фракция которой, в отличие от "Нашей Украины", проголосовала против реформы, пообещала в ближайшее время оспорить в конституционном суде изменения в основном законе Украины.
В статье по ссылке другие подробности (что получил Янукович, что получила Украина итд)
Извинения будут?