Митяй wrote:Новейшие американские стелс-технологии, реализованные в конструкции F-22 и B-2, способны успешно противостоять российским радарам и ракетам,
... С-400. Это мощное и стратегически значимое вооружение, способное нейтрализовать любые ВВС, в арсенале которых нет истребителей F-22.
----
Расслабьтесь Митяй! Мнение настоящего полковника в отношении истребителей, безусловно, заслуживает уважения, но что касается прорыва новейших российских систем ПВО, то к его словам надо относится с изрядной доли скептицизма.
Российский С-400 Триумф разрабатывался как универсальный комплекс по борьбе с разнообразными воздушными целями, в том числе и выполненными по технологии Stealth. Что такое технология Stealth? Это комплекс мер, включающий оптимизацию геометрии и состава покрытия летательного аппарата, с целью уменьшить значение ЭПР (Эффективная Площадь Рассеяния, RCS - Radar Cross Section) для заданного диапазона частот. Чем меньше величина ЭПР, тем меньше в процентном отношении мощность отраженного сигнала. На практике это означает, что чем меньше ЭПР, тем меньше расстояние между ЛА (летательный аппарат) и радаром, начиная с которого радар начинает уверенно видеть ЛА. Стоит отметить, что ЛА с нулевым ЭПР существуют только в теории, на практике же, любой ЛА имеет вполне определенную отличную от нуля ЭПР для заданной частоты. Поэтому, абсолютных невидимок не бывает: вопрос сводится к тому, с какого расстояния данный радар начинает видеть данный ЛА.
Чтобы увеличить дальность обнаружения радаром можно:
1) увеличить мощность передатчика, увеличив таким образом мощность отраженного сигнала
2) увеличить чувствительность приемника, снизив уровень его собственных шумов
3) перейти на частоты для которых ЭПР максимальна
4) комбинируя методы 1), 2) и 3)
Таким образом видно, что на каждый виток снижения ЭПР, всегда можно разработать комплекс контрмер для поддержания дистанции обнаружения на требуемом уровне для заданной частоты, хотя это и не просто.
Но все это теория. Обратимся к фактам. Правдивое значение ЭПР для F-22 мы, скорее всего никогда не узнаем. Почему Пентагон и его подрядчики не расскажут - понятно. Те данные, которые они публикуют в открытой печати не в счет. Они предназначены для уговоров конгрессменов, дабы выбить денег под очередную партию чюдо-самолетов, плюс произвести благоприятное впечатление на потенциального покупателя и заодно устрашить потенциального противника. Почему нам об этом не расскажут российские генералы понятно тоже: если они и знают, то зачем об этом должны знать в Пентагоне? Пусть думают, что русские не знают и продолжают наслаждаться своим превосходством.
Тем не менее, существуют оценки ЭПР для F-22, они находятся в пределах 0.1 м2. Для сравнения, истребители предыдущих поколений имеют ЭПР в районе 3-5 м2. ЭПР в 0.1-0.3 м2 имеют крылатые ракеты и ракеты класса воздух-земля длиной примерно 4 м и диаметром около 0.3 м. Но с другой стороны, и это подтвердили последние испытания на полигоне в Ашулуке, С-400 стопроцентно работает по мишеням с ЭПР в 0.1-0.3 м2 на любых высотах, (использовались ракеты мишени Пищаль и Армавир, которые к тому же развивают куда большую скорость чем F-22
http://old.vko.ru/print.asp?pr_sign=archive.2005.20.16). То есть, если допустить, что вышезаявленная ЭПР для F-22 корректна, то тогда Раптору против С-400 делать нечего.
Замечу, что здесь мы начинаем сравнивать двух сферических коней в вакууме, поскольку к примеру F-22 не оснащается ракетами класса воздух-земля типа AGM-88 HARM, и поэтому не может рассматриваться как эффективное средство прорыва ПВО (привет австралийскому полковнику
). И тем не менее, предположим, что F-22 таки обладает ничтожно малым ЭПР, как у пуговицы (как то заявляют Пентаговцы). Предположим далее, что F-22 сможет подобраться незамеченым на очень близкое расстояние в 20 км к С-400 и осуществить пуск ракет. (Почему только 20, да потому что на таком расстоянии он будет обнаружен инфракрасными и оптическими средствами наблюдения). Проблема для F-22 однако в том, что при раскрытии створок для запуска ракет, его ЭПР увеличивается в разы и он мгновенно становится видим радаром С-400. Плюс современные ракеты класса воздух-земля штатно обнаруживаются и уничтожаются С-400. С учетом того, что минимальная дальность поражения для С-400 около 2 км, можно предположить, что С-400 с высокой степенью вероятности отразит ракетную атаку Раптора и в ответ пошлет ему парочку ракет, которые на таком расстоянии не оставят тому шанса на спасение. Если же пилот Раптора будет поумнее, и осуществит запуск на пределе боевого радиуса ракет (около 100км), то С-400 без проблем отразит атаку и ответит тем же. С учетом того, что боевой радиус ракет С-400 свыше 300 км то, почетным, и весьма редким, результатом такой дуэли для Раптора будет боевая ничья.
Если же мы обратимся к реалиям современного боя, то увидим, что тактика прорыва ПВО строится по принципу "око за око, зуб за зуб". Эшелонированую линию ПВО атакуют волнами высокоточных крылатых ракет и ракет класса воздух-земля. После того, как комплексы ПВО отстреляют весь боезапас, на момент перезарядки, они становятся легкой добычей ракет второй или третьей волны. Так, например, была подавлена ПВО Сербии. То есть проигрывает тот, у кого зубы кончатся раньше. Но, во первых, комплекс С-400 в ближнем бою будет прикрываться комплексами Панцирь, что позволит экономить дорогие ракеты при работе по ближнми целям, а во вторых, радиус действия в 400 км исключает использование обычных ракет воздух-земля, ограничивая выбор крылатыми ракетами. Но по любому, выигрывает тот, у кого больше ракет, а не тот, у кого больше Stealth самолетов.
Скоты! ... Помните, ... что вы Л-Ю-Д-И!!!
TAMA Starclassic Performer, Zildjan A Custom
Porsche 911 Turbo 2001