С момента прихода к власти Михаила Саакашвили в 2004 г. размах институциональных реформ в Грузии превзошел даже бурные времена перехода от плановой экономики к рыночной. В лучших традициях классической экономической теории систему государственного управления превратили в ночного сторожа, который просто следит за порядком и старается не мешать развитию бизнеса. Прежде всего, Саакашвили сократил количество видов деятельности, требующих получения государственной лицензии: с 909 до 144. Для выдающих лицензии структур ввели жесткие временные ограничения на рассмотрение заявки. Если в течение этого периода чиновники не успевают предъявить каких-либо претензий или вообще никак не реагируют, то лицензия считается автоматически выданной.
Налоговая система была переделана еще сильнее. Из 22 налогов, взимавшихся в Грузии до прихода к власти Саакашвили, сейчас осталось всего 6, а к 2012 г. будут отменены еще 2. Для оставшихся четырех введена плоская шкала: 20% на доходы физических лиц, 15% налог на прибыль, 1% налог на имущество и 18% НДС. Переход от средневекового налога с оборота на НДС тоже случился при Саакашвили. Ради максимального упрощения системы налогообложения в Грузии сначала снизили, а потом вообще отменили даже социальный налог. Потери компенсировали повышением подоходного налога с 12% до 20%.
Государственное регулирование рынка труда было сведено к минимуму. Теперь грузинскому работодателю, чтобы уволить работника, достаточно уведомить его об этом за 4 недели и предоставить выходное пособие в размере месячной зарплаты. Сверхурочную работу можно не оплачивать по повышенному тарифу, а для увольнения больше не требуется санкции профсоюза.
Аналогичные меры были предприняты во внешнеторговом регулировании. Количество документов, требуемых для экспортных операций, сократилось с 9 до 4. В импорте из 32 осталось всего 3 тарифные ставки: 0%, 5% и 12%. Для большей части товаров, в том числе машин и оборудования, действует 0% ставка, а 12% применяет только к некоторым видам сельскохозяйственной продукции и стройматериалов. Между таможенниками устроили соцсоревнование с бонусами для тех сотрудников, которые быстрее оформляют ввозные документы.
Реформы затронули все сферы системы государственного управления Грузии. Количество дней, требуемое для получения какого-нибудь разрешения, оформления прав собственности, рассмотрения коммерческого спора в суде, сократилось в разы. Все это сопровождалось масштабными антикоррупционными чистками в силовых структурах, госаппарате и судебной системе. Значительная часть их сотрудников была уволена (только из грузинской ГАИ уволили 15 000 человек), а зарплаты оставшихся были повышены в несколько раз.
Результаты институциональных реформ Саакашвили проявились очень быстро. В международном рейтинге простоты ведения бизнеса, ежегодно публикуемом Всемирным банком, Грузия поднялась из середины второй сотни в 2004 г. на 11-е место в 2009 г. Это – лучший результат среди всех развивающихся стран. Россия в этом рейтинге занимает 120-е место. По данным Всемирного банка, в Грузии для открытия нового бизнеса требуется пройти всего 3 процедуры, и занимает это в среднем 3 дня. В России – 9 процедур и 30 дней.
Борьба с коррупцией тоже не прошла впустую. В международном рейтинге восприятия коррупции, который составляет Transparency International, в 2004 – 2008 гг. Грузия поднялась со 124-го на 67-е место. Сейчас страна уверенно обгоняет все остальные государства СНГ и находится примерно на одном уровне с новыми членами ЕС. Россия за это время спустилась с 86-го на 147-е место.
Прорывы такого масштаба никак нельзя списать исключительно на благоприятную ситуацию в мировой экономике, несовершенство методологий рейтингов и симпатии Запада к правительству Саакашвили. Ющенко они симпатизировали не меньше, однако Украина по-прежнему находится в середине второй сотни и по простоте ведения бизнеса, и по восприятию коррупции.
отсюда: http://slon.ru/articles/154857/
там еще много всяких цифр, про диверсификацию экспорта, например. Везде даются ссылки на источники.