Суда на подводных крыльях
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13682
- Joined: 16 Jan 2001 10:01
Суда на подводных крыльях
Куда подевались subj?
Раньше они считались передовым краем прогресса, а сейчас всякие скоростные катера делают просто длинными с зауженным носом...
Раньше они считались передовым краем прогресса, а сейчас всякие скоростные катера делают просто длинными с зауженным носом...
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1073
- Joined: 25 Feb 2000 10:01
- Location: Volgograd
Re: Суда на подводных крыльях
На реке Лене в районе Олекминска (на ВСТО НПС-14) видел летом прошлого года неоднократно. Обыкновенный рейсовый Метеор. Есть и Ракеты. По сибирским рекам их бегает еще много. Альтернативы этому виду нет или весьма дорога (авиация - вертолеты). Дешевые Ан-2, Л-410 и т.п. уже "повыбиты".
А вот, чтобы на "необъятных просторах Единой" кто-нибудь клепал бы эти суда - да, не слышал.
А вот, чтобы на "необъятных просторах Единой" кто-нибудь клепал бы эти суда - да, не слышал.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 81375
- Joined: 09 Mar 2003 07:07
Re: Суда на подводных крыльях
И сейчас работают. У меня в Новороссийске работают на линии Новороссийск-Сочи-Новороссийск и Новороссийск-Ялта-Новороссийск.
Известны под именем Комета, однако нa самом деле являются модернизитрованным судами на подводных крыльях "Сифлайт-1", "Сифлайт-2" (суда типа Катран (Колхида)). Последний вроде был пoстроем в 1995 году. делали на Потийcком заводе и на заводе "Волга".
Прекрасно работают. Очень удобный вид транспорта. Хорошо, что их реанимировали.
По ссылкам поподробнее:
http://www.volga-shipyard.com/index.php ... n&lang=rus
http://sea-transport.ru/teplohodi/268-kolhida.html
http://www.seatech.ru/rus/project/speed ... katran.htm
Известны под именем Комета, однако нa самом деле являются модернизитрованным судами на подводных крыльях "Сифлайт-1", "Сифлайт-2" (суда типа Катран (Колхида)). Последний вроде был пoстроем в 1995 году. делали на Потийcком заводе и на заводе "Волга".
Прекрасно работают. Очень удобный вид транспорта. Хорошо, что их реанимировали.
По ссылкам поподробнее:
http://www.volga-shipyard.com/index.php ... n&lang=rus
http://sea-transport.ru/teplohodi/268-kolhida.html
http://www.seatech.ru/rus/project/speed ... katran.htm
-
- Уже с Приветом
- Posts: 221
- Joined: 15 Jun 2004 20:34
- Location: SPb-CA
Re: Суда на подводных крыльях
Производство "на необъятных просторах" почти умерло. В Нижнем и Феодосии склепали всего лишь около десятка новых "Катранов" и "Восходов" за последние 10 лет. Во времена СССР клепали по 20-30 шт ежегодно.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13682
- Joined: 16 Jan 2001 10:01
Re: Суда на подводных крыльях
А почему буржуи не делают?Yvsobol wrote:Прекрасно работают. Очень удобный вид транспорта. Хорошо, что их реанимировали.
Не умеют?
Или всё же делают?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13682
- Joined: 16 Jan 2001 10:01
Re: Суда на подводных крыльях
Вообще-то я зря буржуев обидел.
Чуть не забыл - самое изящное на мой взгляд применение подводных крыльев: http://www.pumpabike.co.uk/
Не просто подводное, но ещё и машущее крыло!
Просто и эффективно. Правда бесполезно, но это уже другой разговор...
Чуть не забыл - самое изящное на мой взгляд применение подводных крыльев: http://www.pumpabike.co.uk/
Не просто подводное, но ещё и машущее крыло!
Просто и эффективно. Правда бесполезно, но это уже другой разговор...
-
- Уже с Приветом
- Posts: 81375
- Joined: 09 Mar 2003 07:07
Re: Суда на подводных крыльях
Не знаю, если честно. Есть подозрение, шо не выгодно. Надо считать. Их много наклепали. Моно использовать шо есть.Palych wrote:А почему буржуи не делают?Yvsobol wrote:Прекрасно работают. Очень удобный вид транспорта. Хорошо, что их реанимировали.
Не умеют?
Или всё же делают?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 442
- Joined: 10 May 2005 21:18
- Location: Oakville, Ontario, Canada
Re: Суда на подводных крыльях
Некоторое время назад они ходили между Торонто и Ниагарой. Подробности тут на странице 8
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13682
- Joined: 16 Jan 2001 10:01
Re: Суда на подводных крыльях
Интересно!skalashn wrote:Некоторое время назад они ходили между Торонто и Ниагарой. Подробности тут на странице 8
Может и правда это чисто советское know how?...
-
- Уже с Приветом
- Posts: 81375
- Joined: 09 Mar 2003 07:07
Re: Суда на подводных крыльях
Ето и есть Сифлайт, который щас на Сочи бегает. Я помню как их перевозили на Черное море. Где то были фотки даже. Вроде даже мы на форуме ето обсуждали.skalashn wrote:Некоторое время назад они ходили между Торонто и Ниагарой. Подробности тут на странице 8
-
- Уже с Приветом
- Posts: 7979
- Joined: 16 Jun 2004 23:01
- Location: Kiev-> Charm(?) City
Re: Суда на подводных крыльях
Koгда-то слышал, что это советское патентованное изобретение.Palych wrote:Интересно!skalashn wrote:Некоторое время назад они ходили между Торонто и Ниагарой. Подробности тут на странице 8
Может и правда это чисто советское know how?...
Был неправ: http://en.wikipedia.org/wiki/Hydrofoil
Last edited by genka8 on 23 Apr 2010 18:46, edited 1 time in total.
Who его знает
-
- Уже с Приветом
- Posts: 81375
- Joined: 09 Mar 2003 07:07
Re: Суда на подводных крыльях
Касательно их прошлого и нынешнего использования. Из ссылки, которую я скинул выше:
--
--
В настоящее время в Российской Федерации на пассажирских линиях почти не используются – ряд судов законсервирован, продан за границу, порезан на металл, переоборудован в кафе (Владивосток и др.). Некоторые суда «Колхида» продолжают работать на морских пассажирских перевозках в зарубежных странах (в Италии по Тирренскому морю (компания Volaviamare (Alilauro) «VETOR Aliscafi» и др.), в Греции по Эгейскому и Ионическому морям (компании «Hellenic Seaways», «Paxos Island S.A.», «Saronic Dolphins» и др.) (также в разное время использовались на транспортных и туристических линиях в Польше, Хорватии, Испании).
Модернизацией «Колхиды» являются разработанные Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева серии судов «Колхида-М» (проект), «Катран» (построено 4 судна, работающие на линиях на Черном и Адриатическом морях) и «Катран-М» (проект).
-
- Уже с Приветом
- Posts: 81375
- Joined: 09 Mar 2003 07:07
Re: Суда на подводных крыльях
По поводу советского ноу-хау по таким судам. Ето ерунда. Патенты имели многие страны и многие их строили и работают до сих пор.
Ниже немного ссылок и выжимок из них.
--
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/81554
http://www.seaships.ru/spk.htm
http://ship.bsu.by/text.aspx?guid=33
--
Ниже немного ссылок и выжимок из них.
--
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/81554
http://www.seaships.ru/spk.htm
http://ship.bsu.by/text.aspx?guid=33
--
Идею крылатого судна первым воплотил в жизнь глиссеростроения Шарль Д'Аламбер, который в 1891 г. получил патент, а спустя три года построил небольшой катер на подводных крыльях. Испытания разочаровали изобретателя: корпус катера лишь частично поднимался над водой и краткое время находился в таком промежуточном положении, после чего крылья теряли подъемную силу и катер стремительно «проваливался» в воду.
Последователи Д'Аламбера применяли различные схемы крыльевых систем. В 1906 г. итальянец Э. Фор-ланини построил судно с крыльями в виде нескольких побортно укрепленных небольших пластин. Конструкция напоминала этажерки. По мере увеличения скорости подъемная сила крыльев возрастала, и верхние полки «этажерок» выходили из воды. При этом уменьшалась площадь погруженных в воду пластин, а подъемная сила крыльевой системы сохранялась неизменной. Судно Форланини развивало огромную по тем временам скорость—около 40 уз, но и оно страдало «проваливанием».
В начале развития крылатых судов применялись различные схемы крыльевых систем, но наибольший успех сопутствовал конструкторам, которые использовали наиболее простые устройства типа «этажерок» Форланини. Построенный в 1919 г. по такой схеме канадский катер НД-4 водоизмещением 5 т с двумя бензиновыми моторами мощностью по 350 л. с. в течение ряда лет удерживал мировой рекорд скорости на воде — 61,5 уз. Глиссерам трудно было тягаться с рекордсменом: у глиссеров подъемная сила возникает только в результате увеличения давления на днище, в то время как у судов на крыльях лишь 25—30% подъемной силы создается вследствие увеличения давления на крылья снизу, а 75—70%—-в результате разрежения над крылом. Поэтому крылатое судно затрачивает на создание подъемной силы гораздо меньшую мощность, чем глиссер того же водоизмещения.
Несмотря на то что в первой четверти XX в. был построен ряд судов на подводных крыльях, они не получили распространения из-за ничтожно малой грузоподъемности, невысокой мореходности и недостаточной надежности. Особенно сдерживали развитие крылатых судов «белые пятна» в теории этих кораблей и состояние двигателестроения. Пробелы в теории были существенно заполнены в 30-х гг. фундаментальными исследованиями советских ученых М. В. Келдыша, М. А. Лаврентьева, Н. Е. Кочина и немецких Г. Шертеля, О. Титьенса и Сакенберга. Тормозом продолжало оставаться отсутствие мощных и одновременно легких двигателей.
...
Первые по-настоящему крылатые суда были созданы советским конструктором Р. Е. Алексеевым и возглавляемым им коллективом. Вот почему во всем мире за судами на подводных крыльях утвердилось название «русских».
Осенью военного 1941 г. дипломник Горьковского политехнического института Ростислав Алексеев защищал дипломный проект на тему «Морской теплоход на подводных крыльях». Государственная экзаменационная комиссия признала работу соответствующей уровню кандидатской диссертации. Но шла война. Молодой инженер трудился на заводе и не прекращал, хотя и урывками, заниматься теорией проектирования крылатых судов.
В 1943 г. на заводе «Красное Сормово» им. А. А. Жданова был построен первый катер на подводных крыльях. В 1949 г. там же был разработан проект крылатого теплохода, а с 1957 г. начата серийная постройка советских судов на подводных крыльях.
В 1962 г. главный конструктор завода «Красное Сормово» Р. Е. Алексеев стал доктором технических наук. Вклад молодого ученого был высоко оценен: ему и группе конструкторов за создание судов на подводных крыльях была присуждена Ленинская премия. Кроме Р. Е. Алексеева большой вклад в создание крылатых судов внесли также Б. А. Зобнин, А. И. Маскалик, И. М. Шапкин и другие.
Способом движения на крыльях заинтересовались и кораблестроители других стран. В гитлеровской Германии с середины 30-х гг. и вплоть до окончания второй мировой войны проводились исследования в этой области. В ходе войны немцы построили несколько торпедных катеров, патрульных и десантных кораблей на подводных крыльях различного водоизмещения со скоростью 45—50 уз. Самым крупным из них был десантный танконосец водоизмещением около 80 т. Однако из-за низких мореходных качеств и неустойчивости хода ни один из этих кораблей не был запущен в серию.
Одной из основных проблем для судов и кораблей на подводных крыльях является обеспечение устойчивости хода, особенно в штормовых условиях. Хотя подводное крыло работает по тем же законам, что и воздушное, оно имеет специфические особенности. Крыло движется на некоторой глубине и, казалось бы, находится в однородной среде. Но его заглубление относительно невелико, и атмосферный воздух стремится прорваться к засасывающей (верхней) поверхности, где давление на 20—40% ниже давления в условиях отсутствия движения. С увеличением скорости подъемная сила возрастает, и крыло приближается к поверхности воды, облегчая возможность прорыва воздуха к засасывающей поверхности. Когда это случается (подсосы через кронштейны крыльев, при плавании на волнении, когда крылья оказываются у «подошвы» волны и т. п.), воздух проникает в область разрежения, и оно исчезает. Крыло полностью выходит из воды, превращаясь в плиссирующую пластину. Но у такой пластины подъемная сила намного меньше, чем у крыла, и корабль «проваливается». Затем по мере увеличения скорости, крыло снова начинает всплывать,— цикл повторяется.
Указанного явления удается частично избежать, если придать крылу особую форму, при которой оно пересекает поверхность воды. Тогда по мере увеличения подъемной силы в воде будет оставаться все меньшая площадь крыльев.
В условиях шторма угол атаки крыльев изменяется, и соответственно изменяется подъемная сила. За рубежом для устранения этого недостатка крылья оборудуют автоматически управляемыми закрылками.
Несмотря на то что крылатые корабли находят все большее признание в военных флотах, поиск оптимальных технических решений еще далек от завершения. Кроме вышеуказанных требуют решения вопросы живучести и пожаробезопасности. Наряду с серийными продолжают строиться опытные и экспериментальные корабли. Один из них — противолодочный корабль США «Плейнвью» водоизмещением около 330 т в процессе достижения проектной скорости 70 уз прошел ряд модернизации.
Около 10 лет продолжались эксперименты на канадском опытном противолодочном корабле «Бра Д'0р» водоизмещением 215 т. Оснащенный суперкавитирующими винтами корабль развил около 60 уз при волнении 2—3 балла. На базе опыта, полученного в процессе отработки «Бра Д'0р», в Канаде разработан проект многоцелевого ракетного катера на подводных крыльях.
В США рассматриваются возможности создания кораблей на подводных крыльях большого водоизмещения, в том числе авианесущих. Самолетостроительная фирма «Боинг» сообщила о проектных проработках кораблей на подводных крыльях водоизмещением 1680 и 4470 т со скоростью 45—50 уз. Будущее покажет, насколько реальны подобные перспективы.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 13682
- Joined: 16 Jan 2001 10:01
Re: Суда на подводных крыльях
Спасибо!