Космический корабль "Буран" (СССР)

И прочий транспорт будущего
oMoses
Уже с Приветом
Posts: 1255
Joined: 01 Jun 1999 09:01
Location: Irkutsk.RU -> Hamden, CT-> Princeton, NJ, USA

Космический корабль "Буран" (СССР)

Post by oMoses »

Любопытный сайт: http://www.buran.ru/htm/homepage.htm
Кстати, там-же, похоже, можно заказать и мультимедийную энциклопедию о "Буране" - должно быть интересно. Никто не пробывал??

Аудитории любопытно будет узнать о бортовом цифровом вычислительном комплексе (БЦВК), теплозащитном покрытии (http://www.buran.ru/htm/tersaf.htm) и не только, особенно в свете недавней катастрофы Columbia.

Версия на английском для Ваших англоязычных коллег: http://www.buran.ru/htm/molniya5.htm Нехай знают!!! :umnik1: :umnik1: :umnik1:

Модератора прошу не считать данный пост рекламой. Автор не имеет никакого отношения к данному сайту.
[b]"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"[/b]
[i]А. и Б. Стругацкие, "Пикник на обочине"[/i]
vovap
Уже с Приветом
Posts: 12014
Joined: 05 Apr 2000 09:01
Location: Philadelphia, PA, USA

Re: Космический корабль "Буран" (СССР)

Post by vovap »

oMoses wrote:Нехай знают!!!

Недавно я с некоторым удивлением узнал, что реально летавший Буран вообще не мог нести никакой полезной нагрузки.
Обеспечить таковую предусматривалось в будущем при совершенствовании конструкции. А тот что таки летал - не мог вытаскивать ничего.
oMoses
Уже с Приветом
Posts: 1255
Joined: 01 Jun 1999 09:01
Location: Irkutsk.RU -> Hamden, CT-> Princeton, NJ, USA

Post by oMoses »

И что с того? Нормальный ход испытательного процесса и освоения новой техники. Все бы было путем, нисколько не сомневаюсь, если-бы программу не прикрыли. Вот еще интресная ссылка на энциклопедию "Космос. Хроника освоения": http://cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/
[b]"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"[/b]
[i]А. и Б. Стругацкие, "Пикник на обочине"[/i]
DanielMa
Уже с Приветом
Posts: 10188
Joined: 12 Aug 2002 16:13
Location: NYC

Re: Космический корабль "Буран" (СССР)

Post by DanielMa »

Кроме того, в состав БЦВК входит накопитель на магнитной ленте (МЛ) емкостью 819200 32-разрядных слов для хранения программного обеспечения и загрузки его в оперативную память БЦВК в процессе полета. Наряду с бортовыми программами на МЛ накопителя также может храниться служебная информация для бортовых дисплеев, используемых при пилотируемых полетах ОК.


:pain1: Это, магнитная лента на 4 мегабайта? Что в 80х годах небыло лучших методов хранения информации?
User avatar
SergeyVZ
Уже с Приветом
Posts: 2261
Joined: 07 Mar 2000 10:01
Location: Brasil>Japan>MD>CA

Post by SergeyVZ »

Там на этом сайте есть еще отрывки из мемуаров Губанова (конструктора "Энергии") - стоит почитать, если кому интересно... вот ссылка:

Б.И.Губанов. Триумф и трагедия "Энергии"

Да, а сайт действительно полезный - в образовательном смысле... а то не только некоторые американцы, но даже и мой китаец (постдок) ничего не знал о "Буране"... :roll: впрочем, после прочтения вот этого комментария на www.lenta.ru я не слишком удивлюсь, если окажется, что и его автор тоже ничего не слышал о "Буране":

vip.lenta.ru wrote:...Увы - самый мощный и грузоподъемный аппарат, сделанный в нашем отечестве, мог донести до станции лишь около четырех тонн полезной нагрузки... ( http://vip.lenta.ru/fullstory/2003/02/05/mks/ )

Hint: Базовые модули МКС "Заря" и "Звезда"(стартовая масса 24,1т и 22,18т) были выведены на орбиту "Протоном": http://www.satellite.srd.mtuci.ru/Rocet ... proton.htm
http://www.khrunichev.ru/internet.www/h ... rotonM.htm
http://rusrockets.virtualave.net/rockets.htm

См.также:
Семенов Ю. П. "Новые российские технологии в ракетно-космической технике последних лет"
User avatar
SergeyVZ
Уже с Приветом
Posts: 2261
Joined: 07 Mar 2000 10:01
Location: Brasil>Japan>MD>CA

Post by SergeyVZ »

А судьба "Бурана" и "Энергии" была действительно печальной:
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
vovap
Уже с Приветом
Posts: 12014
Joined: 05 Apr 2000 09:01
Location: Philadelphia, PA, USA

Post by vovap »

oMoses wrote:И что с того? Нормальный ход испытательного процесса и освоения новой техники. Все бы было путем, нисколько не сомневаюсь, если-бы программу не прикрыли.

Какой "нормальный ход"? Оно по проекту не могло нести полезной нагрузки. То есть это летало не рабочее устройство на испытаниях - а так, некоторая экспериментальная конструкция к эксплуотации непригодная в принципе.
Да и опыт Шатла показал, чтто вся эта линия (по крайней мере на этом уровне) - тупиковая и ошибочная.
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Post by tau797 »

vovap wrote:Какой "нормальный ход"? Оно по проекту не могло нести полезной нагрузки.

Что это значит? Бред какой-то :nono#:

Не может этого быть!
Любите людей.
King Regards,
Andrey
Vovka
Уже с Приветом
Posts: 1906
Joined: 14 Mar 2001 10:01

Post by Vovka »

А правда ли, что до самого последнего момента никто не думал о транспортировке "Бурана" с места производства до космодрома? И что когда решили везти его не самолёте, то эта была чуть ли не импровизация от отчаяния?
Iv_k
Уже с Приветом
Posts: 545
Joined: 20 May 1999 09:01
Location: Cleveland OH

Post by Iv_k »

Не верьте, vovap. Бураны строились в Тушино в Москве. Для их транспортировки была создана пристань на Химкинском водохранилище, расширены подъезды. Баржой они перевозились в Жуковский, где цеплялись на транспортный самолет для перевозки в Ленинск.
Подобные работы требовали годы усилий и координаций самых разнообразных ведомств и оргранизаций и были успешно проведены в срок.
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Прошло 15 лет с полёта Бурана

Post by tau797 »

[url=http://www.spacenews.ru/spacenews/live/full_news.asp?id=5574]17.11.2003 15 лет назад свой единственный полет совершил космический самолет "Буран"

Сделав два витка вокруг Земли, через 205 минут он приземлился на посадочной полосе Байконура. Экипажа на "Буране", в отличие от американских шаттлов, не было - все операции были выполнены автоматически и с идеальной точностью. Полет "Бурана" стал важнейшим событием, заслонил, как во время полного затмения Луна прячет Солнце, все прочие мировые сенсации и происшествия. Мог ли кто-нибудь 15 ноября 1988 года предположить, что первый полет советского шаттла окажется последним? Драматичная судьба "Бурана", самой совершенной созданной в нашей стране машины, самой совершенной технической системы, - это огромный урок на будущее, которое впадает во все большую зависимость от наукоемких технологий и научно-технического прогресса.

Социологические опросы говорят, что из всех наших достижений мы больше всего гордимся победой во Второй мировой войне. На втором месте - достижения в космосе. Все прочие успехи далеко отстали. Но если полет Гагарина и Терешковой, выход человека в открытый космос, полеты автоматов к планетам воспринимаются счастливо и безоблачно, то космический "Буран" вызывает противоречивые чувства. Спектр во весь горизонт - от восхищения до уныния...

"Буран" является вершиной технической мысли. На исходе ХХ века, чего Маркс предположить не мог, наука стала решающей производительной силой, превратилась в движущую силу экономики, породив экономику знаний...

Технические характеристики "Бурана"

Экипаж - 2-4 человека и 6 пассажиров
Длина - 35,4 метра
Высота с шасси - 16,5 метра
Размах крыла - 24 метра
Ширина фюзеляжа - 6,2 метра
Диаметр грузового отсека - 4,6 метра
Длина грузового отсека - 18 метров
Стартовая масса - 105 тонн
Масса груза, который выводится на орбиту, - до 30 тонн
Масса груза, который возвращается с орбиты, - до 15 тонн
Расчетная высота орбиты - 250 км, возможен переход на орбиту 450 км с грузом 27 тонн

Корабль покрыт 36 тысячами теплозащитных плиток, которые выдерживают температуру до 1600 градусов. Каждая плитка имеет свою конфигурацию и конкретное место установки.

Продолжительность пребывания на орбите - 30 суток, оптимальное время - 7 суток

Минимальное время подготовки к старту - 20 суток

Общее количество бортовых систем без учета нескольких десятков двигательных установок - 50.

"Спейс Шаттл", "Буран" - что впереди?

...
Для создания шаттла требуются десятки технологий. Россия, по мнению экспертов, опережает другие страны, по крайней мере, в пяти ключевых технологиях. Концепция горизонтального старта с дозвукового носителя. Создание нового поколения жидкостного реактивного двигателя, по тяговым характеристикам превосходящего все аналоги в 2,5 раза. Технология жаростойких композиционных материалов. Исследования по гиперзвуковой аэродинамике. Разработка гиперзвуковых воздушно-реактивных двигателей.

В конструкцию космических самолетов заложены инженерные идеи 40-летней давности. Это была другая эпоха, когда о компьютерном моделировании и графических системах просто не знали. В XXI веке стало возможным принципиально повысить эффективность и экономичность многоразовых систем. В США все аэрокосмические фирмы ведут поиск вариантов таких аппаратов. На "Боинге" разрабатывают малый космический самолет, который запускается со спины "Боинга-747". На "Локхиде" продвигается проект большого воздушно-космического самолета, способного выводить на орбиту 9 тонн. Не сидит без дела и НАСА, где уже около 15 лет уточняются параметры нового национального воздушно-космического самолета "Х-30", который воплотит все последние новации. Этот самолет будет гораздо экономичнее шаттла, сможет выполнять сложные маневры и возвращаться из атмосферы обратно в космос. Более половины расходов берет на себя Министерство обороны.

В Англии ведется разработка воздушно-космического самолета "Хотол", идеи предлагают "Бритиш Аэроспейс" и "Роллс-Ройс". Его габариты напоминают сверхзвуковой пассажирский самолет "Конкорд". В ФРГ прорабатывается проект двухступенчатого корабля "Зенгер" с грузом 3 тонны. Первая ступень - гиперзвуковой самолет, с его спины стартуют орбитальные блоки с двигателями ракеты "Ариан". Консорциум японских фирм "Фуджи", "Мицубиси" и "Кавасаки" разрабатывает проект беспилотной системы "Хоуп" с вертикальным стартом, способной вывести на орбиту 3 тонны нагрузки. Наконец, существует европейский, тоже 3-тонный, проект "Гермес", который, по мнению экспертов, продвинулся дальше других и, если бы не общий кризис в космической индустрии, мог бы быть уже на стапелях.

Итак, космонавтика заинтересована в многоразовых системах большей мобильности и меньших размеров. Пока слишком мало грузов в 25-30 тонн, и неэкономичность шаттлов связана с тем, что гонять их порожняком глупо, приходится выжидать случая в ангарах. Тенденция на создание легких спутников продиктована достижениями науки по миниатюризации технических систем. Рынок легких спутников на 15 лет оценивается в 10-15 млрд долл. Есть ли у России место на рынке?

В федеральной космической программе России значатся два проекта, связанных с многоразовыми системами. Разуверившийся в "Буране" Глеб Лозино-Лозинский последние годы посвятил проекту "МАКС": со спины самолета "Мрия", который когда-то возил на Байконур "Буран", на орбиту уходит многоразовый корабль. Масса груза - 8 тонн. Проект "Воздушный старт" базируется на другом самолете Ан - "Руслане", с его борта отправляется на орбиту двухступенчатая ракета "Полет". Полезная масса, как в большинстве западных проектов, - 3,5 тонны. По расчетам в обеих системах стоимость выведения 1 кг груза на орбиту не превысит 2,5 тысячи долларов.

Беда в том, что вот уже 15 лет, со времен "Бурана", новых технических систем у нас не создается. Пусть "Буран" был не слишком хорош, но он был. Увидим ли новые проекты? Пока все в идеях, которыми за неимением другого мы вынуждены гордиться.

Космонавты "Бурана"

Различные ведомства, рассматривавшие "Буран" как лакомую вотчину, независимо друг от друга сформировали четыре отряда космонавтов. Самым известным был отряд Игоря Волка из Летно-испытательного института имени Громова Минавиапрома. Игорь Волк уже летал в космос и сразу после приземления сел за штурвал сверхзвукового самолета. Волк доказал, что реакция и навыки управления сложными авиационными системами в невесомости не утрачиваются.

В отряд входили лучшие летчики-испытатели страны. Этот отряд преследовал зловещий рок, и, быть может, он был не случаен. Через год после полета в космос и за несколько месяцев до полета "Бурана" от опухоли мозга умер Анатолий Левченко. Через две недели при испытаниях самолета разбился его дублер Александр Щукин. В 1990 году на авиабазе в Италии во время показательного выступления разбился Римас Станкявичус. При катастрофе палубного самолета погиб Олег Кононенко. Два года назад умер Юрий Шеффер. Летом 2001 года - Юрий Приходько, который, потеряв надежду на "Буран", уехал искать счастья в Америку. Профессиональный интерес к нему быстро иссяк, бывший летчик-испытатель работал таксистом, уборщиком и умер от рака в 47 лет.

Сформировали отряд для "Бурана" и в НИИ ВВС. Именно из этого отряда вышел первый космонавт Украины Леонид Каденюк, слетавший-таки в космос на шаттле. Но не на советском - на американском. Из нашего же отряда он был исключен по высоким соображениям - из-за развода, несовместимого со статусом потенциального космонавта. Из российских членов отряда в космосе на американском шаттле побывал командир группы Валерий Токарев, а в длительных экспедициях - Анатолий Арцебарский, Виктор Афанасьев и Геннадий Манаков.

Самый большой отряд был сформирован в Центре подготовки космонавтов. Из Звездного вышли яркие космические асы и обладатели всех рекордов - Анатолий Соловьев, Александр Волков, Владимир Титов, Александр Викторенко и недавно завершивший 5-месячную экспедицию на международную станцию Валерий Корзун.

Наконец, в гражданском отряде РКК "Энергия" работали отличившиеся на других космических направлениях Валентин Лебедев (ныне член-корреспондент РАН), Александр Иванченков, Геннадий Стрекалов, Александр Баландин, Муса Манаров и Сергей Крикалев, член первого экипажа на международной космической станции[/url]
Любите людей.
King Regards,
Andrey

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”