Неплохая версия о причинах катастрофы шаттла:
"Много писали о куске изоляции с главного бака, который оторвался и ударил по крылу шаттла. Отчего, де, возникла трещина на крыле, которая при спуске и стала причиной разрушения всего корабля. Так вот, по предварительным результатам расследования, на взлете от главного топливного бака отслоился небольшой фрагмент "изолирующей пены"( нечто вроде пенопласта) весом не более килограмма, и на небольшой скорости ударил по крылу. Трещина возникала (или была ранее) при этом вовсе не на крыле, а в защитной крышке шасси. Никакого отношения к гибели этот мелкий дефект, о котором сразу знали, не имел. А имело отношение нарушение управление кораблем при входе в плотные слои атмосферы (примерно на высоте 90 км. от земли, разваливаться начал на высоте 62 км.). Шаттл из-за сбоев в связи и в управлении с земли входил в плотные слои не совсем точно, слишком под большим углом, отчего его нагрев от трения о воздух стал больше нормы
и дальше...
Дадим слово русскому эксперту, доктору физико-математических наук, заведующему лабораторией прочности Института механики МГУ Владимиру Кузнецову, одному из разработчиков "Бурана".
"Сейчас технология находится на таком уровне, что после каждого полета приходится частично менять плитки. Если система теплозащиты ремонтировалась в том смысле, что выбитые плитки заменялись новыми, то вполне могло набраться довольно много элементов защиты (плиток), которые находились на пределе отваливания. Можно, конечно, все снять и всю поверхность выложить новыми плитками, но это дорого и долго, а у американцев особенно дорого. А если заменять только те участки, которые вышли из строя, то накопится в конце концов критическое количество плиток, которые выйдут из строя в ближайшее время. Если обнажится участок поверхности крыла, крыла в первую очередь наиболее вероятно, то алюминий начнет испаряться. И обнажившаяся поверхность выгорит до полной дырки. И если представить, что часть плиток была унесена потоком, то развитие катастрофы практически однозначно: из-за изменившейся аэродинамики шаттл начнет кувыркаться. А если он начал кувыркаться, то он попадает незащищенным местом в зону высоких температур. В этом шар Гагарина был лучше: он был однородным со всех сторон".
взято на
www.lebed.com