... принципы “паразитного текста” сформулированы одним из авторов, пойманных с поличным. Причем не случайным человеком в литературе, а модным, раскупаемым и обласканным авторитетными премиями
Михаилом Шишкиным.
Все началось с того, что петербургский поэт Александр Танков, в марте 2006 года ставший жертвой плагиата (его стихотворение присвоила москвичка Анастасия Доронина), выступил в “Литературной газете” заодно и с резкой критикой Шишкина. Приведу лишь две цитаты из этой статьи. Первая относится к шишкинскому роману
“Венерин волос”. Вторая извлечена Танковым из мемуаров популярной в первой половине века писательницы
Веры Пановой “Мое и только мое” (Издательство журнала “Звезда”, СПб., 2005):
Гимназия начинается, собственно, с писчебумажного магазина Иосифа Покорного на Садовой. Достаточно сказать: “Билинской, первый класс”, как мне уже сооружают пакет, в котором все учебники, тетради, краски, кисточки нужных размеров, перья, резинки, пенал <...> Утром мама <...> сует каждой по пятнадцать копеек на обед. Уже по дороге деньги тратим на лакомства - леденцы или кусок халвы у уличных торговцев, те специально выбирают места недалеко от школ... Помню даже мой номер в раздевалке - 134... Все купленное в магазине для уроков оказывается совершенно недостаточным. К счастью, у меня есть опытные сестры, которые учат, что кроме учебников и тетрадей уважающая себя гимназистка должна иметь альбом для стихов и картинок <...> розовая промокашка, вложенная в тетради, является признаком безвкусицы и почти что нищеты, а надо покупать клякс-папир других цветов и прикреплять его к тетрадям лентами с пышными бантами.
..
.На Садовой улице был писчебумажный магазин Иосифа Покорного. Надо было прийти туда и сказать: “Гимназия Любимовой, первый класс”. И отлично вымуштрованный приказчик сооружал пакет, в котором были собраны все нужные учебники, тетради, даже набор акварельных красок, требуемых в 1-м классе гимназии Любимовой для уроков рисования, даже кисточки нужных номеров, и перья, и резинки, и пенал там был, и дневник, и решительно все, что могли потребовать учителя <...> Мне давали утром пятнадцать копеек на завтрак, из этой суммы я копеек пять тратила по пути в гимназию на лакомство. На этом пути тут и там сидели торговцы с лотками. На копейку можно было купить либо три больших леденца <...> либо порядочный кусок халвы <...> вешала свое пальто на колышек под № 383, запихивала в рукава кашне и шапку (у нас были пребезобразные форменные зимние шапки из грубого черного плюша) <...> Оказалось, что кроме учебников, тетрадей и тому подобного гимназистка должна иметь альбом для стихов и картинок, что розовая промокашка, вложенная в тетради, считается признаком безвкусицы и почти что нищеты, а надо покупать клякс-папир других цветов и прикреплять его к тетрадям лентами с пышными бантами...
Налицо очень близкое соответствие двух текстов. Но, как ни странно, нам интересно не столько их сходство, сколько различие. Шишкин не просто заимствовал чужой текст: подогнав под нужный формат, он его “переварил” и присвоил - в психологическом смысле слова.
http://www.ijp.ru/razd/pr.php?failp=12001400272