Amik wrote: В настоящей рыночной экономике больные старики нафиг никому не нужны. ВВП производят мало, а затраты большие.
Раз уж вы про аргентину, то у Борхеса по моему рассказ про стариков был
Имхо, надо смотреть чуть дальше. Старики не только никому не нужны. Они, если разобраться, в большинстве и себе не нужны.
Вспомните себя до 14 лет. 20летние казались пожилыми, 30 летние - преклонными, 50-летние - вообще глубокими стариками, какими уж вы то точно никогда не станете! С возрастом критерии смещались, конечно, но мало кто с собственных лет 30-40 уже не начинает чувствовать, что организм начинает понемногу сбоить. К 50-60 старость в той или иной степени ощущают все. А проявляется она в том, что производительность любой деятельности начинает падать, что постоянно что-то болит, хоть и бережешь организм так, как молодым кажется только немощные инвалиды должны беречь. Общественная мораль внушает осуждение суицида, пропагандирует жизнь ради других (в основном близких). Но, если признаваться себе без лицемерия, если называть вещи своими именами, то с определенного возраста (для разных людей по разному от 40 до 80) людям собственная жизнь все больше перестает нравиться. В соответствии с общественными установками большинство запрещают себе даже думать о досрочном уходе из жизни, но в общем то радости эта жизнь им не приносит. Внушаемая, общественным мнением, опять же, радость за жизнь потомков - это для многих, если не большинства, больше самовнушение, привычка поведения, нежели острые и искренние чувства. Стоит пожилому человеку задуматься (а задумываются многие), проанализироватьсвои ощущения и он понимает, что обостренность чувств значительно снизилась, что не так уж они, успехи потомков важны, чтобы стараться выживать и подольше смотреть, что же будет дальше. Как в том анекдоте: "... а пить то не хочется!"
Старики думают: "дети хотят, чтобы мы подольше для них пожили - придется постараться, чтобы не травмировать". Те что помоложе думают: "раз уж старики так хотят жить (хоть не дай нам самим Бог жить в старости!), то мы, конечно, будем их поддерживать всеми силами, ибо кощунственно желать смерти пожилым и немощным". И так сотни миллионов людей на земле дружно занимаются взаимным и само- обманом.
Все это сопровождается общественным психозом преследований и расследований, включая статью в законодательстве по поводу "доведения до ...". Поэтому если человек даже вздумает самостоятельно уйти, он вынужден еще крепко постараться, чтобы не дай Бог не пало подозрение на кого то из близких (и часто падает безвинно, кстати). Не говоря о том, что довольно сложно убить себя самому, а не покалечить, не стать овощем. Парадокс!: самых жестких бесчеловечных преступников общество награждает помощью в безболезненном и надежном уходе из жизни, а тех добропорядочных, кто хотел бы уйти, жестоко мучает химеотерапиями, ограничением свобод в психушках и пр. Прикрывая все это лицемерными заявлениями о гуманизме и фразами "Бог терпел ...". А наживаются на этом всякие жулики, начиная от попов, которым куда легче влиять на людей измученных и ослабленных, и кончая медиками, которые на полугодовое продление мучений выгребают не только сбережения самих стариков, но и их более молодых здоровых родственников.
И лишь отдельные робкие выступления, типа фильма "Истинные ценности" ("One True Thing") (1998), да отдельные люди, типа Геворкяна, пытаются обратить внимание человечества на редкую бредовость создавшейся ситуации ...