Oleg Ivanov wrote:Alexei_K wrote:Предъявил здесь российских/советских лауреатов, чтобы показать: тезис Новодворской о "свалке истории" является неумным, а упомянутый выше "отбор наоборот" - как минимум, сомнительным. Чаще всего личности "нобелевского" калибра, конечно же, наднациональны (за исключением литераторов и т.п.), поэтому "нобелевское" сравнение стран считаю неосмысленным.
Почти весь список советских лауреатов к СССР трудно отнести, даже если получившие их заработали их в СССР , и даже получили воспитание-образование здесь. Сахаров-Горбачев получили премии за борьбу против ценностей государства и населения СССР. Гейм, Абрикосов, Новоселов - хоть и полностью советские выкормыши и даже основную часть своих нобелевских работ в СССР и постСССР делали, сбежали из страны и ничего общего с ней иметь не хотят.
Физика, химия, и прочие естественные науки интернациональны. Безусловно, есть признанные национальные научные школы и традиции. Тем не менее, гордость за достижения физиков и химиков - не то же самое, что гордость за страну. Научный прогресс и патриотизм, вообще говоря, не помогают друг другу - они, так сказать, "ортогональны". (В то же время выбросить "на свалку истории", скажем, немецкую или российскую/советскую научную школу было бы жутким вандализмом. Предполагала ли госпожа Новодворская отправить страну "на свалку истории" - но сохранить научные школы страны? как она это предполагала сделать? Скорее всего, баба Лера над этим не думала.)
Oleg Ivanov wrote:Капицу обманом из Британии выдернули и потом не выпускали. Останься он в Кавендишской лаборатории, много больше бы в физику привнес. Большинство осталных тоже любовью к СССР не горели.
По данному поводу хорошо известны интересные высказывания самого Петра Леонидовича Капицы:
"Я твёрдо верю в интернациональность науки и верю в то, что настоящая наука должна быть вне всяких политических страстей и борьбы, как бы её туда ни стремились вовлечь, и я верю, что научная работа, которую я делал всю жизнь, есть достояние всего человечества, где бы я её ни творил."
"Неоспоримо, что наука – одна для всего человечества, и поэтому она развивается в интернациональном масштабе."
"Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения."
"Так же как войну нельзя вести без оружия, так же её нельзя вести без пропаганды – это основное условие для коллективных действий людей."
"При демократическом управлении согласно желаниям большинства был бы остановлен прогресс, так как прогрессивное начало сосредоточено в небольшом количестве людей (передовой слой). Поэтому демократический принцип управления людьми только тогда и действует, когда он связан с обманом одних другими. Поэтому и говорят, что политика – грязное дело. Это не грязное дело, но обман есть необходимый элемент демократического строя, без него он успешно функционировать не может."
"Характер и структура общества определяют селекционный отбор последующих поколений. Характер и структура общества определяются его конституцией и социальным строем, но также его духовной культурой, развитием науки, искусства, литературы, характером семейной и общественной жизни. Идеалы, герои общества определяются <тем>, кто <в нём> наиболее привлекательные женихи и невесты – спортсмены, инженеры, учёные, чиновники и т.д. Это и определяет характер воспроизведения поколения."
http://jorigami.ru/NewDoc/For_100_years ... apitsa.htm
Вот еще интересный фрагмент воспоминаний П.Л.Капицы (та же ссылка). Из текста видно, что Капица был "выездным" в 1960е годы - но, как известно, из СССР не эмигрировал. Видно также, что Капица не был антикоммунистом и поддерживал доверительные отношения с Иосипом Броз Тито. (Но Капица никогда не был и коммунистом, хотя для директора института в СССР быть беспартийным в те времена - явление редчайшее.)
"Показывая институт и беседуя с товарищем Тито, я спросил его, как он относится к Мештровичу, работы которого я любил. И. Мештрович был учеником Родена и одним из крупнейших скульпторов нашего времени. Тито стал говорить о Мештровиче очень отрицательно. Он сказал, что Мештрович чуждый им человек, так как недружелюбно и резко высказывается против создаваемого в Югославии государственного строя. К тому же он религиозен и дружит с римским папой и т.д. Я стал спорить с Тито. Я говорил ему, что о человеке, достигнувшем таких творческих высот в искусстве, как Мештрович, не следует судить по стандартной мерке, и привел ему, как пример, отношение Ленина к Павлову. Тито оказался хорошим спорщиком, беседа велась в повышенном тоне, и мы оба говорили резко. Но внезапно Тито прервал разговор и сказал, что я его переубедил и он решил по возвращении в Югославию изменить своё отношение к Мештровичу.
Затем ... у нас с Тито произошла большая размолвка, и возвращение к нормальным отношениям стало возможным уже при Хрущёве. За эти годы у меня тоже были неприятные события, но впоследствии моё положение улучшилось, и мне была дана возможность путешествовать. Я сам правил машиной, и сперва ездил по демократическим республикам. В 1966 г., оплатив поездку в Интуристе, я решил поехать в Югославию. На границе меня приветливо встретили и сказали, что как только я приеду в Белград, меня сразу же хочет видеть маршал Тито. Мы приехали в Белград поздно ночью, но уже в 10 часов утра Тито прислал за нами машину. Первое, что он сказал мне при встрече, было, что он очень благодарен за тот спор в Москве, после которого он изменил своё отношение к Мештровичу, в результате чего и Мештрович стал менять своё отношение к новому строю, и оно настолько улучшилось, что он начал активно работать для Югославии. Я помню, что одной из его скульптур был портрет Тесла. Когда Мештрович умер, все его работы были им завещаны Югославии. В Сплите для его скульптур был построен специальный музей, похоронен он там же рядом... Когда я покидал Югославию, мне сообщили, что я награжден высшим орденом Югославии – орденом «Югославское знамя с бантом» (Zastava za lentom). К этому времени Мештрович уже умер, и он, по-видимому, не знал, почему изменилось к нему отношение..."