Оскорбить религиозные чувства верующих несложно. Часто одного только утверждения: "Такие-то верования являются ложными", - уже достаточно, чтобы некоторое количество людей почувствовало себя оскорбленными.
Вот по этой ссылке:
http://www.tvc.ru/news/show/id/61886 описана любопытная история, случившаяся в России полтораста лет назад.
Коротко: жил да был человек, постоянно оскорблявший религиозные чувства верующих. Причем сильно! Причем публично! Если бы нечто подобное попытался сделать крестьянин или мещанин, его бы сразу убили - просто прихлопнули бы как муху, походя. Незнатный дворянин или человек из духовного сословия тоже бы не сумел: убивать бы не стали, но рот заткнуть было легко. Однако тот Толстой был дворянином высшей пробы, а законы и традиции сословно-аристократической монархии сильно ограничивали возможности людей, которых он оскорблял. В итоге история затянулась.
... Многие полагают, что Церковь предала анафеме писателя, однако на самом деле никакой анафемы не было. Наиболее распространённой в нынешние дни является точка зрения, согласно которой Толстой сам отсоединился от РПЦ, а Церкви оставалось лишь констатировать этот факт. На деле же обстоятельства этой истории гораздо сложнее.
Дело в том, что в начале XX века в Церкви не предавали анафеме никого: эта религиозная процедура была упразднена. Так, последним человеком, преданным анафеме, стал гетман Мазепа – в XVIII веке ...
Сам Толстой был человеком верующим, крещённым в православии, однако в последние 20 лет своей жизни ясно дал понять, что не принимает ряд главных догматов Русской Православной Церкви. Это ярко выражается в произведении "Воскресение", опубликованном в 1899 году, в котором описывалась холодность духовенства, наспех совершающего положенные религиозные обряды ...
Призывы отлучить Толстого от Церкви звучали ещё с конца 1880-х годов. Александра III не раз просили отлучить Толстого от Церкви, однако тот отказывался совершать данный поступок, поскольку не желал "прибавлять к славе Толстого мученического венца". Призывы зазвучали активнее после смерти Александра III и восхождения на престол Николая II. "Определение" Синода, принятого 20-22 февраля 1901 года и опубликованного 24 февраля того же года в "Церковных Ведомостях", было своеобразным ответом ...
Вслед за постановлением Синода в адрес Льва Толстого посыпались письма самого разнообразного характера. Некоторые из них содержали проклятия, призывы к покаянию и даже угрозы. Так, например, критика доносилась со стороны протоиерея Иоанна Кронштадского в 1902 году: "Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на её правительство!.. Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… Невоспитанность Толстого с юности и его рассеянная, праздная с похождениями жизнь в лета юности, как это видно из собственного его описания своей жизни, были главной причиной его радикального безбожия; знакомство с западными безбожниками ещё более помогло ему стать на этот страшный путь, а отлучение его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, оскорбив его графское писательское самолюбие, помрачив ему мирскую славу… о, как ты ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны…".
Я не хотел сначала отвечать на постановление обо мне синода, но ...
Постановление синода вообще имеет много недостатков; оно незаконно или умышленно двусмысленно; оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету и подстрекательство к бурным чувствам и поступкам.
Оно незаконно или умышленно двусмысленно потому, что если оно хочет быть отлучением от церкви, то оно не удовлетворяет тем церковным правилам, по которым может произноситься такое отлучение; если же это есть заявление о том, что тот, кто не верит в церковь и ее догмата, не принадлежит к ней, то это само собой разумеется, и такое заявление не может иметь никакой другой цели, как только ту, чтобы, не будучи в сущности отлучением, оно бы казалось таковым, что собственно и случилось, потому что оно так и было понято ...