STL - как раз тот не очень частый случай, когда лезть в исходники реализации библиотеки особого резона нет. Я когда-то давно очень, когда ещё под Windows программировал, залез исключительно из-за любопытства, и быстро убежал в ужасе. Такое ощущение было, что код был какой-то автоматической тулзой нагенерён.
Но дело даже не в том, что код (по крайней мере, той реализации, что с Visual Studio тогда шла) кучерявый. Просто из исходников вы почерпнёте знания только о той конкретной реализации. А STL это, в первую очередь, спецификация. Начинающим нужно потратить какое-то время (весьма небольшое) на то, чтобы вдумчиво почитать документацию. Может, мне просто повезло, что я начал знакомиться с STL из оригинальной статьи Степанова - как-то удивительно быстро всё на свои места встало.
Проблемы с STL по-моему бывают у людей, который пытаются сразу чего-то напрограммировать, полагаясь на интуицию или ещё что. Но это совершенно не тот случай, когда "метод тыка" работает.
Вообще, безотносительно STL, меня частенько расстраивает, что люди так часто полагаются на bottom-up подход, когда top-down был бы более уместным. Или боятся потратить чуток времени на чтение или написание документации, и потом тратят в разу больше на ...хм, беспорядочный тык.