laysoft wrote: Не думаю что дореволюционные российские ученые-учителя в чем-то превосходят современных профессоров. Разруха в университетах все-таки меньше чем разруха в послереволюционной России при сталинских репрессиях.
Говоря словами п.Преображенского "разруха в головах". Как ни парадоксально, сталинский самоедский режим отлично базировался на том созидательном ДУХЕ, который ему достался от дореволюционного времени. И, кстати, в каких-то моментах даже помогал ему самовоспроизводиться. При всех извращениях страна не была забюрократизирована и на 1\10 в сравнении с тем, что сумели к концу 70-х понастроить "наследники" Сталина.
Т.е. в тех немногих проектах, которые власть курировала лично (средмаш, авиация, космонавтика, вообще весь оборонпром) дух был относительно на высоте. А за авангардом и остальные пытались тянуться. В добавок к этому ряд внешних и внутренних факторов (холодная война и реальные внешние враги, постоянные внутренние дисциплинирующие происшествия) - все это стимулировало население не расслабляться. В обществе была высока ценность знаний и образования (а не бумажек, их подтверждающих). В период брежневского "благодушия" и последующие происходила ползучая подмена ценностей. А с открытием границ и официальным наступлением "капитализма" начался стремительный отток и основных носителей этих ценностей.
Конечно, современные технические средства во многом компенсируют такие потери (хотя во многом и наоборот преумножают - взять только разлагащие возможности ТВ и Интернета, которые, в отличие от развивающих, в России, увы, доминируют). Но утрачен ДУХ, который мог бы способствовать массовому использованию. техсредств.
NB1 wrote:Процесс этот, увы, начался еще в 60-е. Тогда по причине идиотского управления культурой, интересами людей. А с открытием границ помножился еще и на массовый отток мозгов.
А дореволюционные учителя действительно превосходят современных (в среднем). Учителей 70-х - лишь духом, а нынешних уже и профессионализмом
Т.е. до 60-х управление культурой не было идиотским и власть учитывала интересы людей.
Вы также хотите сказать что наука в СССР деградировала начиная с 60-х?
А как же космонавтика, атомная промышленность, ядерная физика, авиастроение, новосибирский академгородок?[/quote] Почти все основное тут было сделано до 65-70-го. Потом шло замедление и постепенная деградация. Сейчас все, что делается, лавным образом базируется на тех достижениях. Что бы был, например, наш Атомпром, который ежедевно несколько новостных поводов выдает (молодцы, пиарщики!), без высокоскоростных центрифуг, которые до сих пор никто повторить не может?! В космонавтике все основные идеи и технические решения были сделаны тоже тогда.
Конечно, такой потенциал в одночасье не исчезает. Но посмотрите на нынешний уровень студентов! Даже в ведущих ВУЗах (МГУ, физтех и пр) ребятки далеко не столь смышленые, как были в годы первых КВН. А в рядовых вузах выпускники вообще никакие, в большинстве своем. А профессура в ВУЗах?! На одного сколько-то незаурядного десяток дремучих серостей!
laysoft wrote: Уж что-что, а наука в СССР развивалась семимильными шагами в отличии от промышленности, которая действительно достигла своего пика темпов развития в 60-е годы. Но в промышленности были на это свои причины, слабо связанные с культурой, интересами людей и т.п.
Я предпочитаю "видеть лес за деревьями". Та наука была массовой, но крайне неэффективной уже в 70-х. Конечно, количество неизбежно дает некоторое качество. Интеллект не может не развиваться даже в удушающей атмосфере. Но ростки эти чахлы и редки