Нет никакой симметрии из-за допплера... Если чаcтота стабилизирована и известна.Hamster wrote: Пинги вообще не дают возможности решить, на север он полетел или на юг. Система спутник-Земля-самолет обладает зеркальной симметрией относительно плоскости, проходящей через спутник, центр Земли и последнюю известную координату самолета.
Исчезновение 777 в Малайзии
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
А если подумать?vaduz wrote:Нет никакой симметрии из-за допплера... Если чаcтота стабилизирована и известна.Hamster wrote: Пинги вообще не дают возможности решить, на север он полетел или на юг. Система спутник-Земля-самолет обладает зеркальной симметрией относительно плоскости, проходящей через спутник, центр Земли и последнюю известную координату самолета.
Протоукр
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Влом, так скажите.Hamster wrote:А если подумать?vaduz wrote:Нет никакой симметрии из-за допплера... Если чаcтота стабилизирована и известна.Hamster wrote: Пинги вообще не дают возможности решить, на север он полетел или на юг. Система спутник-Земля-самолет обладает зеркальной симметрией относительно плоскости, проходящей через спутник, центр Земли и последнюю известную координату самолета.
-
- Администратор
- Posts: 17199
- Joined: 03 Jan 1999 10:01
- Location: Redmond, WA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Ну, что за топик! То рассказывают о том, что Боинг не может планировать, то про какого-то допплера чудеса рассказывают... Зачем лезть в области, о которых у вас есть смутное представление?vaduz wrote:Нет никакой симметрии из-за допплера... Если чаcтота стабилизирована и известна.Hamster wrote: Пинги вообще не дают возможности решить, на север он полетел или на юг. Система спутник-Земля-самолет обладает зеркальной симметрией относительно плоскости, проходящей через спутник, центр Земли и последнюю известную координату самолета.
Привет.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Скажем так, у меня представления о допплере и восстановлении траектории источника сигнала немного получше... хм... среднего. Как никак диплом на эту тему писал.Privet wrote:Ну, что за топик! То рассказывают о том, что Боинг не может планировать, то про какого-то допплера чудеса рассказывают... Зачем лезть в области, о которых у вас есть смутное представление?vaduz wrote:Нет никакой симметрии из-за допплера... Если чаcтота стабилизирована и известна.Hamster wrote: Пинги вообще не дают возможности решить, на север он полетел или на юг. Система спутник-Земля-самолет обладает зеркальной симметрией относительно плоскости, проходящей через спутник, центр Земли и последнюю известную координату самолета.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
А есть ли у Вас достаточно не смутное представление, чтобы решать кому куда лезть?Privet wrote:Ну, что за топик! То рассказывают о том, что Боинг не может планировать, то про какого-то допплера чудеса рассказывают... Зачем лезть в области, о которых у вас есть смутное представление?vaduz wrote:Нет никакой симметрии из-за допплера... Если чаcтота стабилизирована и известна.Hamster wrote: Пинги вообще не дают возможности решить, на север он полетел или на юг. Система спутник-Земля-самолет обладает зеркальной симметрией относительно плоскости, проходящей через спутник, центр Земли и последнюю известную координату самолета.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Допплер есть проекция относительной скорости объектов на ось, их соединяющую, правильно?vaduz wrote:Влом, так скажите.Hamster wrote:А если подумать?vaduz wrote:Нет никакой симметрии из-за допплера... Если чаcтота стабилизирована и известна.Hamster wrote: Пинги вообще не дают возможности решить, на север он полетел или на юг. Система спутник-Земля-самолет обладает зеркальной симметрией относительно плоскости, проходящей через спутник, центр Земли и последнюю известную координату самолета.
Если ось от спутника к самолету назвать "x", то допплер дает скорость по x, но ничего не говорит про y и z. Что в общем случае от трехмерного пространства возможных скоростей оставляет двухмерное (с определенной скоростью по x и неизвестными по y и z).
Предположение о том, что самолет летит на постоянной высоте от земли, оставляет пересечение этого двухмерного пространства и пространства касательных к поверхности - одномерную кривую возможных векторов, симметричную относительно плоскости через спутник, самолет и центр земли.
В некоторых случаях (физически ограниченная сверху скорость самолета и спутник, очень быстро движущийся относительно Земли, например, на низкой орбите) часть кривой можно будет отвергнуть. Здесь не тот случай - у нас спутник на геостационарной орбите с малым углом наклона орбиты к оси.
Протоукр
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Честно говоря, я считал, что собственные движения спутника учитывались, потому как скорость спутника по направлению север/юг достигала 1/3 скорости самолета, около 60-80 метров в секунду. А это уже достаточно сильное нарушение симметрии.Hamster wrote:В некоторых случаях (физически ограниченная сверху скорость самолета и спутник, очень быстро движущийся относительно Земли, например, на низкой орбите) часть кривой можно будет отвергнуть. Здесь не тот случай - у нас спутник на геостационарной орбите с малым углом наклона орбиты к оси.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.vaduz wrote:Честно говоря, я считал, что собственные движения спутника учитывались, потому как скорость спутника по направлению север/юг достигала 1/3 скорости самолета, около 60-80 метров в секунду. А это уже достаточно сильное нарушение симметрии.Hamster wrote:В некоторых случаях (физически ограниченная сверху скорость самолета и спутник, очень быстро движущийся относительно Земли, например, на низкой орбите) часть кривой можно будет отвергнуть. Здесь не тот случай - у нас спутник на геостационарной орбите с малым углом наклона орбиты к оси.
Протоукр
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Неважно, на что умножать, главное, что относительная скорость самолета для разных направлений полета отличалась бы в два раза.Hamster wrote: Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Вся скорость - может быть, и в два. Проекция на ось, соединяющую спутник с самолетом - нет. Компонента скорости поперек оси на Допплер не влияет. Если взять предельный случай (спутник, с точки зрения самолета, висит над горизонтом точно на север от самолета и летит на север с максимальной скоростью), абсолютная скорость спутника 80 м/с, помноженная на косинус - 12 м/с, скорость самолета 450 узлов = 230 м/с, проекция на ось от -230 до +230, в зависимости от направления.vaduz wrote:Неважно, на что умножать, главное, что относительная скорость самолета для разных направлений полета отличалась бы в два раза.Hamster wrote: Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.
Протоукр
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Скорость самолета на косинус не забудьте умножить, ибо нас волнует только проекция скорости на ось, соединяющую спутник с самолетом.Hamster wrote:Вся скорость - может быть, и в два. Проекция на ось, соединяющую спутник с самолетом - нет. Компонента скорости поперек оси на Допплер не влияет. Если взять предельный случай (спутник, с точки зрения самолета, висит над горизонтом точно на север от самолета и летит на север с максимальной скоростью), абсолютная скорость спутника 80 м/с, помноженная на косинус - 12 м/с, скорость самолета 450 узлов = 230 м/с, проекция на ось от -230 до +230, в зависимости от направления.vaduz wrote:Неважно, на что умножать, главное, что относительная скорость самолета для разных направлений полета отличалась бы в два раза.Hamster wrote: Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Если спутник с точки зрения самолета висит над горизонтом (ось спутник-самолет проходит по касательной к поверхности Земли), то этот косинус равен единице.vaduz wrote:Скорость самолета на косинус не забудьте умножить, ибо нас волнует только проекция скорости на ось, соединяющую спутник с самолетом.Hamster wrote:Вся скорость - может быть, и в два. Проекция на ось, соединяющую спутник с самолетом - нет. Компонента скорости поперек оси на Допплер не влияет. Если взять предельный случай (спутник, с точки зрения самолета, висит над горизонтом точно на север от самолета и летит на север с максимальной скоростью), абсолютная скорость спутника 80 м/с, помноженная на косинус - 12 м/с, скорость самолета 450 узлов = 230 м/с, проекция на ось от -230 до +230, в зависимости от направления.vaduz wrote:Неважно, на что умножать, главное, что относительная скорость самолета для разных направлений полета отличалась бы в два раза.Hamster wrote: Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.
Протоукр
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
У вас самолет на северном полюсе, что ли?Hamster wrote:Если спутник с точки зрения самолета висит над горизонтом (ось спутник-самолет проходит по касательной к поверхности Земли), то этот косинус равен единице.vaduz wrote:Скорость самолета на косинус не забудьте умножить, ибо нас волнует только проекция скорости на ось, соединяющую спутник с самолетом.Hamster wrote:Вся скорость - может быть, и в два. Проекция на ось, соединяющую спутник с самолетом - нет. Компонента скорости поперек оси на Допплер не влияет. Если взять предельный случай (спутник, с точки зрения самолета, висит над горизонтом точно на север от самолета и летит на север с максимальной скоростью), абсолютная скорость спутника 80 м/с, помноженная на косинус - 12 м/с, скорость самолета 450 узлов = 230 м/с, проекция на ось от -230 до +230, в зависимости от направления.vaduz wrote:Неважно, на что умножать, главное, что относительная скорость самолета для разных направлений полета отличалась бы в два раза.Hamster wrote: Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.
Для самолета спутник почти в зените.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Почему по касательной? Он же чуть ли не в зeните насколько я помню из карты.Hamster wrote:Если спутник с точки зрения самолета висит над горизонтом (ось спутник-самолет проходит по касательной к поверхности Земли), то этот косинус равен единице.vaduz wrote: Скорость самолета на косинус не забудьте умножить, ибо нас волнует только проекция скорости на ось, соединяющую спутник с самолетом.
А если и по касательной, тогда угол все равно около 90 градусов, ну никак косинус не 1.
Около 1 он будет, если самолет под спутником и летит в центр Земли. Или по линии запад/восток, если спутник над горизонтом.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
А, вот же карта.
Самолет летал в диапазонах положения спутника над горизонтом в 40-55 градусов.
Самолет летал в диапазонах положения спутника над горизонтом в 40-55 градусов.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
[quote="Hamster"]Вот. Что дает косинус в 0.65-0.75.[/ъуоте]
Вы запутались в углах и стереометрии.
Для простоты, начальные условия: векторы скоростей самолета и спутника параллельны (ось z, центр земли - северный полюс), расстояние между ними ~40 тыс км, в начальный момент времени прямая, соединяющая самолет и спутник перпендикулярна векторы скорости. Косинус равен твердому 0 в начальный момент.
Теперь, рассмотрите косинус через небольшое время, когда кривизной земли и орбиты все еще можно пренебречь. Косинус, т.е. проекция суммы скоростей (она же сумма проекций скоростей) , будет небольшой, но отличаться она будет ровно в два раза, в зависимости от того, летят в одну стороны или в противоположные.
Если взять еще проще, скорость самолета и спутника одинаковы, то при полете в одну сторону допплер не появится, а в разные - появится.
Вы запутались в углах и стереометрии.
Для простоты, начальные условия: векторы скоростей самолета и спутника параллельны (ось z, центр земли - северный полюс), расстояние между ними ~40 тыс км, в начальный момент времени прямая, соединяющая самолет и спутник перпендикулярна векторы скорости. Косинус равен твердому 0 в начальный момент.
Теперь, рассмотрите косинус через небольшое время, когда кривизной земли и орбиты все еще можно пренебречь. Косинус, т.е. проекция суммы скоростей (она же сумма проекций скоростей) , будет небольшой, но отличаться она будет ровно в два раза, в зависимости от того, летят в одну стороны или в противоположные.
Если взять еще проще, скорость самолета и спутника одинаковы, то при полете в одну сторону допплер не появится, а в разные - появится.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Это так, но к нашему случаю это отношения не имеет. В момент "last radar contact" мы имеем спутник на высоте 48 градусов над горизонтом. Проекция скорости спутника, как посчитано выше, не больше 12 м/с. (В реальности намного меньше, но возьмем 12.) Если самолет из этой точки полетит прямо в сторону спутника, его скорость даст проекцию в 230 * cos(48) = 154 м/с. Если мы знаем, что спутник намерял Допплер, скажем, в +50 м/с, при скорости самолета относительно земли 230 у нас есть два возможных курса, которые дадут это значение. Один на юго-запад, другой на северо-запад.vaduz wrote:Вы запутались в углах и стереометрии.
Для простоты, начальные условия: векторы скоростей самолета и спутника параллельны (ось z, центр земли - северный полюс), расстояние между ними ~40 тыс км, в начальный момент времени прямая, соединяющая самолет и спутник перпендикулярна векторы скорости. Косинус равен твердому 0 в начальный момент.
Теперь, рассмотрите косинус через небольшое время, когда кривизной земли и орбиты все еще можно пренебречь. Косинус, т.е. проекция суммы скоростей (она же сумма проекций скоростей) , будет небольшой, но отличаться она будет ровно в два раза, в зависимости от того, летят в одну стороны или в противоположные.
Если взять еще проще, скорость самолета и спутника одинаковы, то при полете в одну сторону допплер не появится, а в разные - появится.
Протоукр
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Мы пока рассматривали отсутствие симметрии направления север-юг при наличии собственной скорости спутника.Hamster wrote: Это так, но к нашему случаю это отношения не имеет. В момент "last radar contact" мы имеем спутник на высоте 48 градусов над горизонтом. Проекция скорости спутника, как посчитано выше, не больше 12 м/с. (В реальности намного меньше, но возьмем 12.) Если самолет из этой точки полетит прямо в сторону спутника, его скорость даст проекцию в 230 * cos(48) = 154 м/с. Если мы знаем, что спутник намерял Допплер, скажем, в +50 м/с, при скорости самолета относительно земли 230 у нас есть два возможных курса, которые дадут это значение. Один на юго-запад, другой на северо-запад.
Что до случая, когда скорости не параллельны, то направлений действительно два, но симметрии опять же нет, поскольку скорость самолета тогда должна быть разной для разных направлений.
Поскольку у спутника скорость знакопеременна для разных отсчетов, и логично предположить, что самолет более-менее не менял курса, то куда самолет летел понять можно. Иначе выходит, что самолет менял скорость по сложной программе, чтобы "подогнать" допплер под график.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Однако, как в воду канул...
Може правда на север полетел.
Може правда на север полетел.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 17281
- Joined: 07 Sep 2011 10:05
- Location: Seattle, WA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
похоже на то.vaduz wrote:в воду канул
-
- Администратор
- Posts: 17199
- Joined: 03 Jan 1999 10:01
- Location: Redmond, WA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Что-то я не пойму Вашей "стереометрии"... Кстати, карта, которую Вы привели выше, соответвует случаю, когда никакого Допплера нет. О какой "скорсости спутника" или "проекции скорости спутника" идёт речь мне тоже неведомо. Её нет. Спутник висит над одной точкой над экваторором и вращается с той же угловой скоростью, что и шарик. Т.е. систему сутник-шарик можно в общем случае считать статической. Движется только самолётик.vaduz wrote:Hamster wrote:Вот. Что дает косинус в 0.65-0.75.[/ъуоте]
Вы запутались в углах и стереометрии.
Для простоты, начальные условия: векторы скоростей самолета и спутника параллельны (ось z, центр земли - северный полюс), расстояние между ними ~40 тыс км, в начальный момент времени прямая, соединяющая самолет и спутник перпендикулярна векторы скорости. Косинус равен твердому 0 в начальный момент.
...
Теперь возьмите циркуль и глобус (Ваш тоже подойдёт). Поставьте одну ножку циркуля, которая с иголочкой, на экватор в месте "висения" спутника (см. приведённую Вами карту). Вторую ножку поставьте в последнюю известную точку нахождения самолёта. Теперь очертите круг вокруг точки висения спутника. Сие будет множество точек на поверхности шарика, которые равноудалёны от спутника. Т.е., если самолёт будет двигаться в любую сторону по данной окружности, то его скорость относительно спутника будет равна чему?... Ничему.
Теперь посмотрите на приведённую Вами карту. Ничего не напоминает? Так, откуда там Допплер? Таковой возникнет только в том случае, если самолёт полетит внутрь очерченного круга или наружу. Траектории полёта в обе стороны будут симметричны относительно линии, соединяющёй точку висения спутника и последнюю известную точку нахождения самолёта.
Высоту полёта можно и не учитывать.
P.S. Для решения задачи достаточно теоремы Пифагора и формулы длины окружности. Не припомню, это в каком классе проходили?
Привет.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Вы бы не фантаировали. Спутник не находится на орбите, где бы он был неподвижен, но на близкой к ней.Privet wrote:Спутник висит над одной точкой над экваторором и вращается с той же угловой скоростью, что и шарик.
Потому для наблюдателя с земли спутник "болтается" вокруг некоей точки.
У спутника есть заметная относительная скорость по направлению север-юг.
Она известна для времени пингов и достигала от 80м/с до - 80 м/с.
PS. Не надо считать остальных тупее себя, возможно, Вы просто что-то не знаете.
-
- Администратор
- Posts: 17199
- Joined: 03 Jan 1999 10:01
- Location: Redmond, WA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Значит, я не понял контекста, в котором об этом было сказано.vaduz wrote:Вы бы не фантаировали. Спутник не находится на орбите, где бы он был неподвижен, но на близкой к ней.Privet wrote:Спутник висит над одной точкой над экваторором и вращается с той же угловой скоростью, что и шарик.
Потому для наблюдателя с земли спутник "болтается" вокруг некоей точки.
У спутника есть заметная относительная скорость по направлению север-юг.
Она известна для времени пингов и достигала от 80м/с до - 80 м/с.
PS. Не надо считать остальных тупее себя, возможно, Вы просто что-то не знаете.
Мне как-то приходилось практически работать со спутниковой связью. Я потому и написал "в общем случае" о висении над одной точкой, а с конкретной скоростью болтания я действительно никогда не сталкивался. У нас использовался только угол отклонения.
Привет.