SuperJet-100

И прочий транспорт будущего
StrangerR
Уже с Приветом
Posts: 38016
Joined: 14 Dec 2006 20:13
Location: USA

Re: SuperJet-100

Post by StrangerR »

Cpt. Smollett wrote:
MAF wrote:Процесс пошел?


куда?


на рынок. Суперджет уже удался. И на сегодня это ЕДИНСТВЕННЫЙ на всем бывшем СССР нормальный сделанный с нуля по современному проект.

Так что поглядим. Похоже, пусть с какими то задержками, но у Сухого все получится. В отличие от мертворожденной ОАК.
uncle_Pasha
Уже с Приветом
Posts: 19924
Joined: 30 Aug 2000 09:01
Location: WA

Re: SuperJet-100

Post by uncle_Pasha »

StrangerR wrote:на сегодня это ЕДИНСТВЕННЫЙ на всем бывшем СССР нормальный сделанный с нуля по современному проект.

Я желаю им удачи (как обычно), но тем не менее, у сухого было много проектов "с нуля" которые закончились ни чем. Создавались замечательные самолеты, но дорого (тот же Т4, например).
Удачи!
StrangerR
Уже с Приветом
Posts: 38016
Joined: 14 Dec 2006 20:13
Location: USA

Re: SuperJet-100

Post by StrangerR »

uncle_Pasha wrote:
StrangerR wrote:на сегодня это ЕДИНСТВЕННЫЙ на всем бывшем СССР нормальный сделанный с нуля по современному проект.

Я желаю им удачи (как обычно), но тем не менее, у сухого было много проектов "с нуля" которые закончились ни чем. Создавались замечательные самолеты, но дорого (тот же Т4, например).
Удачи!


Ну, этот проект им слишком важен. И построен он более правильно чем другие. Так что шансы неплохие. И даже выбор завода имеет определенный смысл.

Главное чтобы вечный российский бардак не помешал. И огромное число недоброжелателей, по принципу _главное чтобы у соседа корова не доилась_.
User avatar
Cpt. Smollett
Уже с Приветом
Posts: 3996
Joined: 13 Apr 2006 19:38
Location: YYZ

Re: SuperJet-100

Post by Cpt. Smollett »

StrangerR wrote:
uncle_Pasha wrote:
StrangerR wrote:на сегодня это ЕДИНСТВЕННЫЙ на всем бывшем СССР нормальный сделанный с нуля по современному проект.

Я желаю им удачи (как обычно), но тем не менее, у сухого было много проектов "с нуля" которые закончились ни чем. Создавались замечательные самолеты, но дорого (тот же Т4, например).
Удачи!


Ну, этот проект им слишком важен. И построен он более правильно чем другие. Так что шансы неплохие. И даже выбор завода имеет определенный смысл.

Главное чтобы вечный российский бардак не помешал. И огромное число недоброжелателей, по принципу _главное чтобы у соседа корова не доилась_.


Я тоже искренне желаю ГСС успеха, но извините меня, протокол о намерениях с Газпромом - это же просто пиар с гос. поддержкой, ничего более. Да и справедливости ради, не вспоминая о военной экзотике типа Т-4 (это совсем другая история), Сухие уже делали "с нуля" коммерческий проект совсем недавно - Су-80, он полностью провалился. Надеюсь они учли ошибки.
User avatar
MAF
Уже с Приветом
Posts: 3903
Joined: 19 Mar 2007 04:49
Location: YYZ

Re: SuperJet-100

Post by MAF »

Бобику под хвост: http://www.avia.ru/news/?id=1245997483
26 июня, Австралийская авиакомпания Qantas Airways аннулировала заказ у американского концерна Boeing на покупку 15 дальнемагистральных самолетов Boeing 787 Dreamliner, сообщает РИА Новости со ссылкой на агентство Франс Пресс.

"Qantas объявила о своем заказе Boeing 787 Dreamliner в декабре 2005 года, но рабочие условия для мировых авиакомпаний существенно изменились с тех времен", - сообщает представитель австралийской авиакомпании.

Агентство также отмечает, что кроме отмены своего заказа, что позволит Qantas сэкономить $3 млрд, компания также договорилась с Boeing отложить поставки еще 15 лайнеров Boeing 787 Dreamliner, уточняет агентство
.
не покупаю товары и услуги фашистских хунт прибалтики и украины.
"Мы русские - какой восторг!" А.В.Суворов
User avatar
olley
Мистер Привет 2015
Posts: 7606
Joined: 26 Mar 2002 10:01
Location: San Diego

Re: SuperJet-100

Post by olley »

...и таким образом MAF с легкостью доказал, что "протоколы о намерениях" и прочие планы покупки могут легко изменяться.

Хотя... А как же планы Газпрома? Ах, да, в Газпроме нормальные пацаны, слов на ветер не бросают. Раз выразили намерения, значит сделают.

MAF, я не могу понять, чего вы пытаетесь доказать своими сообщениями? Что Боинг не умеет делать самолетов, Сухой умеет? От меня как-то ускользает смысл ваших цитат в контексте топика.
olley
User avatar
Boriskin
Уже с Приветом
Posts: 18906
Joined: 30 Aug 2001 09:01
Location: 3rd planet

Re: SuperJet-100

Post by Boriskin »

MAF wrote:
26 июня, Австралийская авиакомпания Qantas Airways аннулировала заказ у американского концерна Boeing на покупку 15 дальнемагистральных самолетов Boeing 787 Dreamliner, сообщает РИА Новости со ссылкой на агентство Франс Пресс.

"Qantas объявила о своем заказе Boeing 787 Dreamliner в декабре 2005 года, но рабочие условия для мировых авиакомпаний существенно изменились с тех времен", - сообщает представитель австралийской авиакомпании.
.


И как упали акции боинга!

Числа для сведения:

http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Boeing_787_orders

Firm orders
787-3 787-8 787-9 Total firm orders
28 627 211 866
Тупизна как Энтропия. Неумолимо растет.
User avatar
SergeyM800
Уже с Приветом
Posts: 25438
Joined: 15 Dec 2003 20:42
Location: Russia -> Lynn, MA -> N.Chelmsford, MA

Re: SuperJet-100

Post by SergeyM800 »

Почему государство напрямую без подсадных уток не возьмет Супера под свое крыло с твердым намерением (законом) довести проект до устойчивого серийного выпуска.

Типа обещания президента или премьера - к такому то году серийный выпуск Супера будет X cамолетов в год, нет - я ухожу в отставку... Т.е. я веду речь о гос.гарантиях причем в твердой валюте... тогда у инвесторов, да и у потенциальных покупателей не будет боязни что все это однодневка...

Я правильно понимаю, что сейчас нехватает ресурсов, денег и времени ( т.е. аутсорсинга или опять денег) для работы над проектом в скоростном режиме ?
Я не спорю, я просто объясняю почему я прав ! (с) не мой
User avatar
Алхимик
Уже с Приветом
Posts: 10296
Joined: 08 Oct 2002 04:12

Re: SuperJet-100

Post by Алхимик »

http://www.flightglobal.com/articles/20 ... tests.html
«In addition to the passenger cabin the aircraft will be equipped with a certification-ready avionics suite.»
/nsrs
User avatar
SergeyM800
Уже с Приветом
Posts: 25438
Joined: 15 Dec 2003 20:42
Location: Russia -> Lynn, MA -> N.Chelmsford, MA

Re: SuperJet-100

Post by SergeyM800 »

Из ссылке выше,
это как так в международные воды без сертификации, на прототипе ???
B кто же это все застрахует ???

Sukhoi states that the aircraft will also be flown to Italy and used to conduct instrument landing system, precision area navigation and high-intensity radiated field tests.
Я не спорю, я просто объясняю почему я прав ! (с) не мой
User avatar
Зырянин
Уже с Приветом
Posts: 6156
Joined: 20 Dec 2007 16:46
Location: сша

Re: SuperJet-100

Post by Зырянин »

SergeyM800 wrote:Из ссылке выше,
это как так в международные воды без сертификации, на прототипе ???
B кто же это все застрахует ???

Sukhoi states that the aircraft will also be flown to Italy and used to conduct instrument landing system, precision area navigation and high-intensity radiated field tests.


сертификация нужна только чтобы паксов возить.

если тесты, испытания, показ клиентам, то сертификация не нужна.

даже для тренировок экипажа не нужна.
User avatar
SergeyM800
Уже с Приветом
Posts: 25438
Joined: 15 Dec 2003 20:42
Location: Russia -> Lynn, MA -> N.Chelmsford, MA

Re: SuperJet-100

Post by SergeyM800 »

А ну да... он же на Ля бурже летал сам, т.е. разрешение на пролет было.

Я просто о том, если какой прототип упадет на чьи -то головы, то кто за все это будет платить ? Другими словами, как страхуются прототипы, проходящие испытания ?
Я не спорю, я просто объясняю почему я прав ! (с) не мой
StrangerR
Уже с Приветом
Posts: 38016
Joined: 14 Dec 2006 20:13
Location: USA

Re: SuperJet-100

Post by StrangerR »

государство как образование НЕ СПОСОБНО доводить до конца ничего
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: SuperJet-100

Post by tau797 »

StrangerR wrote:государство как образование НЕ СПОСОБНО доводить до конца ничего

чушь
Любите людей.
King Regards,
Andrey
StrangerR
Уже с Приветом
Posts: 38016
Joined: 14 Dec 2006 20:13
Location: USA

Re: SuperJet-100

Post by StrangerR »

tau797 wrote:
StrangerR wrote:государство как образование НЕ СПОСОБНО доводить до конца ничего

чушь


Примерчик доведения приведите.

Государство может играть решающую роль в доведении. Но принимать взвешенные бизнес решения и делать взвешенные инвестиции оно не способно. И поэтому везде вменяемые государства обязательно привлекают частный бизнес, даже тогда когда это вроде бы не очень нужно - чтобы рискующие своими штанами (а не креслами) люди могли бы оценить риски.
User avatar
Ivan Popugaev
Уже с Приветом
Posts: 9354
Joined: 12 Apr 2006 03:25

Re: SuperJet-100

Post by Ivan Popugaev »

StrangerR, комментировать комментарии Тау длиной в 1-2 слова, типа чушь ерунда это пардон себя не уважать. Он по делу никогда ответить не может.
Любое интегрирование - это изнасилование. Даже по поверхности !!!
(с) http://kisochka-yu.livejournal.com/75265.html
Palych
Уже с Приветом
Posts: 13683
Joined: 16 Jan 2001 10:01

Re: SuperJet-100

Post by Palych »

StrangerR wrote:Государство может играть решающую роль в доведении. Но принимать взвешенные бизнес решения и делать взвешенные инвестиции оно не способно. И поэтому везде вменяемые государства обязательно привлекают частный бизнес, даже тогда когда это вроде бы не очень нужно - чтобы рискующие своими штанами (а не креслами) люди могли бы оценить риски.

Человек, работающий на государство в принципе может рисковать бОльшим чем частник.
Как в том анекдоте:
...
- Я попытаюсь, товарищ Сталин
- Вот-вот, попытайтесь. "Попытка - не пытка"... не правда ли, товарищ Берия? ;)

Подавляющее большинство крупных проектов были доведены государством: Великая Китайская Стена, пирамиды, ...
User avatar
Cpt. Smollett
Уже с Приветом
Posts: 3996
Joined: 13 Apr 2006 19:38
Location: YYZ

Re: SuperJet-100

Post by Cpt. Smollett »

Palych wrote:Подавляющее большинство крупных проектов были доведены государством: Великая Китайская Стена, пирамиды, ...


экономическая эффективность таких проектов только малость подкачала. Мы тут говорим о коммерческом проекте SSJ цель которого получение прибыли, желательно максимальной. Можете привести примеры экономически успешных государственных проектов? И желательно не из истории рабовладельческих обществ :mrgreen:
StrangerR
Уже с Приветом
Posts: 38016
Joined: 14 Dec 2006 20:13
Location: USA

Re: SuperJet-100

Post by StrangerR »

Cpt. Smollett wrote:
Palych wrote:Подавляющее большинство крупных проектов были доведены государством: Великая Китайская Стена, пирамиды, ...


экономическая эффективность таких проектов только малость подкачала. Мы тут говорим о коммерческом проекте SSJ цель которого получение прибыли, желательно максимальной. Можете привести примеры экономически успешных государственных проектов? И желательно не из истории рабовладельческих обществ :mrgreen:


Ну да - Ту-334 гос проект, Ан-148 тоже. Оба сделаны по принципу _вот мы тут сделали нечто, а теперь ты государство давай покупай, а то кушать хочется и кресло мое теплое мне нужно_.

Как раз чем хорош SSJ, при всех недостатках - люди которые его делали - понимали что либо сделают коммерчески успешный проект, либо потеряют и деньги и кресла. И потому совершенно правильно брали импортные но работающие компонующие, а не пытались обязательно использовать плохие но свои. В итоге получается продаваемое изделие.

На самом деле кризис хорошо показывает, что выживут именно КОММЕРЧЕСКИЕ проекты - там где владельцы вовремя выгнали лишних людей, вовремя поменяли номенклатуру (в последних публикациях есть много примеров именно ИЗ РОССИИ!). А гос конторы будут потихоньку загибаться, если только их не сумеют правильно приватизировать (так чтобы у владельцев не было возможности быстро растащить ценности и смыться).

Пока что легко сравнить SSJ, 148 и 334. 334 явно мертворожденный проект. Ан-148 довольно удачно сделан, будет иметь свою нишу, но безобразный маркетинг и использование _своего но плохонького_ во многих местах будут его давить. SSJ - чуть не единственный проект, в котором худо бедно но есть бизнес план и есть маркетинг, результат - при том что самолет только-только летать начал, есть уже серийное производство и есть уже перспективы.

Пока остается лишь пожелать чтобы больших ошибок не сделали. Удачи, короче. А другим - смотреть и учиться, как надо делать самолеты в 21 веке и при капитализме (самому Погосяну тоже учиться еще и учиться, но если сравнивать с другими - то в бывшем Совке он на голову впереди).
User avatar
Cpt. Smollett
Уже с Приветом
Posts: 3996
Joined: 13 Apr 2006 19:38
Location: YYZ

Re: SuperJet-100

Post by Cpt. Smollett »

StrangerR wrote:Пока что легко сравнить SSJ, 148 и 334. 334 явно мертворожденный проект. Ан-148 довольно удачно сделан, будет иметь свою нишу, но безобразный маркетинг и использование _своего но плохонького_ во многих местах будут его давить. SSJ - чуть не единственный проект, в котором худо бедно но есть бизнес план и есть маркетинг, результат - при том что самолет только-только летать начал, есть уже серийное производство и есть уже перспективы.


Я в целом согласен с вами, но вы что-то путаете про Ан-148. Это у Ан-148 уже есть серийное производство и два первых серийный самолёта, у SSJ пока одни планы. Даже небольшие заделы на первые серийные борта под вопросом так как ни ресурсные испытания ни проверочные расчёты не завершены еще. Потом не знаю что там в Ан-148 "плохонького" просто не вникал в детали, примеры дадите? Д-436 очень даже неплохой двигатель, один из лучших созданых на одной шестой и проверенный, а вот каким выйдет SaM146 пока вопрос открытый.

Перспективы SSJ так же пока непонятны, ни одного серьёзного западного заказа как не было так и нет пока. Никто кота в мешке не хочет покупать, будут смотреть что у Аэрофлота получится. А вот на C-Series к примеру уже есть заказ от Люфтов, так что....
StrangerR
Уже с Приветом
Posts: 38016
Joined: 14 Dec 2006 20:13
Location: USA

Re: SuperJet-100

Post by StrangerR »

Cpt. Smollett wrote:
StrangerR wrote:Пока что легко сравнить SSJ, 148 и 334. 334 явно мертворожденный проект. Ан-148 довольно удачно сделан, будет иметь свою нишу, но безобразный маркетинг и использование _своего но плохонького_ во многих местах будут его давить. SSJ - чуть не единственный проект, в котором худо бедно но есть бизнес план и есть маркетинг, результат - при том что самолет только-только летать начал, есть уже серийное производство и есть уже перспективы.


Я в целом согласен с вами, но вы что-то путаете про Ан-148. Это у Ан-148 уже есть серийное производство и два первых серийный самолёта, у SSJ пока одни планы. Даже небольшие заделы на первые серийные борта под вопросом так как ни ресурсные испытания ни проверочные расчёты не завершены еще. Потом не знаю что там в Ан-148 "плохонького" просто не вникал в детали, примеры дадите? Д-436 очень даже неплохой двигатель, один из лучших созданых на одной шестой и проверенный, а вот каким выйдет SaM146 пока вопрос открытый.

Перспективы SSJ так же пока непонятны, ни одного серьёзного западного заказа как не было так и нет пока. Никто кота в мешке не хочет покупать, будут смотреть что у Аэрофлота получится. А вот на C-Series к примеру уже есть заказ от Люфтов, так что....


Ну Sam146 уже вышел. И SSJ уже выкатил третий самолет, если учесть общие сроки - это просто рекорд. И уже есть заделы для следующих - по сути серия уже начата, плюс современный способ сборки (в отличие от 148-го), плюс независимость от ненадежных поставщиков комплектующих (которые будут причиной смерти 148-го запросто - он завязан на кучу контор категории РОга и КОпыта, которые запросто срывают любые сроки поставок). Ну и для кучи - народ тут накопал рекламу 148-го в Ле Бурже, все просто падали со стульев - надо же было так накосячить в брошюре (то есть посадить нормального маркетоида они не смогли - бумажку нарисовать, в итоге ее срисовывали похоже с кукурузника).

Д-436 может и неплохой, но не как двигатель для самолета которому летать следующие 10 - 20 лет - сказать трудно, какие у него перспективы. Безусловно, это один из лучших двигателей выпускаемых на территории СССР, как и Ан-148 - один из немногих неплохих самолетов созданных там же (третьим я бы назвал еще Ил-114, но его губят проблемы абсолютно некоммерческого подхода КБ Илюшина ну и выпуск в Узбекистане). Ан-140 можно уже не считать, самолет не удался (хотя и дергается) - разве что выпуск в Иране его спасет. 334 уже все ясно - труп.

Короче, посмотрим. Я не думаю что Ан-148 прорвется за пределы СССР и стран изгоев, но все возможно. А сот SSJ прорвется точно.

Кстати, серийные ли летающие 148-е? Насколько я понимаю, это экспериментальные образцы, и (опять таки, у SSJ этого меньше) сильно отличающиеся от того что предполагается в серии. Кошмар с несерийными первыми ту-204, думаю, знаком многим.
User avatar
Cpt. Smollett
Уже с Приветом
Posts: 3996
Joined: 13 Apr 2006 19:38
Location: YYZ

Re: SuperJet-100

Post by Cpt. Smollett »

StrangerR wrote:Ну Sam146 уже вышел. И SSJ уже выкатил третий самолет, если учесть общие сроки - это просто рекорд. И уже есть заделы для следующих - по сути серия уже начата, плюс современный способ сборки (в отличие от 148-го)


Ну Нк-93 вон тоже "вышел" и даже показал расчётные характеристики в отличии от Сама который пока непонятно что показал. Короче двигатель да, есть, насколько удачный - вопрос пока открытый. Я просто слушаю людей с КнАППО и у меня оптимизма по поводу серии куда меньше. Летающие сейчас 95001, 95003, 95004 - экспериментальные самолёты, пассажиров они никогда возить не будут. 95002 и 95006 - планеры для прочностных и ресурсных испытаний. 95005 так же будет экспериментальным и только 95007 будет первым серийным. Действительно серийные 95007, 08, 09, 10 и даже возможно 11 сейчас в работе, но незавершённость ресурсных испытаний может сильно и неприятно скорректировать планы по ним. По люди работают и проект движется вперёд :great:

StrangerR wrote:Кстати, серийные ли летающие 148-е? Насколько я понимаю, это экспериментальные образцы, и (опять таки, у SSJ этого меньше) сильно отличающиеся от того что предполагается в серии. Кошмар с несерийными первыми ту-204, думаю, знаком многим.


Что будет у SSJ (меньше - больше) вы просто знать не можете пока не появится в воздухе первая серийная машина, я уже сказал выше о проблемах, вполне можем увидеть весьма серьёзные изменения. Про 148, воронежский думаю да, вполне серийный и собраный "с нуля" как серийный, аэросвитовский наверное в меньшей степени ;) Различий довольно много даже по "дыркам" в фюзеляже, в частности по грузовому люку. Первый воронежский серийный скорее
всего должен будет "долетать" сертификацию чтобы закрыть изменения.

теперь про "плохонькие" комплектующие Ан-148 с одного форума. Лично я ничего такого "плохонького" не вижу, в Китае вроде ничего не закупается ;) Проблема в том, смогут ли антоновцы наладить сервис и логистику такого зоопарка комплектующих

47 производителей из 12 стран плюс 34 производителя из Украины - всего получается 81 производитель не из России


- кондиционирование и наддув - от Liebherr (Франция);
- вся радиосвязь, пульты FMS и радиовысотомеры - от Rockwell-Collins (США);
- курсовертикали - от Litef (Германия);
- аккумуляторы - от Varta (Германия);
- каналы генерирования - от Thales (Франция);
- разъемы, реле и контакторы - от Deutsch (Франция);
- все провода и кабели - от Raychem (Великобритания);
- сигнализаторы обледенения и датчики пожара-перегрева - от Vibro-Meter (Швейцария);
- блоки фильтров гидросистемы - от Pall (Германия);
- воодовакуумная система (попросту - сортир) и вся "сантехника" - от Monogram (США);
- вся светотехника - от Hella (Германия);
- ДАЖЕ штурвалы, и те - от Crouzet (Франция), пожалуй впервые в истории отечественной (в смысле - СНГ) авиации...

Из российских комплектующих Ан-148, ежели укрупненно:
- все огнетушители - автоматические и ручные;
- кислородное оборудование;
- КСЭИС;
- САУ и ЭДСУ;
- FMS;
- радиокомпаса, аппаратура DME, радиотехническая система ближней навигации;
- спутниковая навигационая система;
- агрегаты топливной и гидравлической систем;
- система уравления и индикации топлива;
- комплекс резервных приборов;
- ответчики УВД и госопознавания;
- аварийные радиомаяки и радиостанции;
- множество электрокранов, электромеханизмов, датчиков, элементов электромонтажей и проч...
- регистратор параметров прочности;
- пассажирские кресла;
- колеса, шины, тормоза и агрегаты тормозной системы...
User avatar
SergeyM800
Уже с Приветом
Posts: 25438
Joined: 15 Dec 2003 20:42
Location: Russia -> Lynn, MA -> N.Chelmsford, MA

Re: SuperJet-100

Post by SergeyM800 »

Cpt. Smollett wrote: Проблема в том, смогут ли антоновцы наладить сервис и логистику такого зоопарка комплектующих


А как с этим обстоят дела у Супера ?

Если вы регулярно общаетесь с ними, то почему опитимистические нотки, вдруг сменились на скептические ? Люди как я понял полны желания работать или просто не по сеньки шапка оказалась и теперь приходится выкручиваться?
Я не спорю, я просто объясняю почему я прав ! (с) не мой
User avatar
Cpt. Smollett
Уже с Приветом
Posts: 3996
Joined: 13 Apr 2006 19:38
Location: YYZ

Re: SuperJet-100

Post by Cpt. Smollett »

SergeyM800 wrote:
Cpt. Smollett wrote: Проблема в том, смогут ли антоновцы наладить сервис и логистику такого зоопарка комплектующих


А как с этим обстоят дела у Супера ?

Если вы регулярно общаетесь с ними, то почему опитимистические нотки, вдруг сменились на скептические ? Люди как я понял полны желания работать или просто не по сеньки шапка оказалась и теперь приходится выкручиваться?


Ну делается что-то в этом направлении, базой для логистики-сервиса для запада будет Италия как я понял. Деталей я не знаю и общаюсь вовсе не регулярно. Выкручиваться приходится, это верно, и проблем выше крыши, но это всегда так в проектах такого масштаба. На многие вещи в начале проекта закрыли глаза - не было ни средств, ни ресурсов, ни опыта ни административной воли их решать, сейчас это начинает сказываться и тормозить проект. Но это чисто моё мнение.
User avatar
SergeyM800
Уже с Приветом
Posts: 25438
Joined: 15 Dec 2003 20:42
Location: Russia -> Lynn, MA -> N.Chelmsford, MA

Re: SuperJet-100

Post by SergeyM800 »

Вообщем, похоже надо набраться терпения и дать людям поработать.
Государство вроде делает все возможное, чтобы интерес к проекту не погас, подливая так сказать чуток маслица в огонь, не смотря на кризисы и прочие не урядицы...
Я не спорю, я просто объясняю почему я прав ! (с) не мой

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”