Рособрнадзор забраковал четверть стобалльных работ по ЕГЭ
итоги выборочной проверки, проведенной среди выпускников российских школ, сдавших ЕГЭ с наивысшими баллами, свидетельствуют, что около четверти этих результатов необоснованны... Прокурор Ингушетии Юрий Турыгин 17 июля заявил, что прокуратура намерена проверить подозрительно высокие результаты сдачи Единого государственного экзамена в республиках Северного Кавказа... Напомним, что ЕГЭ продолжает оставаться в центре бурной общественной дискуссии. Весной во многих городах России прошли акции протеста против Единого государственного экзамена. Против ЕГЭ также высказывались российские политики и чиновники. В частности, мэр Москвы Юрий Лужков и глава Совета Федерации Сергей Миронов.
Момент истины уже наступает
Александр Абрамов - член-корреспондент Российской академии образования wrote:Чем же плоха современная политика образования, провозглашенная в 2000 году?
Скрытыми принципами, которые де-факто положены в ее основу.
На мой взгляд, основных принципов три.
1. принцип воинствующего экономизма.
Исторический маятник резко качнулся от полного отрицания денежных и рыночных отношений к их абсолютизации. В частности, восторжествовала точка зрения, согласно которой система образования – это главным образом рынок образовательных продуктов и услуг.
С началом рыночной «шоковой терапии», в 90-е годы, вместе с производительным сектором экономики рухнула система начального и среднего профессионального образования: она нерентабельна, а следовательно, не нужна.
Результат: катастрофически не хватает квалифицированных рабочих даже в стратегически важных отраслях.
2. принцип безудержного формализма – связан с первым. Коль скоро система образования – это рынок, то для управления им нужны не просветители, а топ-менеджеры, которым совсем не обязательно быть профессионалами в сфере образования.
Для таких «управленцев» новой генерации важно видение чисто экономической схемы – как эта система функционирует. Но такое возможно лишь при предельном упрощении моделей, то есть при их предельной формализации. Вспоминается вечное правило: «Бойтесь простых решений!»
ЕГЭ – это яркий пример неистребимой веры чиновника в то, что можно формализовать все. Даже то, что не формализуемо в принципе.
3. принцип вопиющей безответственности.
Советскую систему есть за что критиковать. Но советские и партийные органы, народный контроль, критические статьи в прессе и письма трудящихся резко ограничивали волюнтаризм чиновника. Телефонное право было, но до понятия «административный ресурс» тогда еще не доросли.
Сегодня картина иная. Практика регулярных публичных и открытых отчетов о проделанной работе осталась в проклятом тоталитарном прошлом.
Многочисленные обращения в высшие инстанции по поводу того же ЕГЭ не имели решительно никакого отклика. Крупные чиновники, связанные с образованием, не утруждают себя ни доказательствами разумности реформ, ни признанием явных ошибок. Они ограничиваются краткими сообщениями о хронике текущих событий, инструкциями исполнителям и при этом мастерски увиливают от содержательных публичных дискуссий. Пропагандируется такая точка зрения: решение о внедрении ЕГЭ принято и не обсуждается. Немедленно приступить к исполнению. Точка.
Сильно упертым «егэистам» и «модернизаторам» должен напомнить следующее. Во-первых, даже в армии есть понятие преступного приказа. Есть и соответствующие формы ответственности. Во-вторых, здравый смысл подсказывает, что если лицо, принимающее решение, знает, что риск крупных отрицательных последствий очень велик, то следует остановиться: решение не подготовлено. В-третьих, нужно напомнить, что существует суд истории, а также понятия чести, репутации и доброго имени