Почему на восток быстрее?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 321
- Joined: 18 Jan 1999 10:01
- Location: Израиль
Почему на восток быстрее?
Господа летуны, кто мне ответит на давно меня мучающий вопрос - [b:7817cfe343]Почему на восток летать быстрее?[/b:7817cfe343] Причем всегда. И разница довольно солидная - из Америки к нам часа на полтора быстрее, чем от нас в Америку.
P.S. Вращение Земли прошу не предлагать - она хоть и вертится, да не в ту сторону [img:7817cfe343]images/smiles/icon_smile.gif[/img:7817cfe343]
P.S. Вращение Земли прошу не предлагать - она хоть и вертится, да не в ту сторону [img:7817cfe343]images/smiles/icon_smile.gif[/img:7817cfe343]
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2915
- Joined: 06 Jan 2000 10:01
- Location: Palo Alto, CA USA
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Ptichka:
<STRONG>Постоянный потоки воздуха типа водяных гольфстимов???
А може GPS у всех одинаково врет при полете на запад [img:4a11b4fda8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:4a11b4fda8] [img:4a11b4fda8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:4a11b4fda8] [img:4a11b4fda8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:4a11b4fda8] [img:4a11b4fda8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:4a11b4fda8] [img:4a11b4fda8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:4a11b4fda8]</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Именно так. На высоте 10,000 метров есть постоянные потоки воздуха, идущие с запада на восток со скоростью около 100 км/час. Именно в них и проложены воздушние "коридоры" для коммерческих полётов. Скажем, самолёт из Сан-Франциско в Париж летит не по кратчайшему расстоянию, а делает дугу через штаты Орегон, Вашингтон, северную Канаду, Гренландию и Британские острова, следуя этому воздушному потоку. Назад же летит прямо, а всё равно получается медленее.
<STRONG>Постоянный потоки воздуха типа водяных гольфстимов???
А може GPS у всех одинаково врет при полете на запад [img:4a11b4fda8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:4a11b4fda8] [img:4a11b4fda8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:4a11b4fda8] [img:4a11b4fda8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:4a11b4fda8] [img:4a11b4fda8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:4a11b4fda8] [img:4a11b4fda8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:4a11b4fda8]</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Именно так. На высоте 10,000 метров есть постоянные потоки воздуха, идущие с запада на восток со скоростью около 100 км/час. Именно в них и проложены воздушние "коридоры" для коммерческих полётов. Скажем, самолёт из Сан-Франциско в Париж летит не по кратчайшему расстоянию, а делает дугу через штаты Орегон, Вашингтон, северную Канаду, Гренландию и Британские острова, следуя этому воздушному потоку. Назад же летит прямо, а всё равно получается медленее.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 716
- Joined: 03 Aug 2000 09:01
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by AlexR:
<STRONG>Господа летуны, кто мне ответит на давно меня мучающий вопрос - [b:3bdf440a40]Почему на восток летать быстрее?[/b:3bdf440a40] Причем всегда. И разница довольно солидная - из Америки к нам часа на полтора быстрее, чем от нас в Америку.
P.S. Вращение Земли прошу не предлагать - она хоть и вертится, да не в ту сторону [img:3bdf440a40]images/smiles/icon_smile.gif[/img:3bdf440a40]</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Смотрите http://www.qc.ec.gc.ca/meteo/documentation/Metavi_WWW/Chap05_a.html
section 5.6
<STRONG>Господа летуны, кто мне ответит на давно меня мучающий вопрос - [b:3bdf440a40]Почему на восток летать быстрее?[/b:3bdf440a40] Причем всегда. И разница довольно солидная - из Америки к нам часа на полтора быстрее, чем от нас в Америку.
P.S. Вращение Земли прошу не предлагать - она хоть и вертится, да не в ту сторону [img:3bdf440a40]images/smiles/icon_smile.gif[/img:3bdf440a40]</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Смотрите http://www.qc.ec.gc.ca/meteo/documentation/Metavi_WWW/Chap05_a.html
section 5.6
-
- Новичок
- Posts: 41
- Joined: 11 Jul 2001 09:01
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by AlexR:
<STRONG>Господа летуны, кто мне ответит на давно меня мучающий вопрос - [b:1efd9e6ab8]Почему на восток летать быстрее?[/b:1efd9e6ab8] Причем всегда. И разница довольно солидная - из Америки к нам часа на полтора быстрее, чем от нас в Америку.
P.S. Вращение Земли прошу не предлагать - она хоть и вертится, да не в ту сторону [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8]</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Постоянный потоки воздуха типа водяных гольфстимов???
А може GPS у всех одинаково врет при полете на запад [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8] [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8] [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8] [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8] [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8]
<STRONG>Господа летуны, кто мне ответит на давно меня мучающий вопрос - [b:1efd9e6ab8]Почему на восток летать быстрее?[/b:1efd9e6ab8] Причем всегда. И разница довольно солидная - из Америки к нам часа на полтора быстрее, чем от нас в Америку.
P.S. Вращение Земли прошу не предлагать - она хоть и вертится, да не в ту сторону [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8]</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Постоянный потоки воздуха типа водяных гольфстимов???
А може GPS у всех одинаково врет при полете на запад [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8] [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8] [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8] [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8] [img:1efd9e6ab8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1efd9e6ab8]
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2417
- Joined: 31 Mar 2000 10:01
- Location: SoBe FL
Почему на восток быстрее?
В связи с трагическими событиями, застряла я на обратном пути домой на 5 дней в Лондоне. 15 числа мне все-же удалось пробраться на один из рейсов в Майами.
На протяжении всего полета нас почему-то очень хорошо трясло (турбуленция). И капитан сказал такую фразу: "Уважаемые пассажиры, ето всего лишь турбуленция, видимо по етому коридору никто давно не летал..."
Вопрос к знатокам: какова связь между тем как часто летают по определенному коридору и турбуленцией? Ето что, как протоптать тропинку в снегу? Спасибо.
[ 26-09-2001: Message edited by: Ally ]
На протяжении всего полета нас почему-то очень хорошо трясло (турбуленция). И капитан сказал такую фразу: "Уважаемые пассажиры, ето всего лишь турбуленция, видимо по етому коридору никто давно не летал..."
Вопрос к знатокам: какова связь между тем как часто летают по определенному коридору и турбуленцией? Ето что, как протоптать тропинку в снегу? Спасибо.
[ 26-09-2001: Message edited by: Ally ]
-
- Администратор
- Posts: 17199
- Joined: 03 Jan 1999 10:01
- Location: Redmond, WA
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote[quote:26abaf7de2]Вопрос к знатокам: какова связь между тем как часто летают по определенному коридору и турбуленцией? Ето что, как протоптать тропинку в снегу? Спасибо.[/quote:26abaf7de2]
Думаю, что он просто пошутил. Коридор (airway) это прямая линия от одной навигационной станции до другой. Турбуленция не зависит от того, как часто по этому коридору летают.
Если уж углублятся в детали, то турбулентность может возникнуть от другого самолета если он летит недалеко впереди и немного выше.
На большой высоте действительно дует довольно сильный ветер и он учитывается при прокладке маршрута. На разных высотах ветер может дуть в разных направлениях, поэтому иногда можно выбрать высоту полета с наиболее благоприятными условиями. Я не знаю используется ли эта методика при пассажирских перевозках.
Думаю, что он просто пошутил. Коридор (airway) это прямая линия от одной навигационной станции до другой. Турбуленция не зависит от того, как часто по этому коридору летают.
Если уж углублятся в детали, то турбулентность может возникнуть от другого самолета если он летит недалеко впереди и немного выше.
На большой высоте действительно дует довольно сильный ветер и он учитывается при прокладке маршрута. На разных высотах ветер может дуть в разных направлениях, поэтому иногда можно выбрать высоту полета с наиболее благоприятными условиями. Я не знаю используется ли эта методика при пассажирских перевозках.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2915
- Joined: 06 Jan 2000 10:01
- Location: Palo Alto, CA USA
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Privet:
<STRONG> На разных высотах ветер может дуть в разных направлениях, поэтому иногда можно выбрать высоту полета с наиболее благоприятными условиями. Я не знаю используется ли эта методика при пассажирских перевозках.</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Я так думаю, что используется.
Иначе чего бы надо было лететь из Сан-Франциско в Париж аж через Сиэтл? До jet-stream-а добирались.
<STRONG> На разных высотах ветер может дуть в разных направлениях, поэтому иногда можно выбрать высоту полета с наиболее благоприятными условиями. Я не знаю используется ли эта методика при пассажирских перевозках.</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Я так думаю, что используется.
Иначе чего бы надо было лететь из Сан-Франциско в Париж аж через Сиэтл? До jet-stream-а добирались.
-
- Администратор
- Posts: 17199
- Joined: 03 Jan 1999 10:01
- Location: Redmond, WA
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Vladimir-CA:
<STRONG>
Я так думаю, что используется.
Иначе чего бы надо было лететь из Сан-Франциско в Париж аж через Сиэтл? До jet-stream-а добирались.</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Не уверен. Крюк получается не такой уж и большой. Притом, все зависит от авиакомпании. Если Сиэтл у них hab-airport, то крюк вполне закономерен. Большинство рейсов прокладываются только через хабы.
Jet-Stream все-таки недостаточно стабильное формирование, чтобы на него полагаться и, вероятно, весьма турбулентное. Да и летают самолеты, напомню, пока только по прямой между навигационными станциями.
Кстати, сейчас ведутся разработки системы, которая позволяет самолетам лететь любыми произвольно выбранными маршрутами. Называется, кажется, Open Sky (?).
<STRONG>
Я так думаю, что используется.
Иначе чего бы надо было лететь из Сан-Франциско в Париж аж через Сиэтл? До jet-stream-а добирались.</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Не уверен. Крюк получается не такой уж и большой. Притом, все зависит от авиакомпании. Если Сиэтл у них hab-airport, то крюк вполне закономерен. Большинство рейсов прокладываются только через хабы.
Jet-Stream все-таки недостаточно стабильное формирование, чтобы на него полагаться и, вероятно, весьма турбулентное. Да и летают самолеты, напомню, пока только по прямой между навигационными станциями.
Кстати, сейчас ведутся разработки системы, которая позволяет самолетам лететь любыми произвольно выбранными маршрутами. Называется, кажется, Open Sky (?).
-
- Уже с Приветом
- Posts: 519
- Joined: 05 Jun 2001 09:01
- Location: SF Bay Area
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Vladimir-CA:
<STRONG>
Именно так. На высоте 10,000 метров есть постоянные потоки воздуха, идущие с запада на восток со скоростью около 100 км/час. </STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Точно, кто-то там дует [img:ecc79b5230]images/smiles/icon_smile.gif[/img:ecc79b5230]
Как-то летел на запад и затем обратно, смотрел на скорость относительно земли на табло. На запад была ~800 км/ч на восток было хорошо за 1000. Самолет был какой-то большой боинг.
<STRONG>
Именно так. На высоте 10,000 метров есть постоянные потоки воздуха, идущие с запада на восток со скоростью около 100 км/час. </STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Точно, кто-то там дует [img:ecc79b5230]images/smiles/icon_smile.gif[/img:ecc79b5230]
Как-то летел на запад и затем обратно, смотрел на скорость относительно земли на табло. На запад была ~800 км/ч на восток было хорошо за 1000. Самолет был какой-то большой боинг.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 446
- Joined: 06 Jan 2000 10:01
- Location: Irvine, CA, USA
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Privet:
<STRONG>
Не уверен. Крюк получается не такой уж и большой. Притом, все зависит от авиакомпании. Если Сиэтл у них hab-airport, то крюк вполне закономерен. Большинство рейсов прокладываются только через хабы.
</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Если рейс садится в таком аэропорту, то тогда понятно, что летим через hub, а если это без посадки, то какая разница? А про крюк согласен - если на глобусе посмотреть, то почти кратчайшая дуга.
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR><STRONG>
Jet-Stream все-таки недостаточно стабильное формирование, чтобы на него полагаться и, вероятно, весьма турбулентное. Да и летают самолеты, напомню, пока только по прямой между навигационными станциями.
</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Полагаются. Как-то раз капитан (или First officer) самолета Swissair так и объявил, что "Our flight path today will take us much further North than we usually fly due to unusually strong winds aloft over sourthern Greenland". Рейс Цюрих-LA.
А по поводу станций - а как они через Атлантику летают - там вроде станция в Исландии и на юге Гренландии и все? А летят они все таки по разным маршрутам.
<STRONG>
Не уверен. Крюк получается не такой уж и большой. Притом, все зависит от авиакомпании. Если Сиэтл у них hab-airport, то крюк вполне закономерен. Большинство рейсов прокладываются только через хабы.
</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Если рейс садится в таком аэропорту, то тогда понятно, что летим через hub, а если это без посадки, то какая разница? А про крюк согласен - если на глобусе посмотреть, то почти кратчайшая дуга.
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR><STRONG>
Jet-Stream все-таки недостаточно стабильное формирование, чтобы на него полагаться и, вероятно, весьма турбулентное. Да и летают самолеты, напомню, пока только по прямой между навигационными станциями.
</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Полагаются. Как-то раз капитан (или First officer) самолета Swissair так и объявил, что "Our flight path today will take us much further North than we usually fly due to unusually strong winds aloft over sourthern Greenland". Рейс Цюрих-LA.
А по поводу станций - а как они через Атлантику летают - там вроде станция в Исландии и на юге Гренландии и все? А летят они все таки по разным маршрутам.
-
- Администратор
- Posts: 17199
- Joined: 03 Jan 1999 10:01
- Location: Redmond, WA
Почему на восток быстрее?
Я имею в виду меняют ли они свой маршрут каждый раз в зависимости от ветровой обстановки. Знаю только, что грозы они обходят. Насчет ветра?... не знаю.
Как они летят над полюсом?... тоже не знаю.
Как они летят над полюсом?... тоже не знаю.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 519
- Joined: 05 Jun 2001 09:01
- Location: SF Bay Area
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Privet:
<STRONG>Знаю только, что грозы они обходят. </STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Грозы может и обходят, а я вот раз над циклоном летел над океаном, видать его никак было не обойти [img:91fc1caa18]images/smiles/icon_sad.gif[/img:91fc1caa18] трясло где-то час, потом минут на 10 прекратилось, видимо центр был, потом на час снова болтанка. Если бы ремнями не были бы пристегнуты, то точно из кресел повылетали бы. Впереди меня мужик видно совсем перепугался, его стюард по руке гладил и успокаивал. Мне тоже было страшно, но я виду не подавал [img:91fc1caa18]images/smiles/icon_biggrin.gif[/img:91fc1caa18]
По-поводу вопросов на www.avia.ru есть форум, там, наверное, спросить можно.
<STRONG>Знаю только, что грозы они обходят. </STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Грозы может и обходят, а я вот раз над циклоном летел над океаном, видать его никак было не обойти [img:91fc1caa18]images/smiles/icon_sad.gif[/img:91fc1caa18] трясло где-то час, потом минут на 10 прекратилось, видимо центр был, потом на час снова болтанка. Если бы ремнями не были бы пристегнуты, то точно из кресел повылетали бы. Впереди меня мужик видно совсем перепугался, его стюард по руке гладил и успокаивал. Мне тоже было страшно, но я виду не подавал [img:91fc1caa18]images/smiles/icon_biggrin.gif[/img:91fc1caa18]
По-поводу вопросов на www.avia.ru есть форум, там, наверное, спросить можно.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1255
- Joined: 01 Jun 1999 09:01
- Location: Irkutsk.RU -> Hamden, CT-> Princeton, NJ, USA
Почему на восток быстрее?
В ответе на первоначальный вопрос "Почему...?" поддержу Vladimir-CA - все дело в особенностях циркуляции атмосферы планеты Земля. В соответствии с направлением ее вращения (с запада на восток) в том же направлении происходит и вращение атмосферы.
Однако, скорости врашения Земли и ее атмосферы различны. И связано это в первую очередь с горизонтальными и вертикальными градиентами атмосферных температур. Особенно большое значение имеют широтные градиенты температуры (между дневной и ночной сторонами нашей планеты). Вследствии этих причин, а так-же еще и существенных проявлений сил Кориолиса, наша атмосфера порой "опережает" во вращении земную кору, чем и способствует более быстрому преремещению сопутствующих ей летательных аппаратов, движущихся сонаправленно.
Однако, скорости врашения Земли и ее атмосферы различны. И связано это в первую очередь с горизонтальными и вертикальными градиентами атмосферных температур. Особенно большое значение имеют широтные градиенты температуры (между дневной и ночной сторонами нашей планеты). Вследствии этих причин, а так-же еще и существенных проявлений сил Кориолиса, наша атмосфера порой "опережает" во вращении земную кору, чем и способствует более быстрому преремещению сопутствующих ей летательных аппаратов, движущихся сонаправленно.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 6549
- Joined: 15 Apr 1999 09:01
Почему на восток быстрее?
Вот уж никогда бы не подумал, что большие и сильные Боинги тоже летают VOR-to-VOR..
-
- Уже с Приветом
- Posts: 460
- Joined: 22 Dec 1999 10:01
- Location: san jose, ca
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Pavel:
<STRONG>Вот уж никогда бы не подумал, что большие и сильные Боинги тоже летают VOR-to-VOR..</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
просто хозяева ихние больно жадные [img:622b428b01]images/smiles/icon_wink.gif[/img:622b428b01]
<STRONG>Вот уж никогда бы не подумал, что большие и сильные Боинги тоже летают VOR-to-VOR..</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
просто хозяева ихние больно жадные [img:622b428b01]images/smiles/icon_wink.gif[/img:622b428b01]
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1099
- Joined: 30 Sep 1999 09:01
- Location: Bryansk,RUSSIA >> Dublin, Ireland
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Privet:
<STRONG>Я имею в виду меняют ли они свой маршрут каждый раз в зависимости от ветровой обстановки. Знаю только, что грозы они обходят. Насчет ветра?... не знаю.
Как они летят над полюсом?... тоже не знаю.</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Знакомый в Канаде занимается расчетом оптимальных маршрутов для коммерческих авиалиний с учетом ветра в реальном времени.
По его словам, они обслуживают США, Канаду и трансатлантические рейсы, так что поправка на ветер существует, более того, меняется динамически.
<STRONG>Я имею в виду меняют ли они свой маршрут каждый раз в зависимости от ветровой обстановки. Знаю только, что грозы они обходят. Насчет ветра?... не знаю.
Как они летят над полюсом?... тоже не знаю.</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Знакомый в Канаде занимается расчетом оптимальных маршрутов для коммерческих авиалиний с учетом ветра в реальном времени.
По его словам, они обслуживают США, Канаду и трансатлантические рейсы, так что поправка на ветер существует, более того, меняется динамически.
-
- Администратор
- Posts: 17199
- Joined: 03 Jan 1999 10:01
- Location: Redmond, WA
Почему на восток быстрее?
Pavel, я как раз прочитал книжку о Корейском Боинге. Там много упоминаний о том, что он летит по радиомаякам от одной контрольной точки до другой.
В специальной книжке по IFR тоже говорится только о таком методе навигации.
Радиомаяки бывают нескольких типов. Одни работают в УКВ диапазоне (VOR) и видны только в прямой видимости, другие в диапазоне ДВ (NDB). Они могут работать на очень большие расстояния.
В специальной книжке по IFR тоже говорится только о таком методе навигации.
Радиомаяки бывают нескольких типов. Одни работают в УКВ диапазоне (VOR) и видны только в прямой видимости, другие в диапазоне ДВ (NDB). Они могут работать на очень большие расстояния.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1321
- Joined: 03 Sep 1999 09:01
- Location: Los Angeles, CA
Почему на восток быстрее?
Ух, сейчас как влезу, как расскажу! [img:33fd13909f]images/smiles/icon_smile.gif[/img:33fd13909f]
Хотя нет, запал уже не тот, да и не летаю я, к сожалению. А по образованию был когда-то АО-шник (бортовые вычислители, электроника, навигация). Правда совсем не на коммерческих или пассажирских рейсах, но зато на очень даже межконтинентальных. [img:33fd13909f]images/smiles/icon_wink.gif[/img:33fd13909f]
Так вот, что помню с тех давних времён.
1. Следует разграничивать локальный и межконтинентальный полёт. Первый, когда вращением Земли и её круглостью можно пренебречь (до 20-40 минут полёта между точками). Здесь навигация почти такая же, как при езде на вездеходе по степи. Второй тип - гораздо интереснее, далее имею ввиду этот вид перелётов.
2.Для основной прокладки маршрута используются классические сведения о вращении Земли. Атмосфера считается стандартной (без гроз, вихрей и пр.), а также о доступных воздушных коридорах.
Затем, в полученный маршрут вносятся коорективы на наличие устойчивых воздушных потоков. Они могут повлиять на маршрут и время в полёте, но для межконтинентального лайнера совершенно не критично. Разве только керосинки побольше придётся залить. Всё, маршрут готов. Именно он прошивается в бортовые вычислители. И именно его ППМ (контрольные точки) "привязываются" к маякам РСДН (радиосистема дальней навигации - буржуйского эквивалента терминов пока не знаю).
В процессе полёта вносятся коррективы на зоны неоднородности, гроз,... Естественно, эти изменения происходят динамически и они иногда достаточно существенно изменяют маршрут полёта. Этот тип корректив теоретически не прогнозируем и я о нём не говорю.
3.На полёт вдоль меридиана (дирекционный угол 0, либо 180 град) оказывает влияние вращение планеты. В начальной точке самолёт берёт курс на прогнозируемое положение цели в момент подлёта к ней. Если время полёта 2 часа, то самолёт держит курс как бы с опережением в точку, где цель должна оказаться через 2 часа в результате вращения планеты. Относительно неподвижной системы координат, привязанной к звёздам, он летит по кратчайшему рассоянию - по прямой.
На неподвижный же глобус или карту эта траектория проецируется в виде кривой (извините, забыл, как она называется [img:33fd13909f]images/smiles/icon_sad.gif[/img:33fd13909f] ).
4. При полёте вдоль парралели (ДУ 90 или 270 град) [b:33fd13909f]на широте Экватора[/b:33fd13909f], вращение Земли сокращает, либо удлиняет пролетаемый самолётом путь (измеренный, конечно относительно неподвижной системы координат, привязанной к звёздам), не оказывая влияние на траекторию. <BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote[quote:33fd13909f][i:33fd13909f]Почему на восток летать быстрее? P.S. Вращение Земли прошу не предлагать - она хоть и вертится, да не в ту сторону [/i:33fd13909f][/quote:33fd13909f]Как раз в ту. Полёт на восток вдоль Экватора всегда короче полёта на запад, т.к. Земля в первом случае вертится навстречу движению самолёта, и за время полёта цель приближается к вам на какое-то расстояние, пропорциональное этому времени полёта.
5.Все полёты с другими дирекционными углами и полёт с ДУ 90 или 270 град не на Экваторе являются комбинацией вариантов 3 и 4. Вращение Земли оказывает влияние как на проходимое расстояние, так и на маршрут движения. Кратчайший маршрут, спроецированный на карту будет в виде изогнутой линии, выпуклой к ближайшему полюсу.
6. <BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote[quote:33fd13909f]Я так думаю, что используется. Иначе чего бы надо было лететь из Сан-Франциско в Париж аж через Сиэтл? До jet-stream-а добирались. [/quote:33fd13909f]Не правда ваша. На самом деле - см.п.5 Чем дольше полёт, тем на бОльшший угол провернётся земля, тем бОлее выгнута к полюсу получается траектория, проецируемая на карту.
Теоретически, при полёте в целевую точку на другой стороне шарика (с разницой часовых поясов между конечной и стартовыми точками в 10-11 часов, если летим с востока на запад - например, Москва-Сиэтл или Лос-Анджелес), маршрут должен пролегать через Сев. полюс. Реально, там лайнеры не летают, а тянутся над Гренландией. Причин две и обе навигационные.
1)Не удаляться от маяков РСДН.
2)Методическая. Используемые в навигационных вычислителях л.а. системы координат, ориентированы основной осью в направлении СЮ, т.е имеют в районе полюса методическую "мёртвую" зону. (Там "вылазит" деление на нуль.) Поэтому одной из основных и важных характеристик любого навигационного комплекса, является максимальная географическая широта, до которой смонтированный на летательном аппарате конкретный навигационный комплекс позволяет "забираться". Большинство современных навигационных систем нормально работает вплоть до 80-85 град. сев. широты.
7. <BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote[quote:33fd13909f]Как они летят над полюсом?... тоже не знаю. [/quote:33fd13909f]А тут песня другая. Есть специальные высокоширотные навигационные комплексы, в которых основная ось повернута на 90 град. и ориетирована на поресечение Экватора с нулевым меридианом.
Эта система координат вращается вместе нулевым меридианом, что плохо, но позволяет производить вычисления в районе полюсов, что хорошо. Там гораздо больше как математических преобразований, так и непосредственных измерений, что приводит к несколько бОльшей интегрируемой погрешности. Но полюс перелететь вполне хватает, и мимо цели не очень сильно промазать.
Ставятся такие комплексы, в основном, у военных, это они там часами и сутками друг за другом охотятся, да и РСДН им не очень нужен. Скорее наоборот, часто задача - в режиме молчания по 20-30 часов летать, да ещё со своим дозаправщиком в контрольной точке не разминуться! [img:33fd13909f]images/smiles/icon_smile.gif[/img:33fd13909f] Выкручиваются как могут, в том числе и от звёзд корректируются.
А когда спускаются от полюса на нижние широы, опять переключаются на обычные системы координат.
Вот такая, вкратце, песня. Хотя, к сожалению, забыл уже много.
Удачи в небесах.
Хотя нет, запал уже не тот, да и не летаю я, к сожалению. А по образованию был когда-то АО-шник (бортовые вычислители, электроника, навигация). Правда совсем не на коммерческих или пассажирских рейсах, но зато на очень даже межконтинентальных. [img:33fd13909f]images/smiles/icon_wink.gif[/img:33fd13909f]
Так вот, что помню с тех давних времён.
1. Следует разграничивать локальный и межконтинентальный полёт. Первый, когда вращением Земли и её круглостью можно пренебречь (до 20-40 минут полёта между точками). Здесь навигация почти такая же, как при езде на вездеходе по степи. Второй тип - гораздо интереснее, далее имею ввиду этот вид перелётов.
2.Для основной прокладки маршрута используются классические сведения о вращении Земли. Атмосфера считается стандартной (без гроз, вихрей и пр.), а также о доступных воздушных коридорах.
Затем, в полученный маршрут вносятся коорективы на наличие устойчивых воздушных потоков. Они могут повлиять на маршрут и время в полёте, но для межконтинентального лайнера совершенно не критично. Разве только керосинки побольше придётся залить. Всё, маршрут готов. Именно он прошивается в бортовые вычислители. И именно его ППМ (контрольные точки) "привязываются" к маякам РСДН (радиосистема дальней навигации - буржуйского эквивалента терминов пока не знаю).
В процессе полёта вносятся коррективы на зоны неоднородности, гроз,... Естественно, эти изменения происходят динамически и они иногда достаточно существенно изменяют маршрут полёта. Этот тип корректив теоретически не прогнозируем и я о нём не говорю.
3.На полёт вдоль меридиана (дирекционный угол 0, либо 180 град) оказывает влияние вращение планеты. В начальной точке самолёт берёт курс на прогнозируемое положение цели в момент подлёта к ней. Если время полёта 2 часа, то самолёт держит курс как бы с опережением в точку, где цель должна оказаться через 2 часа в результате вращения планеты. Относительно неподвижной системы координат, привязанной к звёздам, он летит по кратчайшему рассоянию - по прямой.
На неподвижный же глобус или карту эта траектория проецируется в виде кривой (извините, забыл, как она называется [img:33fd13909f]images/smiles/icon_sad.gif[/img:33fd13909f] ).
4. При полёте вдоль парралели (ДУ 90 или 270 град) [b:33fd13909f]на широте Экватора[/b:33fd13909f], вращение Земли сокращает, либо удлиняет пролетаемый самолётом путь (измеренный, конечно относительно неподвижной системы координат, привязанной к звёздам), не оказывая влияние на траекторию. <BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote[quote:33fd13909f][i:33fd13909f]Почему на восток летать быстрее? P.S. Вращение Земли прошу не предлагать - она хоть и вертится, да не в ту сторону [/i:33fd13909f][/quote:33fd13909f]Как раз в ту. Полёт на восток вдоль Экватора всегда короче полёта на запад, т.к. Земля в первом случае вертится навстречу движению самолёта, и за время полёта цель приближается к вам на какое-то расстояние, пропорциональное этому времени полёта.
5.Все полёты с другими дирекционными углами и полёт с ДУ 90 или 270 град не на Экваторе являются комбинацией вариантов 3 и 4. Вращение Земли оказывает влияние как на проходимое расстояние, так и на маршрут движения. Кратчайший маршрут, спроецированный на карту будет в виде изогнутой линии, выпуклой к ближайшему полюсу.
6. <BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote[quote:33fd13909f]Я так думаю, что используется. Иначе чего бы надо было лететь из Сан-Франциско в Париж аж через Сиэтл? До jet-stream-а добирались. [/quote:33fd13909f]Не правда ваша. На самом деле - см.п.5 Чем дольше полёт, тем на бОльшший угол провернётся земля, тем бОлее выгнута к полюсу получается траектория, проецируемая на карту.
Теоретически, при полёте в целевую точку на другой стороне шарика (с разницой часовых поясов между конечной и стартовыми точками в 10-11 часов, если летим с востока на запад - например, Москва-Сиэтл или Лос-Анджелес), маршрут должен пролегать через Сев. полюс. Реально, там лайнеры не летают, а тянутся над Гренландией. Причин две и обе навигационные.
1)Не удаляться от маяков РСДН.
2)Методическая. Используемые в навигационных вычислителях л.а. системы координат, ориентированы основной осью в направлении СЮ, т.е имеют в районе полюса методическую "мёртвую" зону. (Там "вылазит" деление на нуль.) Поэтому одной из основных и важных характеристик любого навигационного комплекса, является максимальная географическая широта, до которой смонтированный на летательном аппарате конкретный навигационный комплекс позволяет "забираться". Большинство современных навигационных систем нормально работает вплоть до 80-85 град. сев. широты.
7. <BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote[quote:33fd13909f]Как они летят над полюсом?... тоже не знаю. [/quote:33fd13909f]А тут песня другая. Есть специальные высокоширотные навигационные комплексы, в которых основная ось повернута на 90 град. и ориетирована на поресечение Экватора с нулевым меридианом.
Эта система координат вращается вместе нулевым меридианом, что плохо, но позволяет производить вычисления в районе полюсов, что хорошо. Там гораздо больше как математических преобразований, так и непосредственных измерений, что приводит к несколько бОльшей интегрируемой погрешности. Но полюс перелететь вполне хватает, и мимо цели не очень сильно промазать.
Ставятся такие комплексы, в основном, у военных, это они там часами и сутками друг за другом охотятся, да и РСДН им не очень нужен. Скорее наоборот, часто задача - в режиме молчания по 20-30 часов летать, да ещё со своим дозаправщиком в контрольной точке не разминуться! [img:33fd13909f]images/smiles/icon_smile.gif[/img:33fd13909f] Выкручиваются как могут, в том числе и от звёзд корректируются.
А когда спускаются от полюса на нижние широы, опять переключаются на обычные системы координат.
Вот такая, вкратце, песня. Хотя, к сожалению, забыл уже много.
Удачи в небесах.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1321
- Joined: 03 Sep 1999 09:01
- Location: Los Angeles, CA
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote[quote:541af092bc]Pavel, я как раз прочитал книжку о Корейском Боинге. Там много упоминаний о том, что он летит по радиомаякам от одной контрольной точки до другой. [/quote:541af092bc]
Летит от одной точки (ППМ) до другой. Но не от одного маяка до другого. Точки проложены на маршруте, который этому Боингу нужен, в общем-то, без оглядки на радиомаяки. В этих точках чаще всего происходят коррекции навигационной системы, чтобы списать накопившуюся ошибку, и выполняются повороты. (ППМ-промежуточный пункт маршрута)
2. А уж потом выбираются наиболее удобные радиомаяки РСДН (видимо, это "NDB"). Самолёт всегда "видит" минимум 3 из них. Навигационная система измеряет углы направления на маяки. Получает три угла. Зная точные координаты маяков, измеренные углы, а также расстояния между маяками, можно без труда определить координаты летательного аппарата относительно маяков, а значит и относительно земли.
Двигаясь по маршруту, одни маяки удаляются, либо затеняются, система переключается на другие, ближайшие, или более удобные в измерительном плане.
Летит от одной точки (ППМ) до другой. Но не от одного маяка до другого. Точки проложены на маршруте, который этому Боингу нужен, в общем-то, без оглядки на радиомаяки. В этих точках чаще всего происходят коррекции навигационной системы, чтобы списать накопившуюся ошибку, и выполняются повороты. (ППМ-промежуточный пункт маршрута)
2. А уж потом выбираются наиболее удобные радиомаяки РСДН (видимо, это "NDB"). Самолёт всегда "видит" минимум 3 из них. Навигационная система измеряет углы направления на маяки. Получает три угла. Зная точные координаты маяков, измеренные углы, а также расстояния между маяками, можно без труда определить координаты летательного аппарата относительно маяков, а значит и относительно земли.
Двигаясь по маршруту, одни маяки удаляются, либо затеняются, система переключается на другие, ближайшие, или более удобные в измерительном плане.
-
- Администратор
- Posts: 17199
- Joined: 03 Jan 1999 10:01
- Location: Redmond, WA
Почему на восток быстрее?
Yuriy, спасибо. Интересно. Было бы интересно сравнить российские и американские системы навигации.
Тем не менее, мне не совсем понятно влияние вращения Земли. Атмосфера в целом вращается все-таки вместе с Землей. Самолет летит относительно воздушной массы. Куда масса, туда и самолет. Сила Кориолиса лишь изгибает направление движения воздушной массы, но в целом массы движутся от зоны высокого давления (антициклон) к зоне с низким давлением (циклон). Я не думаю, что атмосфера вращается относительно земли. Скорее всего, причиной являются достаточно устойчивые воздушные потоки. Посмотрите на розу ветров для какой-нибудь местности. Одна ветка всегда сильно выделяется.
Тем не менее, мне не совсем понятно влияние вращения Земли. Атмосфера в целом вращается все-таки вместе с Землей. Самолет летит относительно воздушной массы. Куда масса, туда и самолет. Сила Кориолиса лишь изгибает направление движения воздушной массы, но в целом массы движутся от зоны высокого давления (антициклон) к зоне с низким давлением (циклон). Я не думаю, что атмосфера вращается относительно земли. Скорее всего, причиной являются достаточно устойчивые воздушные потоки. Посмотрите на розу ветров для какой-нибудь местности. Одна ветка всегда сильно выделяется.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1321
- Joined: 03 Sep 1999 09:01
- Location: Los Angeles, CA
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote[quote:1fad310144]Было бы интересно сравнить российские и американские системы навигации.[/quote:1fad310144]А сравнивать-то, в целом и нечего, к сожалению. Почти все более-менее удачные и эффективные системы являются копиями или развитием западных. Например, отечественная МИС-2 "слизана" со сбитого над Свердловском U-2. Хотя получилась почему-то почти на 5 (!) кг тяжелее оригинала.
Принципы и методы используются абсолютно идентичные. (электроны они везде одинаково бегают, как, впрочем, и ускорения измеряются) Разница только в качестве реализации этих принципов в "железе".
Ещё меньше разница в работе РСДН. Это же глобальная система, где маяки раскиданы по всему шарику, чтобы обеспечить наилучшую сетку покрытия. Все они занесены в международные таблицы с координатами, несущими частотами излучения и пр. Конечно, такие огромные страны, как РФ, США, Канада могут строить также станции только для "внутреннего" употребления своими военными. Но принципы навигации по маякам все те же.
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote[quote:1fad310144]Тем не менее, мне не совсем понятно влияние вращения Земли. Атмосфера в целом вращается все-таки вместе с Землей. Самолет летит относительно воздушной массы. Куда масса, туда и самолет.[/quote:1fad310144]Согласен. Но честно говоря, я сам подзабыл, почему почти не учитывается вращение атмосферы. Что-то подтормаживаю в этом месте. [img:1fad310144]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1fad310144] (Ведь сам я как-то больше над точками, а не над скоростями и напрвлениями работал.)
Похоже, атмосфера практически игнорируется на высоте 10000-15000 м за малостью её влияния на лайнер, идущий 800-1000 км/ч. Из-за (а) разрежённости атмосферы, (б) достаточной её стабильности, (в) [возможно] её значительно меньшей подвижности там.
Существует поправка в ПНС (пилотажно-навигационном комплексе) в зависимости от полёта на запад или восток, она вносится в расчёты автоматически на основании анализа координат ППМ. И она должна как-то учитывать вращение атмосферы. Но я не помню, чтобы эта потправка была сколь-нибудь серьёзна. [i:1fad310144]М-да, что-то в этом месте пробел за давностью лет. Sorry.[/i:1fad310144] [img:1fad310144]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1fad310144]
Удачи
[ 02-10-2001: Message edited by: Yuriy ]
Принципы и методы используются абсолютно идентичные. (электроны они везде одинаково бегают, как, впрочем, и ускорения измеряются) Разница только в качестве реализации этих принципов в "железе".
Ещё меньше разница в работе РСДН. Это же глобальная система, где маяки раскиданы по всему шарику, чтобы обеспечить наилучшую сетку покрытия. Все они занесены в международные таблицы с координатами, несущими частотами излучения и пр. Конечно, такие огромные страны, как РФ, США, Канада могут строить также станции только для "внутреннего" употребления своими военными. Но принципы навигации по маякам все те же.
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote[quote:1fad310144]Тем не менее, мне не совсем понятно влияние вращения Земли. Атмосфера в целом вращается все-таки вместе с Землей. Самолет летит относительно воздушной массы. Куда масса, туда и самолет.[/quote:1fad310144]Согласен. Но честно говоря, я сам подзабыл, почему почти не учитывается вращение атмосферы. Что-то подтормаживаю в этом месте. [img:1fad310144]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1fad310144] (Ведь сам я как-то больше над точками, а не над скоростями и напрвлениями работал.)
Похоже, атмосфера практически игнорируется на высоте 10000-15000 м за малостью её влияния на лайнер, идущий 800-1000 км/ч. Из-за (а) разрежённости атмосферы, (б) достаточной её стабильности, (в) [возможно] её значительно меньшей подвижности там.
Существует поправка в ПНС (пилотажно-навигационном комплексе) в зависимости от полёта на запад или восток, она вносится в расчёты автоматически на основании анализа координат ППМ. И она должна как-то учитывать вращение атмосферы. Но я не помню, чтобы эта потправка была сколь-нибудь серьёзна. [i:1fad310144]М-да, что-то в этом месте пробел за давностью лет. Sorry.[/i:1fad310144] [img:1fad310144]images/smiles/icon_smile.gif[/img:1fad310144]
Удачи
[ 02-10-2001: Message edited by: Yuriy ]
-
- Уже с Приветом
- Posts: 649
- Joined: 21 Oct 1999 09:01
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Yuriy:
<STRONG>по образованию был когда-то АО-шник (бортовые вычислители, электроника, навигация). Правда совсем не на коммерческих или пассажирских рейсах, но зато на очень даже межконтинентальных.
...
quote:
-----------------------------------
Почему на восток летать быстрее? P.S. Вращение Земли прошу не предлагать - она хоть и вертится, да не в ту сторону
---------------------------------------------
Как раз в ту. Полёт на восток вдоль Экватора всегда короче полёта на запад, т.к. Земля в первом случае вертится навстречу движению самолёта</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
не приведи Господь летать по посчитанному Вами маршруту, раз у вас глобус с востока на запад крутится..
<STRONG>по образованию был когда-то АО-шник (бортовые вычислители, электроника, навигация). Правда совсем не на коммерческих или пассажирских рейсах, но зато на очень даже межконтинентальных.
...
quote:
-----------------------------------
Почему на восток летать быстрее? P.S. Вращение Земли прошу не предлагать - она хоть и вертится, да не в ту сторону
---------------------------------------------
Как раз в ту. Полёт на восток вдоль Экватора всегда короче полёта на запад, т.к. Земля в первом случае вертится навстречу движению самолёта</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
не приведи Господь летать по посчитанному Вами маршруту, раз у вас глобус с востока на запад крутится..
-
- Уже с Приветом
- Posts: 649
- Joined: 21 Oct 1999 09:01
Почему на восток быстрее?
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Privet:
<STRONG>Атмосфера в целом вращается все-таки вместе с Землей. Самолет летит относительно воздушной массы.</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Безусловно. Иначе можно было бы просто взлететь, долететь до нужной параллели и висеть над одной точкой. Земля сама приедет [img:f5f44927f8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:f5f44927f8] А ветер дул бы со скоростью 400-500 метров в секунду.
Учитывая нулевое трение атмосферы об космос, у нее нет никаких резонов смещаться относительно поверхности Земли на любой высоте из-за как такового ее вращения.
<STRONG>Атмосфера в целом вращается все-таки вместе с Землей. Самолет летит относительно воздушной массы.</STRONG><HR></BLOCKQUOTE>
Безусловно. Иначе можно было бы просто взлететь, долететь до нужной параллели и висеть над одной точкой. Земля сама приедет [img:f5f44927f8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:f5f44927f8] А ветер дул бы со скоростью 400-500 метров в секунду.
Учитывая нулевое трение атмосферы об космос, у нее нет никаких резонов смещаться относительно поверхности Земли на любой высоте из-за как такового ее вращения.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1321
- Joined: 03 Sep 1999 09:01
- Location: Los Angeles, CA
Почему на восток быстрее?
Вот это я попал!
И что это я Землю в другую сторону крутанул? Стыдно и очень сорри.
Писал с работы в спешке, да и уже более 15 лет ничем навигационным не занимался. Даже на глобус не смотрел. [img:0953c181f8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:0953c181f8]
Хотя всё равно, Земля, вращающаяся в обратную сторону, это всё-таки слишком круто, независимо от оправданий. Вы это, сильно-то помидорами не закидывайте, а то и так стыдобища.
И что это я Землю в другую сторону крутанул? Стыдно и очень сорри.
Писал с работы в спешке, да и уже более 15 лет ничем навигационным не занимался. Даже на глобус не смотрел. [img:0953c181f8]images/smiles/icon_smile.gif[/img:0953c181f8]
Хотя всё равно, Земля, вращающаяся в обратную сторону, это всё-таки слишком круто, независимо от оправданий. Вы это, сильно-то помидорами не закидывайте, а то и так стыдобища.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1626
- Joined: 07 Sep 2000 09:01
- Location: Nashua, NH
Почему на восток быстрее?
With increasing elevation above the surface of the earth, the prevailing westerlies increase in speed, and their range of latitudes expands toward the equator and the pole. The trade winds and polar easterlies are thus relatively shallow, and are generally replaced by westerlies above a few thousand meters. The strongest westerlies occur at heights of about 10 to 20 km (about 6 to 12 mi), and tend to be concentrated in a rather narrow belt called the jet stream, where wind speeds as high as 550 km/h (about 340 mph) have been measured.
====================
Слышал байку, что во время разработки F-16 прибористы допустили какой-то баг. И когда в одном из дальних испытательных полетов машина пересекла экватор, автопилот опрокинул самолет на спину, выровнял его в этом положении на заданной высоте и повел дальше по курсу. Бойтесь прибористов! [img:ce78abf328]images/smiles/icon_biggrin.gif[/img:ce78abf328]
[ 03-10-2001: Message edited by: U-96 ]
====================
Слышал байку, что во время разработки F-16 прибористы допустили какой-то баг. И когда в одном из дальних испытательных полетов машина пересекла экватор, автопилот опрокинул самолет на спину, выровнял его в этом положении на заданной высоте и повел дальше по курсу. Бойтесь прибористов! [img:ce78abf328]images/smiles/icon_biggrin.gif[/img:ce78abf328]
[ 03-10-2001: Message edited by: U-96 ]