Параллельно с полетами с инструктором (short-field-soft field, navigation, etc) я начал летать в зону самостоятельно. Раз на раз не приходится - что-то получается нормально, что-то нет. Но power-on stall меня просто выбивает из колеи. Сваливание получается либо неполным, похожим на secondary stall, либо, несмотря на все мои старания на педалях, переходит в сильный боковой крен, да еще и носом вниз. Ощущение так себе, особенно без инструктора. Короче, прочитал я где-то, что неплохо бы попробовать чуть-чуть высшего пилотажа для подьема самоощущения. Нашел я тут в относительной близости аеропорт, где этому делу обучают (Erwinna, PA) и застолбил себе часок. По приезде со мной поговорил дедок индусского происхождения, притащил мне парашют и повел к самолету. Это оказалась Citabria. Даже на вид большая разница по сравнению с C-172 - меньше, легче, тканевая обшивка, сидения тандемом, а не бок о бок. Ну и самое главное - ручка вместо штурвала и хвостовое колесо. Да, что еще интересно - "аеропорт" - это просто поле, к тому же наклонное, без всякой разметки. Как мне обьяснил мой индусский "гуру", на большинстве самолетов там вообще нет радио (очень колоритные бипланы 30-х годов), так что никаких "airport advisories" и в помине нету. Короче, кое-как я вырулил на полосу, не зацепив ни один из планеров, ожидавших буксира (буксир - cropduster; не знаю его названия, но, на мой взгляд, самый уродливый моноплан, какой я только видел). Мне показалось, что рулить задним голесом труднее, чем носовым - сильнее надо жать на педали. Когда мы начали разбег, дед сказал, чтобы я потихоньку отдал ручку от себя. Citabria поскакала, как коза (ну или мне так показалось- с грунтовой полосы я ведь ни разу не взлетал). В общем, не помню, как я взлетел - дед сказал, мол, все в порядке, обычное дело. Во время набора высоты курс держать было довольно трудно - я просто старался идти примерно в нужном направлении. В C-172 я давно уже приноровился удерживать шарик по центру правой педалью, а тут получалось - либо шарик в центре, либо летим куда надо. Короче, набрали мы 5000 высоты и пришли в зону. Дед попросил меня для начала резко набрать высоту, а потом спикировать. У меня в пузе заныло в предчувствии неприятных ощущений, знакомых по C-172, но на удивление все было очень даже в кайф. Наверное, вся разница в двух наборах ремней, плотно удерживающих в кресле. Потом дед сказал, что покажет "петлю" и попросил меня сказать ему, когда мы разгонимся до 140 узлов (все приборы у меня на переднем сидении, а ему сзади ничего не видно). С 5000 мы пошли в пике, на 140 дед выровнял самолет и резко взял на себя. Где-то в тот момент, когда мы были горизонтально вверх колесами, он сказал мне смотреть вверх и чуть назад. Для этого пришлось закинуть голову, и через прозрачный потолок я увидел наплывающую землю. Потом он сказал смотреть перед собой, и земля появилась под носом. Дед убрал обороты и вытянул самолет в горизонатальное положение. Потом я попробовал сам, но в верхней точке что-то сделал не так (вроде как перетянул ручку), и нас свернуло набок. Две следуюшие петли прошли как по маслу.
Потом инструктор предложил мне попробовать power-on stall. Я по привычке довольно сильно взял на себя (попробуй задрать нос у C-172) и дал правой ноги. В результате я перевернул нас на спину. Дед выровнял самолет и сказал, мол, давай лучше сразу сделаем бочку. 130 узлов, нос задран градусов на 30, ручку резко влево до упора. Когда я попробовал сам, оказалось, что чисто выполнить маневр мне мешают колени - маловато места - но с грехом пополам я обернул нас вокруг горизонтальной оси. После этого дед сказал - пошли домой. Перед заходом на base leg я держал скорость где-то 80 узлов (закрылок нет); "полоса" шла уклоном вверх, поетому пришлось задрать нос больше чем обычно, но дед остался очень доволен посадкой и сказал, что я сел на три точки.
В обшем, полнейший кайф. Самое удивительное, что меня совсем не укачало - ну, слегка "разболтало", хотя мне бывает достаточно средней турбулентности. Ну и балдеж, конечно, в том, что у Citabrii, по ощущению, нет никакой интерции - она мгновенно реагирует на обороты и рули. И еще - сидишь по центру, а не сбоку. Вот где начинаешь понимать, что значит "срастись с самолетом". Места бы еще в нем побольше...
Ой, где был я вчера... (акробатика)
-
- Уже с Приветом
- Posts: 243
- Joined: 17 Aug 2000 09:01