vovap wrote:tihij wrote:Ни одна разведка в мире не в состоянии создать/раскрытить/"вывсти_в_люди"
массовое политическое движение.
Из чего вы сделали заключение, что я не знаю, о чем пишу?
Создать - не создать, это игра слов. В такой бедной стране затратив немного усилий и денег несложно направить движение в нужную сторону. Тем более, что оно было сформировано на пакистанской территории в лагерях афганских беженцев. Без помощи Пакистана оно никогда бы не смогло прийти к власти в Афганистане.
Точно также хорошенько потом помогли северному альянсу - и они взяли Кабул.
Если мы вспомним, как неоднороден мусульманский мир и как неоднороден запад. Есть ЕС и есть США с разными интересами и геополитич.амбициями. «Афганской вооруженной оппозиции» (в советские годы) помогал и запад и восток. С таким же успехом можно заявлять о том, что талибов создала Саудовская Аравия – и это будет отчасти правдой, отчасти – очень большим упрощением, т.е. несостоятельным фуфлом.
Пресловутая «вооруженная оппозиция» - те местное население, боровшееся против советских войск и местных революционеров, была ну очень неоднородной – поскольку в самом Афгане живет довольно много различных этносов. Пуштуны, таджики, хезарейцы, узбеки, туркмены и т.д. Относительно мирная страна (при королевском правлении) была расколота сперва по идейно-классово признаку (за революцию и против), а впоследствии – уже этнически. В том кровавом винегрете, который творится в Афганистане уже >20 лет, практически с самого начала очень велика составляющая, которая называется «межэтнический конфликт».
Талибан – это 100% этнически чистое пуштунское религиозное движение, которое возникло как побочный продукт этой войны в лагерях беженцев и пакистанских медресе, в которых учились дети пуштунских беженцев. Запад ли, СССР ли в принципе не вели свою игру в национальном контексте. Как СССР осуществлял свое военное присутствие по идеологически-классовому признаку – «братская помощь афганскому народу в деле построения социализма», так и запад осуществлял свою военную помощь в адрес «вооруженной оппозиции» не делая различий по нац.признаку (как-бы вообще – против Советов и коммунистов). Какое-то деление с соотв.трениями могло возникать только внутри самой тогдашней оппозиции при распределении ресурсов. Естественно, должностные лица пуштунской национальности в Пакистане более сочувствовали своим, нежели такджикам Масуд-шаха, которые по определению были для них чужаками и конкурентами.
Пакистан как (также относительно многонациональное) исламское государство светское типа не получал ничего хорошего для себя в случае полной военной и политической победы талибов. Тем не менее, официальный Исламабад поддерживал талибов именно как оппозицию коммунистам, но не как пуштунскую партию.