NUT wrote:Вы немного не учитываете, что человек, оказавшийся в 15 лет в университете - это, так скажем, не типичный 15-летний. И тот факт, что он в течение нескольких последних лет своей жизни общался практически только с людьми старше его (в той же школе), меняет _очень_ многое. Уж поверьте мне, как испытавшему это на собственной шкуре.
Так-то оно так, но, скорее всего, этот 15-летний обгоняет своих ровесников умственно, но совсем не обязательно социально, физически и т.д. То есть те люди, с которыми он пойдёт в университет, всё равно более опытные.
Вот что пишет на эту тему известный российский психотерапевт Николай Нарицын (
http://www.naritsyn.ru):
"...сколько известно ребятишек, которые в школе перешагивают через класс, а то и через два, заканчивают школьную программу экстерном, а потом где-то лет в 14 становятся студентами ВУЗа. Все восхищаются, педагоги ахают, родители других детей порой завидуют, газеты пишут, телевидение снимает… Но как в детской песенке про пластилиновую ворону: "А дальше?"
По этому поводу хорошо сказала одна старая учительница, которая случайно по телевизору увидела передачу о четырнадцатилетнем мальчике, ставшем студентом МГУ. Она покачала головой и сказала: "Ох уж эти родители. Куда они только торопятся? Можно подумать, у них дом горит!"
Увы, старая педагогесса права: торопятся тут тоже именно родители, а не сам ребенок. Да, практически все дети, если их не подавлять изначально, а наоборот, развивать их любознательность, могут хорошо учиться, как говорится, схватывая на лету. Интеллект развивается, дети легко воспринимают информацию и пользуются ею. Но для того, чтобы по воле родителя сделать вундеркинда, нужно набить ребенка этими знаниями как можно плотнее. Пройти школьную программу как можно раньше, раньше поступить в институт… Зачем? А затем, чтобы педагоги ахали, родители других детей завидовали, газеты писали, телевидение снимало - в том числе снимало не только чудо-ученика, но и его родителей. Вот, мол, какого умника вырастили!
А самому умнику каково? Можно, конечно, сказать, что он получил некую фору: пока его сверстники будут получать высшее образование, он уже найдет себе хорошую работу, раньше начнет делать карьеру, раньше встанет на ноги… Но тут, как говорится. "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Точнее - про то, что ребенку все же не 17 лет, а 14. И воспринимать его будут соответственно - для детей даже учеба порой становится вторичной по отношению к социализации в детском коллективе, а когда такой чудо-ученик оказывается среди студентов - он наверняка будет "инородным телом".. Чем, собственно, он будет выделяться в ВУЗЕ? Все кончили школу, все сдали экзамены и были приняты. Только всем 18, а ему 14. Так это разве повод для восхищения? Скоре это повод для смеха и шуточек: мол, молодой еще, помолчи, когда старшие говорят… Никто в институтской среде в общем-то не принимает его всерьез. Он наверняка не сможет найти со старшими сокурсниками общего языка. И в результате в студенческой среде окажется не знаменитостью, а изгоем. Вот и еще почва для комплекса неполноценности - не говоря уже о том резком "перепаде давления", которое ощущает юный студент, переходя от восхищения к откровенному игнорированию. И ко всему прочему - зря положено столько труда, сейчас уже никто это не оценит…"